Французская драма о встрече двух возлюбленных.
«(Не)бывшие» – новая французская драма режиссера Стефана Бризе, снявшего «Закон рынка» (2015) и «На войне» (2018). Фильм номинировался на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, но его обошли «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса.
По сюжету, известный актер Матье в состоянии выгорания и депрессии приезжает в курортный городок, чтобы привести чувства и мысли в порядок. Там он встречает свою бывшую возлюбленную Алис, которая работает учителем музыки и волонтерствует в доме престарелых. Между ними, потрепанными жизнью и имеющими свои семьи, вспыхивает роман, пробуждая старые чувства: они никуда не делись, а лишь дремали где-то внутри.
Фильм необычайно медитативен и почти лишен музыки, что усиливает атмосферу безнадежности, когда кажется, что все не так, а в душе зреет недовольство собой и тем, что происходит вокруг. Этот эмоциональный фон отлично иллюстрируется сценой в ресторане, где герои встречаются после 15 лет разлуки. Алис перечисляет личные и профессиональные успехи Матье, и ты понимаешь, что, в общем-то, его жизнь удалась. А он грустно ухмыляется – ему чего-то не хватает, и он сам не может объяснить, чего именно.
«(Не)бывшие» пропитаны серой болезненностью. Герои изводят сами себя, каждое их свидание наполнено чувством вины за то, что случилось 15 лет назад и за то, что происходит прямо сейчас. Даже окружающая их действительность в печали: в курортном городке мертвый сезон – море негостеприимно вздымает волны, порывистый ветер хватает за пальто, а небо регулярно плачет дождем. Визуальная часть подана в приглушенной световой гамме, что лишний раз усиливает безысходное настроение ленты.
Единственный светлый и радостный момент – это праздник, на который Алис пригласила Матье. Двое ведущих искусно изображали пение разных птиц, а герои обменивались короткими говорящими взглядами – и между ними стерлась неловкость первой встречи. Осталась только химия.
Главные роли исполнили Гийом Кане («Прекрасная эпоха», «Прошлой ночью в Нью-Йорке») и Альба Рорвахер («Химера», «Моя гениальная подруга»). Они не играют свои роли – они проживают жизни своих персонажей, наполняя каждую эмоцию реалистичностью. Такой, что порой становится неловко, будто подглядываешь за ними в замочную скважину. На их месте легко представить себя, потому что они такие же, как каждый из нас – доступные, понятные, не разобравшиеся в себе, со своими мечтами и желаниями.
«(Не)бывшие» – драма на двоих. Здесь действительно только два героя, которые поглощены друг другом и своими чувствами. Остальные присутствуют в кадре лишь как фон для развития истории. Но фон живой и настоящий. Совсем как в реальной жизни: ведь человек не часто замечает вокруг других людей, особенно если захвачен своими переживаниями.
Если бы фильм снимали в Голливуде, то с большой вероятностью главные герои оставили бы свои семьи, чтобы быть вместе, а сама картина превратилась бы в легкую комедию. Но Матье и Алис – французы, и их вспыхнувший роман – не столько любовь, сколько закрытие гештальтов. И борьба со скукой в маленьком городке. Она наконец смогла задать ему мучившие ее 15 лет вопросы, почему случилось то, что случилось. Он – осознать, почему поступил так, как поступил.
Прямо об этом не говорится, но считывается – Матье просто испугался и пошел на попятную. Так же, как с ролью в театре, о которой он мечтал всю свою творческую карьеру. Когда же появилась возможность исполнить мечту, он отказался от нее. Многие поступают подобным образом, боясь выйти из пресловутой зоны комфорта и скинуть свою скорлупу.
Комментарии