Кино

«Ночной сторож»: Культовый скандинавский триллер вернулся спустя 30 лет

Весьма незаурядное событие в мире кинематографа произошло буквально недавно: на экраны вышло прямое продолжение знакового датского триллера 1990-х «Ночной сторож». Незаурядное это событие не в последнюю очередь потому, что с момента выхода первой части минуло 30 лет. И никто уж давно не чаял и не надеялся. Как вдруг на тебе. Причем и создатель тот же – Уле Борнедаль, и почти все актеры на месте. Примерно так же, к слову, другой датчанин – несравненный Ларс фон Триер – два года назад всех удивил, выпустив третий сезон своего «Королевства». Тоже (почти) 30 лет спустя.

Не лишним будет напомнить, что это вообще за «Ночной сторож» такой. Когда-то давным-давно начинающий кинодеятель Уле Борнедаль, у которого за плечами был всего один полный метр с интригующим названием «Мастурбатор», посетил копенгагенский морг. Да так вдохновился атмосферой этого заведения, что решил перенести свое впечатление на пленку. Он написал сценарий (причем трудился исключительно по ночам в безлюдном офисе, чтобы аутентичнее было), в 1993-м приступил к съемкам, а в 1994-м представил результат своих трудов широкой публике. И широкая публика приняла его на ура.

Главный герой, студент юрфака по имени Мартин (Николай Костер-Вальдау), устраивается ночным сторожем в институт судебной медицины. За покойниками в морге приглядывать. Мало ли чего. А тут как раз в городе маньяк повадился проституток почем зря убивать и скальпы с них срезать. Также параллельно герой наш заключает с товарищем пари: они по очереди друг другу выдают трудные прежде всего с моральной точки зрения задания, и кто проиграет, тот женится. В ходе этой игры товарищ знакомит героя с юной проституткой. Которая была знакома с одной из жертв маньяка. И все меж собой хитро переплетается, чтобы завершиться кровавой развязкой.

Для своего времени «Ночной сторож» был прямо глотком свежего воздуха. Потому что жанровое кино тогда пребывало в глубоком кризисе идей, и на фоне засилья номерных ужастиков хичкоковский, в сущности, триллер с небанальным сюжетом и живыми персонажами выглядел очень выгодно. Фильм собрал коллекцию наград локального значения и приглянулся американским продюсерам. Настолько, что Борнедалю доверили самому поставить голливудский ремейк.

В соавторы ему отрядили Стивена Содерберга, плюс собрали неплохой каст из восходящих и заслуженных звезд: Юэн МакГрегор, Джош Бролин, Патриция Аркетт, Ник Нолти, Джон Си Райли, Брэд Дуриф. И в 1997 году состоялась премьера «Ночного дежурства». Борнедаль не стал ничего дополнительно выдумывать, а взял и переснял все практически покадрово. Однако то, что в итоге получилось, было скорее обезжиренной версией оригинала. Сложно сказать, что послужило тому причиной: то ли давление студии, то ли неповторимое очарование чисто скандинавской пришибленности, которое при перемещении в американские реалии было начисто утрачено.

И вот, наконец, Уле Борнедаль вернулся к тому, с чего начинал свою долгую славную (ладно, не такую уж славную) карьеру. И первое, что он сделал, – вернул сиквелу ту самую чисто скандинавскую пришибленность. Теперь ее хоть обеими руками загребай: фильм, получивший название «Ночной сторож: Демоны передаются по наследству», пришиблен как надо, на твердую пятерку. Где-то, может, даже слегка чересчур, с перегибами.

Основная тема фильма – ПТСР и другие последствия столкновения с серийным убийцей. Мартин, герой Костера-Вальдау, после финала «Ночного сторожа» таки женился на своей подруге (ее там играла Софи Гробель), у них родилась дочь, но прошлое все не давало им покоя. Жена Мартина, не в силах примириться с пережитым кошмаром, покончила с собой, а сам он слегка повредился рассудком и впал в глубокую затяжную депрессию. Дочь меж тем подросла, поступила в мед и устроилась на работу. Туда же, где когда-то служил ее отец. И очень, как вы понимаете, зря.

В общем, опять у нас триллер про маньяка. Только уже не хичкоковский, а исконно скандинавский. Как мы знаем, влияние скандинавского нуара на скандинавский кинематограф последних десятилетий переоценить трудно. В данном случае оно тоже налицо: в наличии и мощная циничная женщина-сыщик, и сложные семейные взаимоотношения, и характерные выкрутасы детективной линии, когда все, с одной стороны, сильно заморочено, а с другой – все равно достаточно предсказуемо.

Но, как мы уже говорили, сильное место нового «Ночного сторожа» – это аутентичная, выкрученная на максимум скандинавская пришибленность. То есть, чтобы было понятнее, в фильме на самом деле не один маньяк орудует, а целых три. При этом большинство прочих персонажей также нельзя в полной мере назвать нормальными. Костер-Вальдау большую часть фильма говорит невпопад и имеет физиономию наркомана в разгар трипа, повстречавшего на улице слона. Персонаж Кима Бодния появляется, только чтобы напиться и поиграть в футбол. Еще есть странная девица с прической маллет, которой цепью задушить человека – что нам с вами высморкаться. При этом она ни одним из трех маньяков не является.

«Королевство» Ларса фон Триера поэтому неслучайно было ранее упомянуто. Если подумать, довольно много общего у этих произведений. Если напрячь воображение, вполне даже можно представить себе сюжеты обоих «Ночных сторожей» внутри «Королевства». В конце концов, и там и там базовым местом действия служит медицинское учреждение. Из чего напрашиваются некоторые (заведомо ошибочные) выводы о том, как функционирует в Дании медицинская система. По возможности лучше ни в больницы к ним не соваться, ни морги ни в каком статусе не посещать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад