Фильм Ильи Маланина «Ненормальный» оказался очень неплох, особенно для дебюта. При том, что первой работой в полнометражном кино он стал не только для режиссера, но и для некоторых ведущих артистов – юного Елисея Свеженцева и Сюй Шиюэ. «Ненормальный» – это такой фильм, после которого хочется обнять своих родителей и…уехать в Китай, настолько красиво здесь показали Шанхай. Но обо всем по порядку.
Юрий (Александр Яценко), неровно дышащий к Татьяне (Наталья Кудряшова), узнает, что у дамы сердца имеется тяжелобольной сын Коля (Елисей Свеженцев). Но он не сбегает, как другие мужчины, а начинает заниматься с мальчиком гимнастикой и музыкой, постепенно завоевывая любовь и доверие каждого из членов семьи. Благодаря его стараниям ребенок не только чудесным образом выздоравливает, но и вырастает профессиональным пианистом (повзрослевшего Колю сыграл Илларион Маров), и вместе они отправляются на конкурс имени Фредерика Шопена в Шанхай.
Над сценарием фильма работали Роман Кантор («Мастер и Маргарита», «Серебряные коньки») и Сергей Козин (сериал «Налет»). Действие разворачивается в двух временных отрезках – прошлом, когда Юрий только появился в жизни Коли, и настоящем, где он уже полноправный член семьи.
«Ненормальный» смотрится на одном дыхании, а события плавно и естественно перетекают из одного в другое. Вопросы может вызвать лишь то, как Коля сумел полностью вылечиться от митохондриальной миопатии и стать музыкантом такого уровня, не имея никакого образования. Но это уже придирки, на которые в художественном плане можно и не обращать внимания. В конце концов, картина вовсе не об этом.
Несмотря на свою легкость, фильм затрагивает сразу несколько серьезных тем: отношения между детьми и родителями, преодоление, казалось бы, непреодолимого, стремление к мечте, сила искусства, сепарация от семьи, любовь.
При просмотре вспоминается картина Михаила Расходникова «Временные трудности» (2017) со схожей сюжетной линией: мальчик-инвалид, отец (правда, родной), который всеми силами пытается поставить ребенка на ноги, успех главного героя в финале и тоже безусловная любовь. Но другая – жестокая и беспощадная. Персонаж Ивана Охлобыстина выбрал для воспитания сына меры, граничащие с насилием, вплоть до того, что отнес ребенка в лес и оставил там со словами: «Хочешь жить – придешь!». Смотреть ту ленту тяжело, однако и не восхищаться отцом в какой-то степени тоже сложно. Он подарил сыну ненависть к себе, чтобы дать тому возможность жить полноценной жизнью.
Юрий из «Ненормального» ведет себя иначе. Мягко, но требовательно, вкладывает в Колю всю душу и в конечном счете получает тот же результат, но без ненависти. Вообще за развитием их отношений интересно наблюдать. Мальчик растет, меняется, взрослеет, хочет сам распоряжаться своей жизнью, а Юрий остается все тем же Юрием. Его любовь начинает душить Колю. И если в детстве отчим только поощрял стремления пасынка к самостоятельности, то чем старше тот становится, тем меньше ему это нравится. Даже больше – Юрия откровенно пугает, что Коля вырос, и теперь его любовь может оказаться ненужной.
На этой почве между героями возникают конфликты, но не такие бурные, к которым мы привыкли в кино. Напротив, они тихие и даже уважительные. Но при этом они становятся острее и глубже. Одна мягко брошенная фраза, «ты мне не отец», рвет на части сердце и Юрия, и зрителя. Но осуждать, решать, кто из них прав, не хочется. Эмоции героев понятны, и ты переживаешь за них, как за самого себя.
Один из самых пронзительных моментов фильма – монолог Юрия о нормальности, который действительно заставляет задуматься, что же это такое. И почему инвалидов называют ненормальными. Только из-за того, что они чем-то отличаются от других людей, будь то физические недостатки или психологические? Может быть, если не смотреть на них с жалостью и превосходством, мы все станем немного счастливее?
В фильме звучит много музыки Шопена, причем Елисей Свеженцев играл на пианино сам, хотя, по его признанию, заниматься пришлось больше, чем обычно. За Иллариона Марова произведения исполнял пианист Андрей Булатов, но и актер погрузился в музыкальную среду, чтобы лучше прочувствовать своего героя. Он вспомнил свои навыки (у него музыкальное образование, связанное со струнными и духовыми инструментами), ездил заниматься в музыкальную школу, слушал много классической музыки и смотрел выступления пианистов.
«Ненормальный» – это российско-китайский проект, который стал первой международной работой для Китая после пандемии. Часть съемок прошла в Шанхае, и, о Боже, какой же это красивый город. После маленького, серого и пыльного городишки, где прошло детство Коли, он кажется местом из другой Вселенной: все светится, небоскребы царапают полотно неба, концертный зал заставляет замереть в восхищении. Город будущего, не иначе. Разве что летающих машин не хватает. Сразу же хочется отправиться туда и увидеть все собственными глазами.
Кроме того, показана и культура страны, образ жизни, местная еда, а Анна (Сюй Шиюэ), сопровождающая героев на конкурсе, много рассказывает о том, что и как принято в Китае. Именно эта девушка стала для Николая тем трамплином, от которого он оттолкнулся, чтобы впрыгнуть во взрослую самостоятельную жизнь. А его прыжок заставил и Юрия многое переосмыслить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…