Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Новое ирландское кино: 15 картин в разных жанрах

Новое ирландское кино: 15 картин в разных жанрах

17 марта 2022 /
Новое ирландское кино: 15 картин в разных жанрах

Отмечаем День святого Патрика в компании «Грэбберсов», «Дублинских дебоширов» и других крепких жанровых проектов.

Новое ирландское кино – лучший способ провести День святого Патрика. Однако дело не только в подходящем инфоповоде: стране скал и виски есть что предложить заядлому киноману. В копилку, конечно, стоит с ходу добавить такие ленты, как «Сестры Магдалены» (2002), «Завтрак на Плутоне» (2005) или «Ветер, который качает вереск» (2007). Но зрители уже успели их как следует рассмотреть и полюбить. А потому «КиноРепортер» собрал самые яркие ирландские фильмы последнего десятилетия.

«Грэбберсы» (2012)

Воды вблизи прекрасного ирландского островка окрасились красным: на рыболовецкое судно прибыли инопланетяне и со страстью убивают направо и налево. Однако до захвата мира еще далеко: дело в том, что пришельцы терпеть не могут алкоголь, а вот жители островка, напротив, жизни без него не представляют. Ирландцы же! Этот шаблон о любви к выпивке играет, пожалуй, главную роль в «Грэбберсах». Ведь выжить (да еще и надрать пришельцам щупальца) местным помогает злоупотребление спиртным. Словом, этот фильм прямо-таки настаивает, чтобы вы запаслись перед просмотром виски и ни на что не отвлекались.

Задорный и местами романтичный фарс с пьющими копами и бабушками на фоне безудержного барного веселья и ползущих со стороны моря осьминогов с зубами представляет собой отдельный жанр хоррор-комедии. К таким можно отнести «Правила бойни» (2018) и «Оборотни внутри» (2020) – грубо говоря, ужастики, где с опасным существом справляются в первую очередь при помощи юмора и народного, так сказать, единения. «Грэбберсы», правда, больше концентрируются на стереотипах и отличаются интересным актерским составом: главные роли исполнили Ричард Койл (отец Блэквуд из «Леденящих душу приключений Сабрины») и Рассел Тови (Генри Найт из «Шерлока»).  

«Мальчишник по-ирландски» (2013)

Помните задорный «Мальчишник в Вегасе» (2009)? Это были цветочки! Герои этого фильма отправляются отметить предстоящую свадьбу друга… в лес. Несмотря на протесты этого самого почти-женатика Фионана (он-то недавно понял, что является метросексуалом и не прочь побывать на девичнике). На самом деле Давин, друг Фионана, уже было приготовился к тихой прогулке по ирландской глуши – вместо отвязной тусовки со стриптизом или что там еще по шаблону положено. Но в дело вмешивается брат невесты по прозвищу Машина и устраивает парням настоящий лесной ад.

Вместе парням предстоит, предварительно избавившись от компаса, спалить пару палаток, пережить борьбу с электрическим током, выгулять свои голые тела на ночном морозе, потеряться и найти себя. Ну и соорудить исподнее из первой шкурки какого-нибудь несчастного зверька, куда же без этого. Кажется, именно этим диким мальчишником вдохновлялись создатели третьего сезона «Ты» (2018–…) – перерождающий стрессовый опыт неистово мужской лесной тусовки повлияет на каждого из героев. А разыгрывают все это прекрасные Эндрю Скотт, Хью О’Конор, Питер МакДональд и Брайан Глисон (сын Брендана, брат Донала).

«Голгофа» (2014)

Что будет, если хорошему священнику пригрозить смертью? Он продолжит быть хорошим священником. Так происходит и с отцом Джеймсом. Во время исповеди прихожанин говорит, что стал жертвой насилия, однако человек, причинивший ему боль, уже умер. И рассуждая о том, что смерть хорошего человека может пробудить в людях хоть какую-то сознательность, мужчина обещает убить Джеймса спустя 7 дней.

В течение недели священник каждый день заботится о своих прихожанах, хотя каждый день его посещают разного рода сомнения о приближающейся смерти. Но когда наступает роковое воскресенье, Джеймс не сопротивляется. А убийца не отказывается от задумки. И есть только одно, что их объединяет: святой отец помог прихожанам, а ему помог палач.

У режиссера Джоны Майкла МакДона есть и другие сильные проекты, как, например, «Однажды в Ирландии» (2011) или The Forgiven (2021). Кроме того, он родной брат Мартина МакДоны – другого крепкого драматурга ирландского происхождения. На его счету всеми любимые «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017). В 2022 году мы все ждем новый проект старшего МакДоны – «Банши Инишерина».

«Песнь моря» (2014)

После исчезновения жены отец-одиночка воспитывает сына Бена и новорожденную дочь Сиршу. Но когда девочке исполняется 6 лет, она так и не начинает говорить, и потому заботливая бабушка забирает детей в город. Там малышка слышит зов моря и пропадает в скрытом от взрослых глаз сказочном мире. Бен бросается на поиски Сирши, несмотря на то, что недолюбливает сестру. И вместе дети переживают настоящее приключение и спасают застывших в камне духов моря.

Это, конечно, не первый мультфильм студии Cartoon Saloon – первым была «Тайна Келлс» (2008). Но не упомянуть потрясающе красивую и понятную интерпретацию легенды о Шелки просто нельзя. Шелки – волшебные морские создания с чудесным голосом — иначе говоря, люди-тюлени, они нередко становятся героями книг или кино. Отличный пример – фильм «Ундина» (2009) с Колином Фарреллом в главной роли. Но тот холоден и суров в исполнении, в то время как «Песнь моря» буквально расцветает на экране, транслируя человеколюбие и визуальную эстетику.

В 2020-м у студии вышел новый мультфильм «Легенда о волках», который исследует проблему Другого через популярный фольклорный сюжет об оборотнях.

«Из тьмы» (2015)

С одной стороны, классическая история про «плохой лес», с другой – отсылки к народным страшным сказкам. Семья с маленьким ребенком переезжает в ирландскую глубинку. Глава семейства Адам  работает с растениями и грибами. Он берется за исследование леса перед застройкой и обнаруживает немало мрачных особенностей. Местные жители в свою очередь предупреждают семью, что среди деревьев обитает зло, темные духи, которые рады любой свежей крови, – и лучше Адаму забрать жену Клэр, сына Финна и убраться оттуда подальше.

Семья не прислушивается к совету и сталкивается с тьмой, которая, словно споры, распространяется повсюду, включая машину Адама и даже дом, который прежде казался безопасным. Кроме грибка, который вызывает мутации и живет собственной жизнью, лес населяют темные существа – феи, питающие страсть к похищению детей. Однако когда пара сталкивается с ними и осознает, что Финна заменили на подкидыша, становится слишком поздно бежать…

Фильм ужасов для ирландского кинематографа – история своеобразная, самобытная. Хотя успешные хорроры, которые нравятся и зрителям, и критикам, случаются раз в несколько лет. Среди примеров – «Канал» (2014) и «Песнь дьявола» (2016), лишенные, однако, фольклорной составляющей. Первый представляет собой эстетский хоррор с поисками жены и таинственными убийствами, второй же прорабатывает тему скорби, которая делает людей уязвимыми к вечно голодной тьме.

«Рок-н-ролльщики» (2016)

Подростковая комедия о любви к рок-н-роллу могла быть снята (и снималась не раз) где угодно, но в этот раз очутилась на улицах Дублина, чтобы влюбить зрителей в этот город. Неудачник Конор попадает в новую школу из-за денежного кризиса в семье и поначалу чувствует себя не в своей тарелке. Однако стоит парню встретить красотку Рафину, как он тут же изобретает музыкальную группу и зовет девушку сняться в его клипе. Смешно, мило, задорно – прямо как юность в стиле The Beatles на фоне 1980-х.

Играют Конор и его друзья неплохо и постоянно репетируют, чтобы создать что-то достойное, а Рафина становится музой для главного героя. Но стоило делам пойти в гору, как родители мальчика сообщают о разводе, а девушка так и вовсе оказывается «занята» другим. Тем не менее любовь к музыке и желание сбежать от всего мира все-таки объединят парочку, и все станет на свои места – даже хорошее настроение.

«Песнь дьявола» (2016)

Нетипичный фильм ужасов о скорби, которая порой принимает темную форму, способен как следует напугать даже насмотренного зрителя. По сюжету, потерявшая сына София надеется наладить контакт с потусторонним миром и, если повезет, даже вернуть мальчика. С просьбой о помощи она обращается к медиуму Джозефу, который знает правильный ритуал. В планах – запастись едой и на полгода запереться в спрятанном от цивилизации особняке, предварительно окружив его кругом из соли. Если приступить к ритуалу, назад пути не будет – его придется завершить, иначе случится страшное. Да что уж там, страшно даже осознавать, что с незнакомым оккультистом придется безвылазно провести аж полгода!

Однако фильм идет по стопам свежего жанра слоубернер (англ. slow – медленный, burn – гореть), как «Ведьма» Роберта Эггерса или «Реинкарнация» Ари Астера. По одну сторону – камерная, почти клаустрофобная (действие происходит в одном доме) атмосфера, по другую – захватывающие ирландские пейзажи. И где-то посередине рождается необъяснимая темнота, которой соляной круг не помеха. Действие развивается медленно и в конце концов подводит к осознанию, что переживший потерю порой все же становится бесстрашным и находит в себе силы для прощения.

«Майкл внутри» (2017)

Социальная драма о том, что нельзя побороть клеймо системы – нередкая история для ирландского кинематографа. Впечатлительный 18-летний Майкл попадает в тюрьму, где ему предстоит по-настоящему повзрослеть. Юношу ждут три месяца заключения из-за сумки с наркотиками, которую он буквально «подержал» в руках… Что может ждать его в толпе безбашенных мужиков, которые не только сидят за дело, но еще и на новичке рады отыграться? Однако избежать встречи с системой правосудия сложно, если мать умерла от передозировки, отец в тюрьме, а ты сам уже совершеннолетний и, значит, общественными работами отделаться не сможешь.

И одно дело пережить эти три месяца тюрьмы, а другое – строить планы на будущее, зная, что уже никому не нужен: не только родителям, но и обществу в целом. Колледж, работа и прочие радости цивилизованного мира становятся почти недостижимыми для Майкла из-за его заключения. И парень вполне может выбрать серую дорожку, как его отец, но тогда судьба закольцуется – и он будет регулярно попадать в тюрьму. А можно пойти другим путем и с усилием вырвать себе место под солнцем в «цивилизованном» социуме. За метаниями и трансформацией главного героя наблюдать непросто, но оторваться невозможно: настолько прекрасно играет Дафид Флинн. И что бы он в конце концов ни выбрал, зрительское сочувствие он точно заслужит.

На фестивале Galway Film Fleadh актеру вручили премию в категории «Новый талант» имени Бингэма Рэя. А картина отметилась в четырех номинациях, но поучила только одну премию IFTA – зато в категории «Лучший фильм».

«Черный 47-й» (2018)

Лэнс Дэйли на протяжении 15 лет исследует все стороны жизни простого ирландца: первая любовь подростка на фоне ночного Дублина в «Поцелуях» (2008), столкновение карьеры и любви в «Хорошем докторе» (2011), семейные отношения после экономического кризиса в «Легкой жизни» (2013). Однако наиболее тяжелой и мощной его работой на данный момент является драма о жутком эпизоде в истории Ирландии – Великом голоде c 1847 по 1849 год. Наиболее тяжелый период пришелся на 1847-й, который впоследствии назвали «Черный 47-й». Мрачная историческая драма с тягучей гнетущей атмосферой.

В центре сюжета – Фини, беглый солдат британской армии, который, вернувшись в родную Ирландию, обнаружил, что мать умерла, а брата казнили. Жителей страны ждет холодная зима, однако британские власти вывозят запасы пшеницы и выгоняют людей из домов. Это укрепляет дезертира в желании найти ответственных и разобраться с ними. Ситуация осложняется тем, что на поимку Фини отправляют его бывшего сослуживца, которого по такому поводу освобождают из тюрьмы за убийство.

Великому голоду в Ирландии также посвящена лента «Остров безумия» (Arracht, 2019), признанная одним из лучших фильмов 2021 года – по причине отложенного проката.

«Раскопки» (2018)

Суровая, как ветер над скалистыми берегами, драма рассказывает историю преступника Ронана Каллахана. Мы застаем его после 15-летнего заключения: парень только что вышел из тюрьмы. Несчастный отсидел за убийство собственной девушки, но вот беда: он совершенно не помнит ту роковую ночь, и потому первое, что Ронан делает, – избавляется от спиртного.

Но не успел он как следует обустроиться в своей темной тесной лачуге, как на его землю приходит отец убитой: оказалось, все 15 лет он искал тело дочери, но поиски не увенчались успехом. И чтобы искупить вину, Каллахан берется помочь старику, пока тот окончательно не сошел с ума. И пока мужчины ведут раскопки, на поверхность вырывается жестокая правда.

«Сверх(НЕ)естественное» (2019)

Днем 40-летняя Роуз учит людей вождению, а вечером до отвала наедается всякой дрянью и сокрушается о прошлом. Дело в том, что ее отец был медиумом и передал дочери свой дар. Но во время одного из сеансов отец погиб, и теперь Роуз винит себя – и отказывается заниматься спиритизмом. Увы, дар ее регулярно догоняет (а потом еще раз догоняет) и дает понять, что она просто обязана помогать людям. Так что после пропажи дочери симпатичного незнакомца Роуз все-таки берется за дело.

Выясняется, что девушку похитил популярный музыкант, чтобы остаться в шоу-бизнесе. Ему не удается продлить контракт с лейблом, а потому приходится заключать договор с потусторонними силами. И для этого нужна практически единственная в городе девственница – дочь приятеля Роуз. Звучит дико, но на деле очень смешно. Спиритизм и даже шоу-бизнес подлежат тотальному осмеянию через очаровательный без пяти минут ромком. Бонусом идут уморительные житейские проблемы людей с призраками на заднем дворе.

«Дублинские дебоширы» (2020)

Более жесткий и резвый собрат «Рок-н-ролльщиков» – фильм про вчерашних школьников, которые делают первый глоток свободы. Там есть все что нужно: Дублин, юность, Аня Тейлор-Джой. Плюс атмосфера в духе культовой ленты, где бравые шотландские парни прокалывали, вдыхали и поджигали жизнь. Не «На игле», конечно, но близко. Страх, секс, алкоголь и внутренние демоны перемешиваются с дерзкой страстью к жизни, а харизматичные персонажи вовсю отыгрываются за школьные годы.

Фильм одновременно красивый и дискомфортный: окончив школу, Мэттью, Джозеф и Рез активно проверяют на прочность не только себя, но и окружающий мир. Однако вместо знакомства со «взрослой» реальностью они погружаются в иллюзию свободы – драки, запрещенные вещества, отвязные вечеринки приближают их к зависимости и смерти быстрее, чем к, собственно, свободе и жизни. Зато выглядит этот юношеский декаданс романтично, да и каст радует: Финн Коул («Острые козырьки»), Дин-Чарльз Чепмен («Игра престолов») и успевший вырасти после «Рок-н-ролльщиков» Фердия Уолш-Пило.

«Побег в Ирландию» (2020)

Много поводов умереть и один, чтобы остаться (любовь, конечно же) – вот что кратко характеризует неудачника Джимми, который, убегая от своих грехов, вынужден вернуться домой. А там отец на смертном одре и со странным завещанием. Увы, герой оказался в ловушке – Джимми не может похоронить отца, пока идет дождь (такова воля усопшего), а дождь и не думает прекращаться…

День за днем парень пытается вырваться из бредовой реальности, все больше загоняя себя в преступную кабалу, и только когда он взмолился (скорее возопил) о пощаде, голос свыше указал бедняге путь. По сути, это «День сурка» по-ирландски – с обновленной трактовкой библейских сюжетов и крепким черным юмором. А ситуация разрешится, когда главный герой встанет на путь исправления, отсюда и оригинальное название Redemption of a Rogue (англ. искупление негодяя). Ну а самая важная для спасения души вещь – это любовь, за которую по сюжету отвечает красотка в красном из бара.

«Из огня да в полымя» (2020)

Фильм (в оригинале Wildfire) объединяет личную и политическую травму воедино, трансформируя их симбиоз в медленный и болезненный распад личности. И на первом плане – тяжелое наследие войны в Северной Ирландии, с которым живет уже не первое поколение. Хотя пометка на въездной табличке, заменяющая Northern Ireland на One Ireland, в очередной раз напоминает, что не может быть двух разных Ирландий по разные стороны одной границы.

В центре сюжета – сестры Лорен и Келли, которые выросли в маленьком городке на границе с Ирландией. Они были неразлучны, и особенно их сплотила таинственная смерть матери и гибель отца из-за бомбы. Однако взросление все изменило: Келли пропала, год ее считали мертвой, а теперь она вернулась – и Лорен не уверена, счастлива ли видеть сестру снова. Ведь та, постепенно съезжая с катушек, рушит фасад нормальности, который из последних сил поддерживает Лорен. И неизвестно, смогут ли они, держась друг за друга, как раньше, устоять перед волной травмирующих воспоминаний.

Для Ники МакГиган, исполнившей главную роль, картина «Из огня да в полымя» стала последней работой. Актрису посмертно наградили премией Ирландской кино- и телевизионной академии (IFTA) за выдающуюся игру в фильме. Кроме того, Кэти Брэди, для которой лента стала дебютом в полном метре, получила приз IFTA в категории «Лучший режиссер».

Съемки преимущественно проходили в Северной Ирландии, но фильм попал в список потому, что отражает боль обеих сторон. Хотя произведенные там картины сейчас принято считать британскими. Для тех, кто только погружается в тему: начать знакомство с историей Конфликта в Северной Ирландии стоит с понятного и красивого биографического фильма Кеннета Браны «Белфаст» (2021).

It Is In Us All (2022)

Кадр из фильма It Is In Us All (2022)

Вдохновленный реальной историей фильм предлагает новый взгляд на маскулинность. Название дебютного фильма Антонии Кэмпбелл-Хьюз переводится как «Это есть во всех нас». Актриса играла в таких фильмах, как «Завтрак на Плутоне» (2005) Нила Джордана, «Канал» (2014) Айвана Кэвэна и «Редкие звери» (2019) Билли Пайпер. А в этом году представила свой первый игровой проект – в качестве режиссера и сценариста.

Главный герой Хамиш (Космо Джарвис) воспитывался на сильном мужском образе его отца-бизнесмена. И несмотря на плотную и почти болезненную связь с родными местами, Хамиш испытывает тотальный дискомфорт: ухоженный и одетый с иголочки, он совершенно не вписывается в пейзаж ирландской глубинки, куда приехал разобраться с наследством. Однако в пути он попадает в аварию, и тот факт, что он выжил при лобовом столкновении, заставляет мужчину выстроить диалог с самим собой. 

Буквально на днях фильм получил специальный Гран-при жюри за экстраординарное кинематографическое видение на фестивале SXSW (South by Southwest).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: