Кино

Не работа, а призвание: Как волонтеры ищут пропавших

Бывает, что люди пропадают. По своей воле или нет, из-за болезни или чистой случайности. В кино подобное тоже находит отражение. Как правило, это эпизодические истории вроде той, что показана в «Замерзших», где весь заполярный город вышел искать пропавших детей в лес, и пара находок все же обнаружилась. Но «КиноРепортер» решил сосредоточиться на проектах, полностью посвященных волонтерскому служению, и собрал 5 самостоятельных фильмов и сериалов на непростую тему. 

«Плейлист волонтера» (2023)

С волонтерским движением зритель знакомится глазами Штапича (Иван Янковский) – 25-летнего безработного парня, который живет с мамой и пытается смирится с неудачами в личной жизни. После очередного загула он каким-то чудом приходит в себя, пугая полицейского, принявшего его за труп. Проделав путь из области в город, герой узнает, что его разыскивают добровольцы. Едва познакомившись с членами отряда, Штапич едет с ними на очередной вызов – пропал 5-летний мальчик. 

«Плейлист волонтера» снят по одноименной книге Артема Ляшенко – реального Штапича, который лично прошел немало километров в поисках пропавших людей. И заветная фраза «Найден. Жив» звучала не всегда. Тем не менее создателям удалось привнести в свой проект искры тепла и надежды. А еще юмор, который порой вырастает из странных и даже болезненных ситуаций.

Снят сериал с ощутимым документальным эффектом: естественное освещение то и дело заставляет прищуриваться, но художественности при этом кадр не теряет. Помимо Янковского, в нем целая россыпь звезд – от Милы Ершовой и Дмитрия Чеботарева до Александры Урсуляк и Марины Александровой. Характеры при этом тоже вышли живыми – хоть «Плейлист волонтера» и воспевает геройство, но не меньше времени уделяет человеческим ошибкам и их последствиям. В конце концов, errare humanum est. Подробнее – в нашей рецензии.

«Право на свободу» (2022)

Айтишник Антон (Илья Малаков) бросается на поиски пропавшей матери, подгоняемый чувством вины, – в последние годы он не уделял пожилой женщине достаточно внимания. Ужас его растет буквально по часам: он понимает, что родной человек мог попасть в рабство к криминальным структурам, зарабатывающим состояние на нищих и бездомных. И начинает все глубже погружаться в тему (а категорий там хватает – от сексуального рабства и попрошайничества до сект и рехабов). Причем путем сугубо практическим: обходя подвалы.

В одном из них он находит несчастных «заключенных», а также знакомится с лидером организации, освобождающей калек и стариков от уз отечественной мафии. В роли предводителя – Кирилл Кяро, примеривший крайне непривычное, даже жесткое амплуа. Да и волонтерство это более опасное – если в лесу есть шанс сломать ногу, споткнувшись о корень дерева, то здесь угроза исходит от властных людей, не желающих со своей властью расставаться. Да и с полицией сталкиваться приходится не только при подаче заявлений.

Остросоциальная тема и неприглядная действительность не нашли особого отклика в сердцах зрителей, а зря: хотя готовых решений сериал не предлагает, сделан он неплохо, да и посыл у него правильный. Даже несколько посылов – от «будьте внимательны к близким» до «следи за собой». 

«Здоровый человек» (2022)

Победитель секции «Русские премьеры» 44-го ММКФ и трехкратный лауреат «Золотого орла». Несмотря на то, что это всего лишь второй режиссерский проект Петра Тодоровского, фильм вышел на удивление целостным. И если второстепенные линии кое-где можно подрезать, то характер главного героя – окончательно запутавшегося в себе и растерянного Егора (Никита Ефремов), у которого еще вчера было все, – прописан максимально объемно и живо. 

Сложно понять, что именно толкает его на волонтерскую стезю: принципы, кризис среднего возраста, столкновение ожиданий и реальности. Знакомые сочувственно качают головами и крутят пальцем у виска, а разрастающаяся внутри героя дыра заставляет его «выйти» из своей жизни, начав проживать чужую. Егор мыкается по организациям – ищет людей по заброшкам (приток адреналина это обеспечивает) и поет веселые песни онкобольным детям (поначалу сбегая от них в больничный туалет).

Непростой труд обычных людей, которые оставляют свои заботы и переживания за порогом, показан в «Здоровом человеке» очень дотошно. А еще здесь есть несколько полезных рекомендаций на случай, если вы решите, что у вас тоже хватит на это сил. По сути, это не просто захватывающая драма, но и медиаброшюра, которая подсвечивает все эмоциональные грани волонтерства.

«Найден_Жив» (2020)

Интерактивный веб-сериал, созданный совместно с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» по заказу Института развития интернета. В проекте реконструированы случаи, к сожалению, довольно распространенные: человек уходит в лес и не возвращается. В первом сезоне в глуши теряется 5-летний мальчик. Во втором трое приятелей-подростков сбегают в большой город – те еще каменные джунгли, в которых тоже легко заплутать.

Задача зрителя, который принимает в сюжете самое непосредственное участие, – найти пропавших. Но не действуя наобум, а согласно специально разработанным методикам: нужно правильно собрать рюкзак, положив туда необходимые вещи, верно настроиться самому и разобраться с психоэмоциональным состоянием окружающих, изучить карты и, конечно, следить за временем.

Технические возможности при этом широкие: можно взять на себя управление подводным дроном и тепловизором, переговариваться с другими членами отряда по рации и вызывать кинолога. Затянутость, на которую кое-кто жалуется, – тоже часть процесса, причем не самая простая. Тревога нарастает, и даже в виртуальном пространстве то и дело пробирает ощущение, что от тебя зависит чья-то жизнь.

«Нелюбовь» (2017)

Мрачнейшая драма Андрея Звягинцева, сюжет которой строится вокруг пропавшего мальчишки, узнавшего про развод родителей (Алексей Розин и Марьяна Спивак). Поначалу в исчезновение не верят сами супруги, да и забот у них помимо отпрыска хватает. Более того, они продолжают делить сына, только не в стиле царя Соломона, а, наоборот, пытаясь спихнуть ответственность на другого.

Когда ситуация принимает серьезный оборот, Борису и Жене приходится пройти все круги ада – вплоть до посещения морга, где разворачивается одна из самых душераздирающих сцен. Оператор Михаил Кричман мастерски фиксирует увядающую природу – оградительные ленточки на ветру, омертвевшие деревья в Сходненском ковше, где ведутся поиски. Их неспешность – чтобы не пропустить не единой зацепки – выматывает душу, а к горлу подступает реальный страх, сулящий самое плохое. 

Воздух пронизывает тотальное ощущение неприкаянности, которое усиливает интригу: по своей воле ушел Алеша, не вытерпев такой собачьей жизни, или нет? Но при любом раскладе шансы у него невелики. Финал – точный и логичный – лишнее тому подтверждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад