«КиноРепортер» уже публиковал отдельный материал про кукольные мультфильмы для взрослых, а также подборку нового венгерского кино, где фигурировала самобытная анимация про ограбления художественных музеев. А на этот раз мы хотим рассказать о семи необычных картинах, которые выходили на экраны в течение последних лет, но часто оставались вне поле зрения широкой аудитории. Так что срочно исправляем это недоразумение.
Экранизация народной сказки о резчике бамбука, который находит в побегах крошечную девочку и удочеряет ее. Созданная в X веке, она считается древнейшим японским рассказом, где к тому же прослеживаются элементы ранней научной фантастики. К культурному наследию своей страны сооснователь студии Ghibli и режиссер «Сказания» Исао Такахата отнесся настолько бережно, что работа над мультфильмом затянулась на 10 лет. Но оно того стоило: картина вышла нежной и трогательной за счет акварельной техники и захватывающей из-за неожиданного сюжетного твиста. При этом быту средневековой Японии уделено столь же трепетное внимание, что и фантастическим элементам, – удивительной тонкости баланс.
Французский мультфильм от продюсеров «Маленького принца» рассказывает о молодом фавне Мьюне, который неожиданно становится хранителем Луны. Вместе с новоиспеченным стражем Солнца, самоуверенным Сохоном, он встречает величественные каменные храмы, которые тянут за собой небесные тела привыкших к старым порядкам помощников, а еще сталкивается с воплощением зла Некросом (тот мечтает навсегда погасить небесные светила).
Своеобразный роман взросления не блещет изощренными сценарными поворотами, зато способен покорить визуалом. Удивительные персонажи, смена анимационных техник, красочная графика и мелодичное музыкальное сопровождение – все это раздвигает границы привычного и позволяет взглянуть на необычный и причудливый мир.
Еще один мультфильм из Франции – про Россию XIX века, с Зимним дворцом и хаски. В центре сюжета – внучка исследователя Северного полюса, не вернувшегося из последней экспедиции. И Александра, в жилах которой тоже течет кровь отважных мореплавателей, отправляется на его поиски. Эпизоды морских штормов чередуются с бытовыми сценами в глубинке. В обоих случаях героям приходится преодолевать себя и суровые обстоятельства, чтобы выжить и успешно завершить свои миссии, не падая духом.
Следить за их испытаниями увлекательно, но стоит отметить, что, помимо захватывающего сюжета в духе приключенческого кино про покорение великих вод, «Далеко на Север» может похвастаться строгой графикой и достаточно взрослыми темами. А потому его просмотр рекомендован скорее аудитории подросткового возраста и старше.
Дебютный полный метр Майкла Дадока де Уита (посмотрите его короткометражку про монаха, ловящего рыбу) рассказывает о мужчине, которого во время сильного шторма выносит на необитаемый остров. Там он пытается построить плот, чтобы выбраться, но планы по спасению каждый раз рушит огромная красная черепаха. Сознание героя мутится от отчаяния и изоляции, однако к финалу этой истории он переживает и множество более приятных эмоций.
«Красная черепаха», лишенная не только реплик, но и отдельных внятных слов, вызывает у зрителя целую гамму эмоций и ласкает его взгляд. Минимализм здесь встречается с затейливостью, а сюрреалистические элементы и философский подтекст – с мягким визуальным юмором. Размеренно, медитативно, эффектно.
Еще одна история взросления – на этот раз от бразильских аниматоров. Главная героиня, 13-летняя Нина, проживает не самый простой период жизни, однако все бытовые проблемы отходят на второй план после того, как она попадает в загадочную страну Теллурию. Там девочка учится принимать последствия своих поступков и начинает ответственнее относиться к себе и окружающим.
Формальная цель у этого путешествия тоже есть – свержение злодея, заполучившего волшебный красный свиток, и помощь заколдованной юной королеве. На подмогу Нине приходят новые друзья, но в этом магическом мире она столкнется и с недругами. Красочная анимация, ненавязчивая мораль, яркие персонажи, при создании которых авторы явно дали волю воображению, – «Красный свиток» оказывается великолепной детской сказкой, способной за полтора часа как повеселить публику, так и напугать (но совсем немного).
Отечественный мультфильм в духе русских народных сказок о взбалмошной девочке с добрым сердцем по имени Огонек и ее друге Гончаре, который находит волшебное огниво (к произведению Ханса Христиана Андерсена сюжет практически не имеет отношения). С голосами Ирины Яковлевой, Сергея Бурунова и Александра Олешко. Главное, ради чего стоит это смотреть, – рисовка, которая выполнена в уже почти забытом стиле. Она придает очарование и героям, и происходящему на экране.
А происходит там много чего – и это мельтешение, которое перемежается неожиданными музыкальными вставками, может вызвать у зрителя легкое отторжение. Персонажи тоже не всегда достойны сочувствия: даже если их хочется похвалить за положительные черты, всякий раз в характерах находится что-то неприятное. Впрочем, это добавляет сюжету львиную долю жизненности. Нужна ли она в детском мультфильме – другой вопрос. Но к взрослой жизни «Огонек-Огниво» юную публику готовит не только простым повторением важной морали.
Монументальная фантасмагория Андрея Хржановского, представителя творческой интеллигенции, мыслящего вне каких-либо рамок и границ. Эта история добиралась до зрителя почти полвека: еще во время учебы во ВГИКе режиссер получил личное разрешение Дмитрия Шостаковича превратить его оперу в авангардный анимационный фильм. Провокационный проект по мотивам произведения Николая Гоголя долго пробыл под запретом, зато потом выплеснулся на экраны каскадом образов и звуков.
Описывать «Заговор «не таких» бесполезно, да и бессмысленно: в структуре из трех актов – сам автор называет их снами – прошлое смешалось с настоящим, высокое искусство – с бездушным конвейером, а классическая анимация – со всеми видами техник и стилизаций. В общем, вышел высокохудожественный коллаж с удивительными и неожиданными подчас героями и смысловыми элементами, выраженными в крайне экспрессивной манере.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…