Фото: Егор Берладин
Александр Робак проделал тернистый творческий путь – из короля полицейских и бандитских эпизодов он трансформировался в одного из самых востребованных артистов современного российского кино, с более чем 140 проектами за плечами. В честь 50-летнего юбилея актера «КиноРепортер» прошелся по его ранней (и не очень) карьере и отобрал несколько небольших, но особенно ярких ролей.
Открывающая сцена из «Брата 2» – самый, пожалуй, незабвенный эпизод раннего Александра Робака. «Браток» из 1990-х, читающий Лермонтова возле «Хаммера» на фоне Останкинского пруда, отдает классической «балабановщиной».
Именно благодаря комичной несуразности образа эти кадры так полюбились зрителям – слова великого русского поэта, произнесенные устами Робака, запомнились зрителям ничуть не хуже, чем получившие еще большую популярность после выхода фильма стихи Владимира Орлова «Я узнал, что у меня есть огромная семья». Стечение творческих обстоятельств вкупе с харизмой артиста сделали свое дело, закрепив за ним на ближайшие несколько лет образ типичного бандита.
Впрочем, далеко не одними бандитами, телохранителями и сотрудниками правоохранительных органов ограничивался Робак на начальном этапе карьеры. Вслед за Балабановым актер снялся и у другого прославленного режиссера – Александра Митты – в многосерийной мелодраме «Граница. Таежный роман» с Алексеем Гуськовым, Маратом Башаровым и Ольгой Будиной в главных ролях.
Робак подкупил постановщика своей природной простотой, которая как раз и требовалась для эпизодической роли пассажира-сибиряка, эдакого крепкого русского молодца, защищающего честь дамы. Слов у героя Робака практически не было, да они и не требовались – габариты и угрожающий вид свое дело сделали. Героине помог, бандитов задержал, вознаграждение получил. А большего и не надо.
Как отметил актер в интервью «КиноРепортеру», переломным моментом в его карьере можно назвать детективную мелодраму «Участок» с Сергеем Безруковым. Робаку там досталась роль Володьки Стасова – не ключевая, но значимая, сквозная. А это для любого актера отличная возможность продемонстрировать свое мастерство.
Александру впервые удалось поработать на одной площадке с таким количеством звезд первого эшелона: помимо Безрукова в сериале также снялись Владимир Меньшов, Михаил Ефремов, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Ирина Розанова и многие другие. Робак до сих пор благодарен столь удачному стечению обстоятельств. «Было, конечно, ощущение, что я Бога за бороду ухватил», – заключил артист.
Сотрудничество Робака с «Первым» на «Участке» отнюдь не закончилось. После него актера пригласили в другой масштабный проект – посвященный обстоятельствам смерти Сергея Есенина. Здесь Александру довелось примерить на себя несвойственное ему амплуа – поэта. Робак сыграл Ивана Приблудного, одного из «новокрестьянских», входившего в ближайшее окружение Есенина. В том числе через взаимоотношения с коллегами и друзьями авторы хотели показать последние годы жизни великого стихотворца.
Заключительная сцена с похоронами получилась особенно удачной с точки зрения драмы: зрителям в ней также рассказывают о дальнейших судьбах товарищей Сергея Александровича, которые нельзя назвать радужными. Печальное будущее ждало и героя Робака, репрессированного в 1937-м.
Ближе к концу нулевых значимость и масштаб проектов, в которых участвовал Робак, повысились. Так, актеру нашлось место в исторической драме Андрея Кавуна «Кандагар», где он получил роль приятеля главных героев-пилотов Марка. По сюжету, пятеро членов экипажа российского транспортника оказываются в плену у талибов, которые хотят заставить их обучить солдат азам пилотирования.
Марк в этой истории – персонаж эпизодический, но с нелегким грузом. Изначально он должен был лететь вместе со всеми, но в последний момент капитан освобождает его от полета, тем самым фактически спасая. По ходу истории Марку удается встретиться с пленниками, но прием оказывается далеко не самым приятным, ведь ему удалось избежать их печальной участи.
Сиквел «Иронии судьбы» невольно сподвиг Робака к своеобразной традиции – если появляешься в новогоднем фильме, то непременно должен сыграть полицейского. Стартовав с «Продолжения», где герой Александра сначала забрал сына Лукашина в отделение, а после помог добраться обратно, артист перекочевал в другую праздничную франшизу – «Елки». Причем с каждым следующим фильмом нарративная значимость персонажа Робака увеличивалась (ввиду участия самого артиста в ряде успешных проектов). Так, в третьей части «Елок» ему досталась главная роль в одной из сюжетных арок новогоднего киноальманаха, которая продолжилась в пятом фильме.
Одно из последних эпизодических появлений Робака на пути к таким крупным проектам, как «Остров ненужных людей» и «Географ глобус пропил». Правда, тут больше подходит термин «звездное камео», поскольку актер уже примелькался и был знаком массовому зрителю.
В одной из серий медицинского ситкома Робак засветился в роли товарища Быкова и Купитмана, испытывающих перед ним страх. Но не из-за его суровости, а больше из-за последствий посиделок с ним, неизменно приводящих к тяжелому похмелью. Герой Робака также запомнился тем, что он – один из немногих персонажей «Интернов», кому с легкостью удалось обвести вокруг пальца таких закоренелых обманщиков и манипуляторов, как дуэт Быкова и Купитмана.
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…