Мы привыкли видеть Рутгера Хауэра в ролях отъявленных мерзавцев, неоднозначных антагонистов или героев боевиков категории B. Но были в его фильмографии и другие образы, которые раскрывали актерский талант Хауэра с неожиданных сторон. К 80-летию со дня его рождения «КиноРепортер» вспомнил не самые знаменитые проекты Рутгера, достойные внимания. Среди них – полупорнографическая драма, комедия про вампиров и киберпанк-детектив.
Прежде чем за Хауэром закрепился титул харизматичного злодея, актер пробовал себя в самых разных жанрах. В начале карьеры он даже сыграл в эротической (на грани порнографии) драме своего соотечественника Пола Верховена. Для своей второй ленты постановщику как раз требовался широкоплечий белокурый мачо, и Хауэр идеально подходил на эту роль. Сотрудничество колоритного артиста и блестящего режиссера, которые в будущем снимут вместе еще несколько отличных картин, привело к появлению самого успешного фильма в истории голландского кино.
В центре сюжета «Турецких наслаждений» – рассказ о любви скульптора и девушки-хиппи. Зрители знакомятся с героем не в лучшее для него время – парень пребывает в сексуальном запое, ежедневно находя себе новое увлечение. Причины подобного поведения вскрываются позже, когда мы переносимся на пару лет назад и становимся свидетелями роковой встречи протагониста с распущенной красоткой. Драйв и откровенность в фильме соседствуют с фирменным черным юмором Верховена и его явным бунтом против буржуазного общества и морализаторства.
Историю лагеря смерти Собибор и его узников подробно изложил Константин Хабенский в своем режиссерском дебюте. Но российский актер был не первым, кто перенес ее на экраны. В конце 1980-х вышел телевизионный фильм «Побег из Собибора», основанный на одноименной книге. В этой исторической драме Хауэр сыграл Александра Печерского (та же роль, что и у Хабенского), советского военнопленного, оказавшегося в концлагере и организовавшего легендарный побег.
Пронзительная и воодушевляющая роль узника, как ни печально, стала вершиной драматической карьеры артиста, который со временем переключился на проекты категории B. Продюсеры и зрители видели в Хауэре лишь классических негодяев, и похоже, что сам он тоже свыкся с этим амплуа. За перформанс в «Побеге из Собибора» Хауэр удостоился первой и единственной престижной награды – премии «Золотой глобус» как лучший актер второго плана мини-сериала или фильма на ТВ.
Хауэра-андроида мы уже видели. Хауэра-бомжа – тоже. А как насчет Хауэра-вампира? В его фильмографии имеется и такая роль. За несколько лет до выхода культового сериала «Баффи – истребительница вампиров» с Сарой Мишель Геллар на широких экранах появился одноименный фильм, который и заложил основу проекта Джосса Уидона. Лента получилась, мягко говоря, неудачной: недостаточно высокие кассовые сборы, комедийная направленность вместо мрачных элементов и слишком свободный в творческом плане съемочный процесс привели к тому, что сейчас об этой картине почти не вспоминают.
Но даже с учетом подобных минусов невозможно отказать себе в удовольствии (хотя бы раз) взглянуть на короля вампиров в исполнении Хауэра. Это утонченный и комичный мерзавец c дурацкими усиками, которому свойственна чрезмерная театральность и местами экстравагантное поведение. Злодей этот, в отличие от других знаковых антагонистов Рутгера, не внушает страх и не кажется опасным противником. Скорее он вызывает смех и недоумение, а также доходчиво объясняет, почему фильм провалился. Однако пропустить такое для истинных поклонников творчества Хауэра непростительно.
Треш-проекты тоже имеют свои преимущества – знаменитый «Бомж с дробовиком» по мотивам фейкового трейлера служит явным тому подтверждением. В 1990-е Голливуд был просто одержим космосом, а одним из плодов этой одержимости стала «Драгоценная находка». Дешевая, сумбурная и глупая фантастика, которая может превратиться в достойное киноразвлечение разве что при полном отключении мозгов (серьезности тут не место).
Действие ленты разворачивается в так называемом Мун-сити (или Лунном городе). Судьба сводит троих искателей приключений: молодого старателя, перевозчика мусора на космическом корабле и ушлого предпринимателя, которые ищут золото на астероиде. Там они находят шахту, полную природных богатств. Однако на добычу уже положили глаз другие искатели сокровищ. Та самая жанровая история из прошлого века, что мы обычно смотрим втихаря от близких и друзей. Хауэру, собственно, досталась роль авантюриста Хагера, который сколотил команду для поиска сокровищ и в итоге слетел с катушек.
В начале нулевых, еще до популяризации тренда на переосмысление сказочных мотивов (и таких его производных, как «Гримм», «Однажды в сказке» и «Красавица и чудовище»), на малых экранах вышло очаровательное фэнтези «Десятое королевство». Мини-сериал рассказывал о приключениях дочери и отца из Нью-Йорка, неожиданно попавших в волшебный мир, где обитают персонажи из популярных детских книжек. На своем пути дуэт встречает и Волка-трикстера, и Злую Королеву с троллями-тугодумами, и опасного Охотника, роль которого исполнил Хауэр.
Длинные волосы, помятая шляпа, стильная трубка, смертоносный арбалет и хладнокровный взгляд – таким мы видим его героя. Главный приспешник Злой Королевы, Охотник тем не менее цепляет зрителя своей историей и даже позволяет испытать к нему намек на симпатию. Виной всему – подстроенный трагический инцидент: антагонистка обманом заставила мужчину выстрелить из волшебного оружия, чьи болты всегда попадают в сердце жертвы. Целью оказался сын бедняги, который после непредумышленного убийства ребенка превратился в машину для уничтожения, лишенную сочувствия к живым мишеням.
Как и многие другие артисты, Хауэр не брезговал видеоиграми. Актер дважды пытался «перенестись» в виртуальные миры, но в обоих случаях сотрудничество не состоялось (он так и не уточнил, о каких играх шла речь). А вот на третий раз все срослось. Observer – один из последних проектов Хауэра, прямо отсылающий к его культовой роли в «Бегущем по лезвию». Действие психологического хоррора происходит в сеттинге мрачного киберпанка, где нейродетектив Дэниэл Лазарски с хрипловатым, но все же приятным голосом Рутгера расследует преступления, проникая в разумы подозреваемых.
По сюжету, одним дождливым утром (а как иначе в традиционном киберпанке) с протагонистом связывается его отчужденный сын Адам. Последний успевает произнести лишь несколько бессмысленных фраз, и детектив решает отследить сигнал и найти парня. Координаты приводят его в доходный дом, который полностью блокируется вскоре после приезда героя. Обследуя здание, Дэниэл понимает, что здесь орудует убийца, жестоко расправляющийся с жильцами и каким-то образом связанный с сыном детектива. Камерный sci-fi-триллер с неуютной атмосферой, дешевыми скримерами и потрясающим визуалом, может, и не напугает игрока, зато расскажет весьма жуткую историю запоминающимся голосом Рутгера Хауэра.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…