Отмечаем День святого Патрика в компании «Грэбберсов», «Дублинских дебоширов» и других крепких жанровых проектов.
Новое ирландское кино – лучший способ провести День святого Патрика. Однако дело не только в подходящем инфоповоде: стране скал и виски есть что предложить заядлому киноману. В копилку, конечно, стоит с ходу добавить такие ленты, как «Сестры Магдалены» (2002), «Завтрак на Плутоне» (2005) или «Ветер, который качает вереск» (2007). Но зрители уже успели их как следует рассмотреть и полюбить. А потому «КиноРепортер» собрал самые яркие ирландские фильмы последнего десятилетия.
«Грэбберсы» (2012)
Воды вблизи прекрасного ирландского островка окрасились красным: на рыболовецкое судно прибыли инопланетяне и со страстью убивают направо и налево. Однако до захвата мира еще далеко: дело в том, что пришельцы терпеть не могут алкоголь, а вот жители островка, напротив, жизни без него не представляют. Ирландцы же! Этот шаблон о любви к выпивке играет, пожалуй, главную роль в «Грэбберсах». Ведь выжить (да еще и надрать пришельцам щупальца) местным помогает злоупотребление спиртным. Словом, этот фильм прямо-таки настаивает, чтобы вы запаслись перед просмотром виски и ни на что не отвлекались.
Задорный и местами романтичный фарс с пьющими копами и бабушками на фоне безудержного барного веселья и ползущих со стороны моря осьминогов с зубами представляет собой отдельный жанр хоррор-комедии. К таким можно отнести «Правила бойни» (2018) и «Оборотни внутри» (2020) – грубо говоря, ужастики, где с опасным существом справляются в первую очередь при помощи юмора и народного, так сказать, единения. «Грэбберсы», правда, больше концентрируются на стереотипах и отличаются интересным актерским составом: главные роли исполнили Ричард Койл (отец Блэквуд из «Леденящих душу приключений Сабрины») и Рассел Тови (Генри Найт из «Шерлока»).
«Мальчишник по-ирландски» (2013)
Помните задорный «Мальчишник в Вегасе» (2009)? Это были цветочки! Герои этого фильма отправляются отметить предстоящую свадьбу друга… в лес. Несмотря на протесты этого самого почти-женатика Фионана (он-то недавно понял, что является метросексуалом и не прочь побывать на девичнике). На самом деле Давин, друг Фионана, уже было приготовился к тихой прогулке по ирландской глуши – вместо отвязной тусовки со стриптизом или что там еще по шаблону положено. Но в дело вмешивается брат невесты по прозвищу Машина и устраивает парням настоящий лесной ад.
Вместе парням предстоит, предварительно избавившись от компаса, спалить пару палаток, пережить борьбу с электрическим током, выгулять свои голые тела на ночном морозе, потеряться и найти себя. Ну и соорудить исподнее из первой шкурки какого-нибудь несчастного зверька, куда же без этого. Кажется, именно этим диким мальчишником вдохновлялись создатели третьего сезона «Ты» (2018–…) – перерождающий стрессовый опыт неистово мужской лесной тусовки повлияет на каждого из героев. А разыгрывают все это прекрасные Эндрю Скотт, Хью О’Конор, Питер МакДональд и Брайан Глисон (сын Брендана, брат Донала).
«Голгофа» (2014)
Что будет, если хорошему священнику пригрозить смертью? Он продолжит быть хорошим священником. Так происходит и с отцом Джеймсом. Во время исповеди прихожанин говорит, что стал жертвой насилия, однако человек, причинивший ему боль, уже умер. И рассуждая о том, что смерть хорошего человека может пробудить в людях хоть какую-то сознательность, мужчина обещает убить Джеймса спустя 7 дней.
В течение недели священник каждый день заботится о своих прихожанах, хотя каждый день его посещают разного рода сомнения о приближающейся смерти. Но когда наступает роковое воскресенье, Джеймс не сопротивляется. А убийца не отказывается от задумки. И есть только одно, что их объединяет: святой отец помог прихожанам, а ему помог палач.
У режиссера Джоны Майкла МакДона есть и другие сильные проекты, как, например, «Однажды в Ирландии» (2011) или The Forgiven (2021). Кроме того, он родной брат Мартина МакДоны – другого крепкого драматурга ирландского происхождения. На его счету всеми любимые «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017). В 2022 году мы все ждем новый проект старшего МакДоны – «Банши Инишерина».
«Песнь моря» (2014)
После исчезновения жены отец-одиночка воспитывает сына Бена и новорожденную дочь Сиршу. Но когда девочке исполняется 6 лет, она так и не начинает говорить, и потому заботливая бабушка забирает детей в город. Там малышка слышит зов моря и пропадает в скрытом от взрослых глаз сказочном мире. Бен бросается на поиски Сирши, несмотря на то, что недолюбливает сестру. И вместе дети переживают настоящее приключение и спасают застывших в камне духов моря.
Это, конечно, не первый мультфильм студии Cartoon Saloon – первым была «Тайна Келлс» (2008). Но не упомянуть потрясающе красивую и понятную интерпретацию легенды о Шелки просто нельзя. Шелки – волшебные морские создания с чудесным голосом — иначе говоря, люди-тюлени, они нередко становятся героями книг или кино. Отличный пример – фильм «Ундина» (2009) с Колином Фарреллом в главной роли. Но тот холоден и суров в исполнении, в то время как «Песнь моря» буквально расцветает на экране, транслируя человеколюбие и визуальную эстетику.
В 2020-м у студии вышел новый мультфильм «Легенда о волках», который исследует проблему Другого через популярный фольклорный сюжет об оборотнях.
«Из тьмы» (2015)
С одной стороны, классическая история про «плохой лес», с другой – отсылки к народным страшным сказкам. Семья с маленьким ребенком переезжает в ирландскую глубинку. Глава семейства Адам работает с растениями и грибами. Он берется за исследование леса перед застройкой и обнаруживает немало мрачных особенностей. Местные жители в свою очередь предупреждают семью, что среди деревьев обитает зло, темные духи, которые рады любой свежей крови, – и лучше Адаму забрать жену Клэр, сына Финна и убраться оттуда подальше.
Семья не прислушивается к совету и сталкивается с тьмой, которая, словно споры, распространяется повсюду, включая машину Адама и даже дом, который прежде казался безопасным. Кроме грибка, который вызывает мутации и живет собственной жизнью, лес населяют темные существа – феи, питающие страсть к похищению детей. Однако когда пара сталкивается с ними и осознает, что Финна заменили на подкидыша, становится слишком поздно бежать…
Фильм ужасов для ирландского кинематографа – история своеобразная, самобытная. Хотя успешные хорроры, которые нравятся и зрителям, и критикам, случаются раз в несколько лет. Среди примеров – «Канал» (2014) и «Песнь дьявола» (2016), лишенные, однако, фольклорной составляющей. Первый представляет собой эстетский хоррор с поисками жены и таинственными убийствами, второй же прорабатывает тему скорби, которая делает людей уязвимыми к вечно голодной тьме.
«Рок-н-ролльщики» (2016)
Подростковая комедия о любви к рок-н-роллу могла быть снята (и снималась не раз) где угодно, но в этот раз очутилась на улицах Дублина, чтобы влюбить зрителей в этот город. Неудачник Конор попадает в новую школу из-за денежного кризиса в семье и поначалу чувствует себя не в своей тарелке. Однако стоит парню встретить красотку Рафину, как он тут же изобретает музыкальную группу и зовет девушку сняться в его клипе. Смешно, мило, задорно – прямо как юность в стиле The Beatles на фоне 1980-х.
Играют Конор и его друзья неплохо и постоянно репетируют, чтобы создать что-то достойное, а Рафина становится музой для главного героя. Но стоило делам пойти в гору, как родители мальчика сообщают о разводе, а девушка так и вовсе оказывается «занята» другим. Тем не менее любовь к музыке и желание сбежать от всего мира все-таки объединят парочку, и все станет на свои места – даже хорошее настроение.
«Песнь дьявола» (2016)
Нетипичный фильм ужасов о скорби, которая порой принимает темную форму, способен как следует напугать даже насмотренного зрителя. По сюжету, потерявшая сына София надеется наладить контакт с потусторонним миром и, если повезет, даже вернуть мальчика. С просьбой о помощи она обращается к медиуму Джозефу, который знает правильный ритуал. В планах – запастись едой и на полгода запереться в спрятанном от цивилизации особняке, предварительно окружив его кругом из соли. Если приступить к ритуалу, назад пути не будет – его придется завершить, иначе случится страшное. Да что уж там, страшно даже осознавать, что с незнакомым оккультистом придется безвылазно провести аж полгода!
Однако фильм идет по стопам свежего жанра слоубернер (англ. slow – медленный, burn – гореть), как «Ведьма» Роберта Эггерса или «Реинкарнация» Ари Астера. По одну сторону – камерная, почти клаустрофобная (действие происходит в одном доме) атмосфера, по другую – захватывающие ирландские пейзажи. И где-то посередине рождается необъяснимая темнота, которой соляной круг не помеха. Действие развивается медленно и в конце концов подводит к осознанию, что переживший потерю порой все же становится бесстрашным и находит в себе силы для прощения.
«Майкл внутри» (2017)
Социальная драма о том, что нельзя побороть клеймо системы – нередкая история для ирландского кинематографа. Впечатлительный 18-летний Майкл попадает в тюрьму, где ему предстоит по-настоящему повзрослеть. Юношу ждут три месяца заключения из-за сумки с наркотиками, которую он буквально «подержал» в руках… Что может ждать его в толпе безбашенных мужиков, которые не только сидят за дело, но еще и на новичке рады отыграться? Однако избежать встречи с системой правосудия сложно, если мать умерла от передозировки, отец в тюрьме, а ты сам уже совершеннолетний и, значит, общественными работами отделаться не сможешь.
И одно дело пережить эти три месяца тюрьмы, а другое – строить планы на будущее, зная, что уже никому не нужен: не только родителям, но и обществу в целом. Колледж, работа и прочие радости цивилизованного мира становятся почти недостижимыми для Майкла из-за его заключения. И парень вполне может выбрать серую дорожку, как его отец, но тогда судьба закольцуется – и он будет регулярно попадать в тюрьму. А можно пойти другим путем и с усилием вырвать себе место под солнцем в «цивилизованном» социуме. За метаниями и трансформацией главного героя наблюдать непросто, но оторваться невозможно: настолько прекрасно играет Дафид Флинн. И что бы он в конце концов ни выбрал, зрительское сочувствие он точно заслужит.
На фестивале Galway Film Fleadh актеру вручили премию в категории «Новый талант» имени Бингэма Рэя. А картина отметилась в четырех номинациях, но поучила только одну премию IFTA – зато в категории «Лучший фильм».
«Черный 47-й» (2018)
Лэнс Дэйли на протяжении 15 лет исследует все стороны жизни простого ирландца: первая любовь подростка на фоне ночного Дублина в «Поцелуях» (2008), столкновение карьеры и любви в «Хорошем докторе» (2011), семейные отношения после экономического кризиса в «Легкой жизни» (2013). Однако наиболее тяжелой и мощной его работой на данный момент является драма о жутком эпизоде в истории Ирландии – Великом голоде c 1847 по 1849 год. Наиболее тяжелый период пришелся на 1847-й, который впоследствии назвали «Черный 47-й». Мрачная историческая драма с тягучей гнетущей атмосферой.
В центре сюжета – Фини, беглый солдат британской армии, который, вернувшись в родную Ирландию, обнаружил, что мать умерла, а брата казнили. Жителей страны ждет холодная зима, однако британские власти вывозят запасы пшеницы и выгоняют людей из домов. Это укрепляет дезертира в желании найти ответственных и разобраться с ними. Ситуация осложняется тем, что на поимку Фини отправляют его бывшего сослуживца, которого по такому поводу освобождают из тюрьмы за убийство.
Великому голоду в Ирландии также посвящена лента «Остров безумия» (Arracht, 2019), признанная одним из лучших фильмов 2021 года – по причине отложенного проката.
«Раскопки» (2018)
Суровая, как ветер над скалистыми берегами, драма рассказывает историю преступника Ронана Каллахана. Мы застаем его после 15-летнего заключения: парень только что вышел из тюрьмы. Несчастный отсидел за убийство собственной девушки, но вот беда: он совершенно не помнит ту роковую ночь, и потому первое, что Ронан делает, – избавляется от спиртного.
Но не успел он как следует обустроиться в своей темной тесной лачуге, как на его землю приходит отец убитой: оказалось, все 15 лет он искал тело дочери, но поиски не увенчались успехом. И чтобы искупить вину, Каллахан берется помочь старику, пока тот окончательно не сошел с ума. И пока мужчины ведут раскопки, на поверхность вырывается жестокая правда.
«Сверх(НЕ)естественное» (2019)
Днем 40-летняя Роуз учит людей вождению, а вечером до отвала наедается всякой дрянью и сокрушается о прошлом. Дело в том, что ее отец был медиумом и передал дочери свой дар. Но во время одного из сеансов отец погиб, и теперь Роуз винит себя – и отказывается заниматься спиритизмом. Увы, дар ее регулярно догоняет (а потом еще раз догоняет) и дает понять, что она просто обязана помогать людям. Так что после пропажи дочери симпатичного незнакомца Роуз все-таки берется за дело.
Выясняется, что девушку похитил популярный музыкант, чтобы остаться в шоу-бизнесе. Ему не удается продлить контракт с лейблом, а потому приходится заключать договор с потусторонними силами. И для этого нужна практически единственная в городе девственница – дочь приятеля Роуз. Звучит дико, но на деле очень смешно. Спиритизм и даже шоу-бизнес подлежат тотальному осмеянию через очаровательный без пяти минут ромком. Бонусом идут уморительные житейские проблемы людей с призраками на заднем дворе.
«Дублинские дебоширы» (2020)
Более жесткий и резвый собрат «Рок-н-ролльщиков» – фильм про вчерашних школьников, которые делают первый глоток свободы. Там есть все что нужно: Дублин, юность, Аня Тейлор-Джой. Плюс атмосфера в духе культовой ленты, где бравые шотландские парни прокалывали, вдыхали и поджигали жизнь. Не «На игле», конечно, но близко. Страх, секс, алкоголь и внутренние демоны перемешиваются с дерзкой страстью к жизни, а харизматичные персонажи вовсю отыгрываются за школьные годы.
Фильм одновременно красивый и дискомфортный: окончив школу, Мэттью, Джозеф и Рез активно проверяют на прочность не только себя, но и окружающий мир. Однако вместо знакомства со «взрослой» реальностью они погружаются в иллюзию свободы – драки, запрещенные вещества, отвязные вечеринки приближают их к зависимости и смерти быстрее, чем к, собственно, свободе и жизни. Зато выглядит этот юношеский декаданс романтично, да и каст радует: Финн Коул («Острые козырьки»), Дин-Чарльз Чепмен («Игра престолов») и успевший вырасти после «Рок-н-ролльщиков» Фердия Уолш-Пило.
«Побег в Ирландию» (2020)
Много поводов умереть и один, чтобы остаться (любовь, конечно же) – вот что кратко характеризует неудачника Джимми, который, убегая от своих грехов, вынужден вернуться домой. А там отец на смертном одре и со странным завещанием. Увы, герой оказался в ловушке – Джимми не может похоронить отца, пока идет дождь (такова воля усопшего), а дождь и не думает прекращаться…
День за днем парень пытается вырваться из бредовой реальности, все больше загоняя себя в преступную кабалу, и только когда он взмолился (скорее возопил) о пощаде, голос свыше указал бедняге путь. По сути, это «День сурка» по-ирландски – с обновленной трактовкой библейских сюжетов и крепким черным юмором. А ситуация разрешится, когда главный герой встанет на путь исправления, отсюда и оригинальное название Redemption of a Rogue (англ. искупление негодяя). Ну а самая важная для спасения души вещь – это любовь, за которую по сюжету отвечает красотка в красном из бара.
«Из огня да в полымя» (2020)
Фильм (в оригинале Wildfire) объединяет личную и политическую травму воедино, трансформируя их симбиоз в медленный и болезненный распад личности. И на первом плане – тяжелое наследие войны в Северной Ирландии, с которым живет уже не первое поколение. Хотя пометка на въездной табличке, заменяющая Northern Ireland на One Ireland, в очередной раз напоминает, что не может быть двух разных Ирландий по разные стороны одной границы.
В центре сюжета – сестры Лорен и Келли, которые выросли в маленьком городке на границе с Ирландией. Они были неразлучны, и особенно их сплотила таинственная смерть матери и гибель отца из-за бомбы. Однако взросление все изменило: Келли пропала, год ее считали мертвой, а теперь она вернулась – и Лорен не уверена, счастлива ли видеть сестру снова. Ведь та, постепенно съезжая с катушек, рушит фасад нормальности, который из последних сил поддерживает Лорен. И неизвестно, смогут ли они, держась друг за друга, как раньше, устоять перед волной травмирующих воспоминаний.
Для Ники МакГиган, исполнившей главную роль, картина «Из огня да в полымя» стала последней работой. Актрису посмертно наградили премией Ирландской кино- и телевизионной академии (IFTA) за выдающуюся игру в фильме. Кроме того, Кэти Брэди, для которой лента стала дебютом в полном метре, получила приз IFTA в категории «Лучший режиссер».
Съемки преимущественно проходили в Северной Ирландии, но фильм попал в список потому, что отражает боль обеих сторон. Хотя произведенные там картины сейчас принято считать британскими. Для тех, кто только погружается в тему: начать знакомство с историей Конфликта в Северной Ирландии стоит с понятного и красивого биографического фильма Кеннета Браны «Белфаст» (2021).
It Is In Us All (2022)
Вдохновленный реальной историей фильм предлагает новый взгляд на маскулинность. Название дебютного фильма Антонии Кэмпбелл-Хьюз переводится как «Это есть во всех нас». Актриса играла в таких фильмах, как «Завтрак на Плутоне» (2005) Нила Джордана, «Канал» (2014) Айвана Кэвэна и «Редкие звери» (2019) Билли Пайпер. А в этом году представила свой первый игровой проект – в качестве режиссера и сценариста.
Главный герой Хамиш (Космо Джарвис) воспитывался на сильном мужском образе его отца-бизнесмена. И несмотря на плотную и почти болезненную связь с родными местами, Хамиш испытывает тотальный дискомфорт: ухоженный и одетый с иголочки, он совершенно не вписывается в пейзаж ирландской глубинки, куда приехал разобраться с наследством. Однако в пути он попадает в аварию, и тот факт, что он выжил при лобовом столкновении, заставляет мужчину выстроить диалог с самим собой.
Буквально на днях фильм получил специальный Гран-при жюри за экстраординарное кинематографическое видение на фестивале SXSW (South by Southwest).
Комментарии