Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Ночные бабочки в свете «волшебного фонаря»

Ночные бабочки в свете «волшебного фонаря»

14 мая 2022 /
Ночные бабочки в свете «волшебного фонаря»

К юбилею «Ночей Кабирии» рассказываем о прекрасных жрицах любви в кино.

Никаких исторических подробностей о работе публичных домов или о том, что девушки с низкой социальной ответственностью пишут в своих дневниках. Только 5 очень разных и прекрасных историй ночных бабочек, каждая из которых в первую очередь – просто женщина, которой нужны любовь, забота и… приключения.

«Проститутка» (1926)

Как ни удивительно, первый в нашей подборке о ночных бабочках фильм – советский. Название «Проститутка (Убитая жизнью)» сразу раскрывает суть сюжета: главная героиня Надежда вела нормальную жизнь, у нее был дом, муж и дети, однако обстоятельства так сложились, что женщина оказалась на улице. После гибели мужа Надежда решает сойтись с мясником, чтобы прокормить детей, но чем дальше – тем больше неприятностей. В итоге она скатывается на самое дно и становится бульварной проституткой. Однако из любой ситуации есть выход, и порой даже одного доброго человека достаточно, чтобы вытянуть из болота несчастную женщину.

Немой черно-белый фильм, снятый в годы НЭПа, как будто должен был служить в качестве назидательной агитки. Но в итоге сам неплохо проиллюстрировал быт советских людей, которые вынуждены были всеми правдами и неправдами обеспечивать свое существование. Потому как не только Надежда, но и другая героиня фильма Любовь, которая оказалась на улице по совсем другой причине, тоже становится ночной бабочкой: другого выхода и не было. Интересно, что в 1937 году фильм даже требовали запретить – причем сама студия «Белгоскино», для которой «Проститутка» стала одной из первых картин.

Если говорить про подобного рода истории, в которых женщины вынуждены продавать себя, то в кино их действительно много: от собственно «Проститутки» (1926) и «Гулящей» (1961) до «Лили навсегда» (2002) и «Точки» (2005). Однако это не единственный вариант изображения ночных бабочек в кино.

«Шанхайский экспресс» (1932)

Героиня Марлен Дитрих – лучшая в Китае белая проститутка по прозвищу Шанхайская Лилия. Она любит авантюры, не зависит от мужчин и может сама себя обеспечить: жизнь ночной бабочки, или, лучше сказать, лилии, ей по душе. Однако во время очередного путешествия Лилия оказывается в поезде, захваченном революционерами, и это еще полбеды. Ее бывший жених Дональд Харви тоже там, и ему грозит смертельная опасность. Лилия все еще любит Дональда и готова продать себя в очередной раз, чтобы спасти ему жизнь.

Куртизанкой Лилия, прежде Мэдлин, стала не сразу: «Потребовалось более одного мужчины, чтобы изменить мое имя на Шанхайскую Лилию», – признается женщина. Да, она сама сыграла злую шутку с любимым мужчиной 5 лет назад, и последствия оказались непредсказуемыми: Харви ушел, а она пустилась в авантюры, которые тем не менее не сделали Лилию несчастной, если не считать одиночества… К счастью, мрачное прошлое Мэдлин не мешает ее воссоединению с Дональдом: они оба спасены и готовы дать друг другу второй шанс. А период проституции становится для главной героини лишь воспоминанием.

Тема всепрощающей любви, которая спасает ночную бабочку от убийственных уличных фонарей, тоже регулярно появляется в кино: в картине «Нежная Ирма» (1963), например, жандарм случайно становится сутенером, а затем, влюбившись в проститутку, старается изменить ее жизнь. «Красотка» (1990) – тоже отличный пример, хотя, опять же, больше напоминает историю современной Золушки. Есть и совсем недавний пример: «Мисс Переполох» (2014) Вуди Аллена о проститутке, которая получает роль в бродвейском мюзикле. Словом, любовь спасет всех. Но порой куртизанка и сама выступает спасителем.

«Ночи Кабирии» (1957)

Она постоянно ищет любовь, верит всем и каждому, но из раза в раз оказывается у разбитого корыта. Одинокая и несчастная Кабирия ничем не отличается от любой другой женщины. Все те же переживания, все те же неудачи в любви, все та же стойкость духа. Избрав в качестве главной героини ночную бабочку, Феллини тем не менее рассказывает притчу о том, что жизнь – тот еще цирк, но повод остаться в нем найдется всегда.

Кабирии однажды везет: она встречает Того Самого Мужчину, который сулит безбедное существование вне улиц и чужих рук. Поверив в счастливое будущее, девушка с радостью продает свой домик и отдает возлюбленному все вырученные деньги, за что тот буквально готов ее убить. И снова Кабирия несчастна, вот только теперь она еще и осталась без жилья… Однако, встретив группу жизнерадостных молодых людей, она вновь обретает веру в хорошее – и отказывается от мысли покончить с собой. 

Премьера фильма состоялась в Каннах 65 лет назад – 10 мая 1957 года – и получила две награды: приз за лучшую женскую роль и OCIC (премия католической организации). А чуть позже, в 1958 году, картина получила «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

Есть и совсем другой пример «спасительной» деятельности проститутки: «Спящая красавица» (2011) с Эмили Браунинг. Главная героиня, хоть и вынуждена буквально сдавать свое тело в аренду на ночь, становится в каком-то роде отдушиной для клиентов. Так, один из них приходит, чтобы спастись от одиночества, а затем и вовсе уснуть навсегда, обнимая милую юную девушку.

«Дневная красавица» (1967)

Совершенно другой взгляд на проституцию, которая в данном случае – сознательный выбор, а не безвыходный вариант. Северина – честная женщина, хорошая жена, а ее жизнь… наскучила ей до смерти. Дело в том, что у нее есть определенные сексуальные предпочтения, которые любящий нежный муж удовлетворить не может. Это тот самый случай, когда идеальный супруг – далеко не предел мечтаний. И что же делать в таком случае? Северина не придумывает ничего лучше, чем отправиться в бордель – и находит там то, что искала.

«Дневная красавица» Луиса Бунюэля – красивая, откровенная, скандальная – была одной из первых картин второй половины XX века, в которых женщина изучает себя и свою сексуальность, а «хороший брак» вовсе не гарантирует счастья и удовлетворения. Более того, выпущенный 55 лет назад (премьера во Франции состоялась 24 мая 1967 года) фильм до сих пор сохраняет культовый статус. Мало того, что это самая прибыльная работа Бунюэля, так еще и главную роль исполняет прекрасная Катрин Денев, а костюмы для ее героини шил Ив Сен-Лоран.

Кстати, в таком образе ночные бабочки в кино предстают нечасто. Чтобы женщина от скуки решила заняться проституцией: неслыханно! Но все-таки пара подобных картин найдется: как весьма специфический бытовой хоррор с очень длинным названием «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (1975), в котором дама принимает клиентов на дому в течение времени, которое требуется, чтобы сварить картошку. Однако секс привлекает ее куда больше, чем домашние дела, а чтобы узнать, во что это выльется, надо пережить 3,5 часа экранного времени. Есть также драма Жан-Люка Годара «Жить своей жизнью» (1962), главная героиня которой вполне может избежать участи проститутки, но, чтобы получить желаемую независимость, все-таки отправляется на панель.

«Молода и прекрасна» (2013)

Романтичный и почти беззаботный вариант, когда девушка сама решила освоить новую профессию – из любопытства или кто знает чего еще. Изабель не может найти любовь тем же образом, что и ее сверстники: потеряв девственность с парнем, она буквально ничего не почувствовала. И чтобы отыскать хоть какое-то чувство внутри себя, девушка выбирает довольно радикальный формат исследований: начинает спать с состоятельными мужчинами. Изабель 17 лет, она учится в лицее, и у нее благополучная семья. Но это никак не влияет на тот факт, что внутри нее растет пустота, а заполнить ее никак не получается.

Но это ведь не может продолжаться всегда: в один не самый прекрасный день пожилой клиент Изабель умирает, а ее таинственная подработка вскрывается. Родители в ужасе, полиция в изумлении, а она? Она все еще ищет то самое чувство и, проходя курс психотерапии, даже пытается встречаться с парнем, но это ничего не дает. И тогда Изабель отправляется к вдове своего клиента…

Исследование чувственности – уже даже не сексуальности, а именно способности чувствовать здесь обретает телесную форму. И несмотря на обилие откровенных сцен, Озону удается четко проговорить свой посыл: любовь и секс друг с другом могут быть совсем не связаны. Но почему-то первым ответом на вопрос о любви Изабель считает именно физическую связь, и тогда проституция вдруг становится инструментом поиска. Что в итоге нашла героиня, фильм расскажет лучше текста. А подобного рода облик ночной бабочки на экране практически никто больше не создавал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: