Большая ответственность — быть актером поколения, но, кажется, она ему нравится. Фильмы с Сашей Петровым выходят в среднем каждые два месяца, сам он без стеснения заявляет, что всегда знал, что так и будет. Получил «Золотого орла» и амбициозно претендует на «Оскара». Мы встретились с лауреатом премии «Событие года» журнала «КиноРепортер» и поговорили о съемках в байопике «Стрельцов», работе в Европе, конфликтах с коллегами и планах на жизнь.
— Александр, вы производите впечатление очень уверенного в себе человека. Вас часто хвалили в детстве?
— Да как всякого ребенка: и хвалили, и ругали — кнутом и пряником… Об уверенности не в воскресенье утром говорить!
— Согласна, не тот настрой.
— Это моя вина, что мы так рано собрались.
— У вас что-то случилось?
— Нет, мне днем в Большой театр просто — стихи читать на юбилее Александры Пахмутовой. А потом «Гамлет» (Александр играет Гамлета в Театре им. Ермоловой, — прим. КР). Если бы не он, могли бы встретиться вечером и все обсудить.
— У вас вообще бывает свободное время?
— Бывает. Сейчас даже стало чуть больше. Вот доснимем «Лед 2», и дальше будет перерыв. Хочется паузу взять. Хотя каждый раз, когда я так говорю, не получается. Приходит очередной проект, и я окунаюсь в него с головой.
— Если все-таки удастся сделать перерыв, чем займетесь? Будете просто отдыхать или менять что-то в жизни?
— Кардинально ничего менять не буду. Отдыхать тоже. У меня много дел, не менее важных, чем кино: работа с благотворительными фондами, спектакли. Что касается перемен, думаю, мне пора искать новые истории, чтобы развиваться, не ходить по кругу. Нужны сценарии, которые отличаются от тех, что снимают сейчас.
— Не такие мейнстримовые?
— Да, было бы интересно сыграть в камерном кино не для всех. Но это не принципиально, истории могут быть разными. Главное, чтобы меня зацепила.
— «Текст» вас чем зацепил?
— Да всем! Удивительная литература, которая сопоставима с русской классикой. Глуховский, конечно, большой автор. Это сразу чувствуется. История попадает в тебя — и понимаешь, что попадет и в зрителя. Такие сценарии — редкость.
— Вокруг откровенной сцены с участием Кристины Асмус и Ивана Янковского разразился целый скандал. Как думаете, почему у нас до сих пор так реагируют?
— Многие не готовы к таким сценам. Наверное, потому, что не смотрят западное кино… В том же сериале «Эйфория» гораздо больше откровенных моментов. На Западе этим никого не удивишь, поэтому нет проблем и претензий. Надеюсь, через несколько лет и в России не будет хайпа из-за секса на экране.
— Ваш герой убивает человека. Как вы внутренне готовите себя к подобным сценам?
— Никак. Я же не по-настоящему его убиваю. Стараешься просто не думать. Чем меньше ты думаешь в кино, тем лучше для тебя и режиссера.
— Но над сценариями вы ведь думаете и даже предлагаете свои версии. Рассказывали, например, как в «Т-34» придумали сцену с финальным рукопожатием героев.
— Там многие ребята предлагали идеи, которые выливались в переделывание сцен. Леша Сидоров (режиссер фильма «Т-34», — прим. КР) открыт к совместному творчеству. Он позволял эти вещи на площадке делать.
— Вы всегда предлагаете свои исправления?
— Все зависит от режиссера. На «Стрельцове» (биографическая мелодрама о легендарном советском футболисте Эдуарде Стрельцове, — прим. КР), например, у нас с Ильей Учителем тоже было сотворчество — мы одногодки, нам проще разговаривать. С артисткой Милославской (актриса Стася Милославская, — прим. КР) постоянно оставались после съемок, репетировали и придумывали. Но так не всегда. На площадке второго «Льда» я вообще не вмешиваюсь в процесс, потому что это Жора Крыжовников. У него особое отношение к сценарию, он дотошный. Ему ничье мнение не интересно, кроме своего. Не то чтобы он никому не доверяет, просто такой способ работы.
— И все-таки один раз вам удалось переубедить Крыжовникова. В «Звоните ДиКаприо!» он хотел снять другого артиста.
— Да, Андрей Николаевич (Андрей Першин — настоящее имя Крыжовникова, — прим. КР) сначала сказал, что хочет видеть другого кандидата, постарше. И даже снял с ним (речь о Кирилле Плетневе, — прим. КР) пилотную серию. Но я поселил ему в голову идею, что молодой герой, который узнает о страшной болезни на пике карьеры, интереснее. Он долго думал. А потом увидел трейлер «Притяжения», вышел из кинозала, позвонил продюсерам и сказал: «Утверждаем Петрова».
— И часто вы стучитесь в закрытые двери?
— Пару раз бывало. С тем же «Т-34», например. Первые пробы я провалил, взяли другого актера, выпустили с ним тизер для питчинга Фонда кино. А я нанял команду и снял свои пробы: с костюмами, светом, звуком. И отнес их продюсеру Рубену Дишдишяну. Леше Сидорову сначала не понравилось, что я пошел в обход. Но через полгода он вызвал меня на повторные пробы и утвердил.
— Вы ведь знаете о расхожем мнении, что все ваши герои одинаковые?
— Да. Я отношусь к этому с долей самоиронии. Но возьмем Егора из «Звоните ДиКаприо!», Гоголя, Сашу из «Льда», Илью Горюнова из «Текста» — абсолютно разные люди! При этом я, конечно, остаюсь собой, кого мы обманываем? Лицо мое, меня зовут Саша, фамилия Петров, в этих персонажах моя природа.
— У вас харизма простого парня из-под Ярославля, где вы и родились, с широкой душой, порой агрессивного, но способного на большие поступки. Это стопроцентное попадание в русский менталитет. Отсюда и звание «народного героя».
— Не задумывался об этом. Как учил мой мастер Леонид Хейфец (Александр учился на курсе Хейфеца в ГИТИСе, — прим. КР): «Надо дело делать, а не думать про сторонние вещи». Мне кажется, люди везде одинаковые. Одинаково рождаются, умирают, влюбляются. Поэтому когда история трогает, то разницы менталитетов не существует.
— И все же не думали, что для западной аудитории, которую вы хотите завоевать, вам придется меняться, ломать себя в определенном смысле?
— Ломать себя? Для чего? Это все иллюзия. Прелесть в том, чтобы оставаться собой.
— Запад вам уже понемногу покоряется — вы снялись у Люка Бессона. А после сказали, что та съемочная площадка — как наркотик: хочется возвращаться туда еще и еще. Почему?
— У всей команды было запредельное чувство ответственности и очень серьезное отношение к кино. Им важно, чтобы артист чувствовал себя комфортно и хорошо сделал свои сцены. Ведь фильм выйдет на экраны по всему миру.
— А на съемках в России?
— Сейчас отношение изменилось. Наше кино тоже стало большим бизнесом, на нем стали зарабатывать хорошие деньги. Появляется конкуренция, все понимают — если будет неудачный фильм, дальше карьера может не пойти. Но все равно не хватает специалистов. Самые крутые заняты на полтора года вперед. При этом в России есть площадки, которые сравнимы со съемками Бессона.
— Например?
— У Крыжовникова на площадке «Льда 2». Он очень требовательный режиссер. И понимает, какая на нем ответственность, — он пришел в сиквел успешного фильма (первую часть картины «Лед» снял дебютант Олег Трофим, — прим. КР), а значит — либо делать бомбу, либо не делать совсем. Там все серьезно — и подготовка, и репетиции, и декорации. И усиленные занятия хоккеем с моей стороны. Есть ощущение, что мы снимаем очень большое кино.
— В предыдущем интервью для нас вы признавались, что мечтаете сыграть футболиста. Весной выходит «Стрельцов», у вас главная роль…
— Да, мечта осуществилась! (Улыбается.) Смешно получилось — я зашел на один киношный сайт и увидел информацию: «Фильм «Стрельцов», в главной роли — Александр Петров». А я ничего про это не знаю! Думаю: почему тогда никто не звонит? Позднее мы встретились с Ильей (Учителем, — прим. КР) и устроили честные пробы, было несколько кандидатов на эту роль.
— Как заядлый болельщик были рады съемкам на футбольном поле?
— Они начались с конфликта. У меня есть такая черта — могу при первой встрече вести себя нетактично, поругаться со всеми. Мне это внутренне необходимо. Так я прощупываю почву, новых людей… И я стал ссориться с футболистами, которые у нас снимались, на первой же тренировке. Илья схватился за голову: если так будет каждую смену, «кина не снять».
— А из-за чего конкретно возник конфликт?
— Ребята разыграли на поле комбинацию, я пришел и стал говорить, что все это полная хрень, сцена деревянненькая. Илюха потом мне рассказывал, как испугался. Это, кстати, еще и подготовка к роли была. Мне интуитивно казалось, что в Стрельцове должны быть наглость и раздолбайство. Я и шутить себе позволял неприлично, и ругаться матом, не прекращая. Мне в ответ: «Воу-воу, полегче!» Но не будешь же всем рассказывать, что на самом деле я просто готовлюсь, я другой человек. Позже ребята признавались: «Мы, конечно, обалдели, ты сначала такую звезду включил! А оказалось, классный парень — свой, простой».
— Вам и в жизни свойственны такие эмоциональные вспышки?
— Эмоции я люблю в кино, а в жизни хочется быть скучным и спокойным.
— Чем любите заниматься, когда выдается свободное время?
— Ничегонеделание — самый классный отдых! Включить сериал или просто залипнуть на любой канал в телике. Могу часами сидеть. А потом доехать до бани, например, или до друзей.
— А свои работы часто пересматриваете?
— Специально — нет. Иногда включаю телевизор и попадается какой-нибудь фильм.
— Вам присуще самолюбование? Думаете иногда: «Как классно я здесь сыграл!»?
— Большинство артистов сказали бы: «Нет, какое самолюбование? У меня его быть не может!» А я считаю, если неплохо сделано, можно себя похвалить: «Да, старичок, ты хорошо поработал». В правильной дозе это полезно — вселяет уверенность. Нельзя постоянно себя гнобить.
— В начале года вам стукнуло тридцать. Для вас это значило что-то?
— Ровным счетом ничего. Мне тридцать — ну, супер. Времени нет итоги подводить.
— О создании семьи еще не думали?
— Не хочу на эту тему говорить… Послушайте, все хотят семью — это нормально. Любой здоровый человек. И я не исключение.
— Почему так не любите говорить о личной жизни?
— А зачем? (Долгая пауза.)
— Скажите хотя бы, что должно быть в женщине, с которой вам хорошо?
— Присутствие несовместимых, на первый взгляд, качеств. Чтобы при всей женственности и красоте могла вдруг стать пацанкой, хулиганкой. Искренность, конечно же. Доброта, теплота. Настоящесть.
— Вы не раз слышали в свой адрес: «Актер номер один». Выводили собственный, как бы это ни банально звучало, секрет успеха?
— Никогда об этом не думал. Книгу под названием «Секрет успеха Саши Петрова» тоже пиcать не собираюсь. (Улыбается.)
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…