Великий Роберт Земекис, которому 14 мая исполняется 70 лет, в представлении не нуждается. Почти каждый его фильм – это стопроцентный хит на все времена, воспитавший не одно поколение кинозрителей: «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Кто подставил кролика Роджера»…
Менее удачные ленты Земекиса тоже широко известны, от «Контакта» с Мэттью МакКонахи до «Союзников» с Брэдом Питтом. Казалось бы, мэтру больше нечем нас удивить. Однако мы зарылись в его фильмографию и нашли несколько занятных проектов, несправедливо обойденных вниманием даже преданных поклонников Земекиса. О них и спешим вам рассказать.
Юношеские короткометражки Роберта Земекиса, каждая из которых по-своему любопытна. Он снял их во время учебы в киношколе Университета Южной Калифорнии, а за «Поле чести» и вовсе получил первый «Оскар» (правда, студенческий).
Черно-белый «Лифт» – это 7-минутная зарисовка об обычном дядьке средних лет, который день за днем вертится в круговороте одной и той же скучной рутины: дом, офис, дом, офис… Выход героя из зоны комфорта связан именно с лифтом. Когда тот начинает самовольно перемещаться между этажами, мужчина в прямом и переносном смысле теряет почву под ногами. Получился настоящий триллер, клипово смонтированный под джазовый аккомпанемент и лишенный диалогов, в котором ощущается что-то неуловимо кафкианское.
«Поле чести» – картина более амбициозная. Идет вдвое дольше «Лифта» и рассказывает о солдате, который лечился после контузии, затем вернулся на гражданку и понял, что лучше бы не возвращался. Поскольку мир за время его отсутствия окончательно обезумел. И атмосферу тотального сумасшествия Земекис нагнетает крайне умело, добавляя в сюжет кубинских революционеров и агентов ФБР, разбавляя перестрелки автомобильными трюками и впервые делая центральным персонажем чудака, которому нет места в нормальном обществе.
Таким же чудаком выставил себя и сам Земекис, когда пробивался на встречу со Стивеном Спилбергом. Он прошмыгнул мимо секретарши, усадил Спилберга за стол и заставил посмотреть «Поле чести». Стивена, впрочем, подобная наглость не смутила – фильм ему понравился, а знакомство с Земекисом переросло в теплую дружбу и успешное творческое сотрудничество.
Прелестный режиссерский дебют Роберта Земекиса посвящен битломании, которая достигла апогея к тому моменту, когда Джон Леннон, Пол МакКартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр шагнули на американскую землю для выступления на «Шоу Эда Салливана» в 1964 году. И героини фильма, обычные девушки из Нью-Джерси, решили в лепешку разбиться, но хотя бы одним глазком узреть своих кумиров. Так родилась сумасбродная ностальгическая комедия, по структуре вдохновленная «Американскими граффити» (1973) Джорджа Лукаса, где также параллельно разворачивалось несколько историй.
Из-за юридических тонкостей упоминать в названии фильма слово Beatles было строго-настрого запрещено, да и двойники битлов эпизодически появляются в самом финале. Причем без лиц – лишь затылки и шевелюры. В противном случае Земекису и соавтору сценария Бобу Гейлу грозил бы внушительный судебный иск, ведь денег на приобретение прав на любые изображения ливерпульской четверки у них не было. Всеми правдами и неправдами два Боба выкрутились из непростой ситуации, и выкрутились столь блестяще, что картина о The Beatles без The Beatles до сих пор поражает точностью, дерзостью и нежностью одновременно.
Дьявольски смешная комедия с Куртом Расселом в роли продавца подержанных машин по имени Руди Руссо, мечтающего о гордом статусе сенатора. И как минимум одним достоинством, позволяющим добиться желаемого, природа героя не обделила: он мастерски вешает людям лапшу на уши. Когда он на все лады произносит старательно заученную фразу «Доверься мне», этому обаятельному пройдохе действительно хочется вручить ключи от квартиры, где деньги лежат. И конкуренция с конторой брата его начальника (обоих играет Джек Уорден) Руди лишь подхлестывает.
Это второй полный метр Роберта Земекиса, а также вторая его картина, заклейменная рейтингом R (наряду с «Экипажем» 2012 года). Всяческих фривольностей здесь и правда хватает, но без них «Подержанные автомобили» неминуемо бы утратили львиную долю хулиганского очарования. Исполнительными продюсерами стали Джон Милиус («Конан-варвар») и Стивен Спилберг: именно Милиус предложил идею фильма Земекису и Бобу Гейлу, когда они работали над сценарием спилберговской военной комедии «1941». А спустя пять лет Спилберг, Земекис и Гейл воссоединятся вновь – чтобы отправить Марти МакФлая и дока Брауна назад в будущее.
Культовый хорор-альманах «Байки из склепа» обязан Роберту Земекису тремя эпизодами, из первого, третьего и шестого сезонов. В одной серии, типичном рождественском ужастике, орудует маньяк в обличье Санты Клауса. В другой, военной драме, сыграли Кирк Дуглас с сыном Эриком – тем самым Земекис отдал честь «Тропам славы» Стэнли Кубрика с тем же Дугласом. Но чуть подробнее мы расскажем об ином эпизоде – «Ты, убийца», изобретательном триллере в духе классических нуаров прошлого века.
Начинается он с того, что зомби Форрест Гамп (Fearest Gump) делит лавочку с Альфредом Хичкоком и предлагает тому шоколадку. Шоколадки, к слову, представляют собой вырванные глаза, отрезанные уши и отрубленные пальцы. На этом странности не заканчиваются. Вступительные титры открываются фамилией Хамфри Богарта, который, на секундочку, умер в 1957-м – почти за 30 лет до появления «Баек из склепа» (июнь 1989-го). Съемка ведется от первого лица, и предполагается, что на экране – именно Богарт. Периодически реальный Богги мелькает на архивных кадрах, а его речь воссоздает Роберт Сакки, знаменитый «голосовой двойник» Хамфри.
Мы узнаем, что герой искусственно слепил подобную внешность благодаря мастерству пластического хирурга (Джон Литгоу), пытаясь покончить с криминальным прошлым. Но вскоре его затягивает водоворот смертельно опасного заговора с участием хирурга и бывшей жены в исполнении Изабеллы Росселлини, и большую часть времени лже-Богарт проводит в виде трупа. Живого. Что придает этому сверхъестественному нуару дополнительный колорит и выпускает на волю мрачные шуточки следующего содержания: «Бетти ударила меня скульптурой Пикассо. Всегда говорил, что он – тяжелый художник».
Сердце кровью обливается, когда осознаешь масштаб фиаско, которое потерпел этот фильм. При бюджете $39 млн он собрал в прокате лишь $13 млн, критики закидали его гнилыми помидорами, да и зрители остались равнодушны, даром что главную роль исполнил народный любимец Стив Карелл. Причем роль-то замечательная, да и сама лента – фирменная земекисовская мелодрама о маленьком чудаке – вышла душевной (и виртуозно поставленной).
Карелл играет реально существовавшего человека Марка Хогенкампа, которого в 2000 году избила компания отморозков. Мужчина 9 дней провел в коме, затем больше месяца лечился в госпитале, а покинул его с поврежденным мозгом, стертыми воспоминаниями о прежней жизни и гнетущим посттравматическим синдромом. Внешний мир казался ему слишком жестоким, поэтому он замкнулся в мире иллюзорном, построив во дворе кукольный городок и разыгрывая разные сценки с игрушечными версиями себя и своих знакомых.
На экране, соответственно, Карелл тоже периодически превращается в куклу. Его альтер-эго – бесстрашный пилот капитан Хоги, спасающий прекрасных дам от нацистов. В параллельной реальности он вступает в лихие перестрелки и крутит страстные романы, а настоящий Хогенкамп отчаянно пытается вновь стать нормальным человеком, общаясь с людьми и знакомясь с девушками. Что кажется куда более героическим подвигом, чем победа над сотней пластмассовых врагов.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…