Малолетние гангстеры, мошенники, герои, убийцы, солдаты и детективы.
В прокат выходит фильм Евгения Григорьева («Про рок») «Подельники» с Павлом Деревянко и Юрой Борисовым – про 10-летнего мальчика, который бросает вызов убийце своего отца, страшному шаману по кличке Людоед. Кажется, расклад сил неравный, но никогда не стоит недооценивать детей. Этот тезис мы сейчас докажем на ряде примеров из фильмов разных лет, где юные герои занимаются совсем не детскими вещами и вполне преуспевают.
«Лето 84» (2017)
Компания подростков, маленький городок, загадочные события, густая атмосфера 1980-х. Все как в «Очень странных делах», только никакой фантастики. Вместо оной – вполне реальный серийный убийца, орудующий в округе, и главный герой подозревает, что им является с виду дружелюбный местный полицейский. Может показаться, будто это очередное подражание хиту братьев Даффер, и внешне порой действительно не отличишь, но вообще это скорее деконструкция эксплуатируемого ими мифа об эпохе синти-попа, культовых семейных фильмов и ярких нарядов. Причем довольно суровая, вдребезги всю романтику разбивающая бескомпромиссно жестоким финалом.
«Багси Мэлоун» (1976)
На улицах Нью-Йорка конца 1920-х разворачивается война. Подпольную бизнес-империю Толстого Сэма, владельца, среди прочего, ночного клуба, планомерно уничтожают бойцы авторитета по кличке Денди Дэн. Тем временем простой уличный ловкач Багси Мэлоун влюбляется в начинающую певицу Блаузи Браун. И ради любви ему придется в бандитских разборках принять непосредственное участие.
По всем параметрам – стандартное гангстерское кино, но, во-первых, это еще и мюзикл. А во-вторых, все роли исполняют исключительно отроки. Которые, правда, поют взрослыми голосами. И оружие на экране стреляет сладким кремом. Опять же, к вопросу о деконструкции: Алан Паркер взял и фактически одним абсурдистским финтом низвел целый жанр до буквально детского утренника. В качестве побочного эффекта – неуловимый дискомфорт от ощущения чего-то в корне неправильного. Хотя очень весело и, конечно, смешно.
«До первой крови» (1989)
Похожий фокус позже проделали Владимир Фокин («ТАСС уполномочен заявить…») и Григорий Остер, создатель «Вредных советов», «38 попугаев» и «Котенка по имени Гав». «До первой крови» – это, условно говоря, «Рэмбо» встречает «Апокалипсис сегодня»: бодрый боевик о герое-одиночке, на которого объявлена охота, и одновременно впечатляющее антивоенное высказывание. Ну а на самой поверхности – приключенческое кино про «Зарницу» в пионерском лагере. Где все участники воспринимают игру в высшей степени серьезно, прибегая к любым средствам достижения цели – вплоть до пыток и предательства. Спустя 30 с лишним лет фильм нисколько не устарел, а наоборот, сделался еще более жутким и мощным.
«Сестры» (2001)
13-летняя девочка, которая слушает Цоя и мечтает о военной карьере, вынуждена спасать свою единоутробную младшую сестру и себя заодно от преследующих их бандитов. Простецкая, но цепко хватающая за живое история о стойкости духа, храбрости и прочих важных добродетелях, посредством которой бандитские девяностые впервые были показаны глазами ребенка. А лучшего способа донести мысль о том, что то или иное страшное время должно быть проклято и навсегда остаться в прошлом, до сих пор никто не придумал, Элем Климов не даст соврать. Знаковая во многих отношениях картина: первая (и, увы, последняя) режиссерская работа Сергея Бодрова-младшего и дебют вечно молодой Оксаны Акиньшиной.
«Ханна. Совершенное оружие» (2010)
Генно-модифицированная девочка-подросток со взглядом волчицы, воспитанная по-спартански в северных лесах отцом-суперагентом, выходит на тропу войны с американскими спецслужбами и немецкими наемниками. Напористый шпионский евробоевик в стиле Люка Бессона с обширной, как положено по жанру, географией и парой чертовски эффектных экшен-сцен, укрепивший Сиршу Ронан в статусе восходящей звезды мирового кино. Спустя 10 лет концепцию расширили до сериала, с умеренным успехом продержавшегося 3 сезона.
«Бумажная луна» (1973)
Мелкий прощелыга, американский побратим Остапа Бендера, путешествует по Америке времен Великой депрессии в компании 9-летней девочки, которая ему, вероятно, приходится дочерью. Юная леди своенравна, проворна, находчива, умна не по годам и также проявляет себя прирожденной мошенницей, оказывая своему неофициальному опекуну неоценимое содействие в его нелегальных делах. Основополагающее качество этого роуд-муви Питера Богдановича (плюс Коппола и Фридкин приложились) – повышенная умилительность. А обеспечивает ее центральный дуэт, исполненный настоящими отцом и дочерью – Райаном и Татум О’Нил. Сериал по мотивам, как и в случае «Ханны», тоже потом организовали, с Джоди Фостер и Кристофером Коннелли, но он уже был встречен публикой прохладно.
«Вздрюченные» (2019)
Четверых трудных подростков в воспитательных целях отправляют в поход по зеленым холмам шотландского Хайленда. Где их подстерегают злобные пожилые аристократы, вооруженные ружьями и желающие ребятню истребить. Но молодая шпана сама их сотрет с лица земли при помощи смекалки, взаимовыручки и местных крестьян, любителей потриповать под заячьим пометом. Небанальный комментарий на темы классовой борьбы и конфликта поколений в формате задорной черной комедии от дебютанта большого кино, а в прошлом – клипмейкера Ниниана Доффа. Выглядит как внезапная коллаборация Кена Лоуча и Дэнни Бойла, и на деле это еще безумнее, чем можно себе представить.
Комментарии