Стэнли Кубрик снял немало шикарных картин. Но мог снять еще больше. Участники группы The Beatles, например, мечтали, чтобы он сотворил свою версию «Властелина колец» – с Полом МакКартни в роли Фродо и Джоном Ленноном в образе скользкого Голлума. Сам Кубрик планировал экранизировать «Жгучую тайну» Стефана Цвейга и выточить нового «Пиноккио», вариацией на тему которого впоследствии стал «Искусственный разум» (за авторством Стивена Спилберга и оригинальной идеей Кубрика).
Самой же грандиозной задумкой из всех, что Стэнли не смог реализовать, единогласно признается «Наполеона». Поэтому, пока на экранах гремит одноименный блокбастер Ридли Скотта, давайте вернемся в прошлое и погрузимся в историю того амбициозного, монструозного, во всех отношениях любопытного проекта, которому по ряду причин так и не удалось увидеть свет.
В 1968 году на мир обрушилась «Космическая одиссея». И мир к этому определенно не был готов. Философское полотно о тайнах, прячущихся среди холодно мерцающих звезд, поняли и приняли далеко не все. Недаром Джеймс Нэрмор в каноничной биографии Кубрика назвал ее «самым медлительным высокобюджетным научно-фантастическим фильмом в истории жанра». Пока одни зрители и критики плевались, а другие восхищались, автор шел дальше. И замахивался на проект мечты, давно не дававший ему покоя.
Биография Наполеона манила Стэнли еще с юности – жизнь выдающегося полководца он сравнивал с эпической поэмой. «Он был одним из тех исключительных людей, которые двигали вперед историю, формируя не только облик своего времени, но и судьбу поколений грядущих», – заявлял Кубрик. Все проблемы, связанные с деятельностью Бонапарта, он считал актуальными и во второй половине XX века: будь то милитаризм, злоупотребление властью или взаимоотношения личности и государства. В равной степени режиссера привлекала и частная жизнь Наполеона. Прежде всего, его связь с Жозефиной де Богарне, «одна из величайших навязчивых страстей всех времен».
Кубрик уверял, что публику ждет не унылая историческая реконструкция, а уникальное произведение как бы на стыке эпох. Взгляд в прошлое, через которое можно лучше понять настоящее. Он не желал концентрироваться на отдельных аспектах биографии Бонапарта, а хотел охватить все, везде и сразу, не пугаясь явно внушительного хронометража. Зрители, дескать, могут запросто смотреть кино три с половиной часа, если оно их достаточно интригует. «Унесенные ветром» тому вернейшее доказательство.
На препродакшене Кубрик отсмотрел все существовавшие фильмы о Бонапарте. Включая пятичасовой эпик Абеля Ганса 1927 года с революционным на тот момент киноязыком и «Войну и мир» Сергея Бондарчука, где образ одиозного императора воплотил Владислав Стржельчик. Причем ни одна лента Стэнли не удовлетворила. «Наполеон» Ганса, технически впечатляющий, Кубрик счел грубоватым с точки зрения исполнения и сюжета. «Войну и мир» просто назвал разочарованием. Уточнив, правда, что виноват в этом не столько Бондарчук, сколько Лев Толстой, чей взгляд на Наполеона далек от исторической достоверности.
В погоне за достоверностью Кубрик обратился к книгам. И прочел не одну сотню исследований – как работы столетней давности, так и более свежие труды. Специально собранная библиотека помогала ему фиксировать любые мелочи, проходные для рядового обывателя, но жизненно важные для того, кто собирался создать исчерпывающую сагу о Наполеоне. Стэнли бережно подмечал, например, какая погода стояла в день конкретной битвы. Или какие яства Бонапарт предпочитал на обед (позднее он сам повторял его рацион). Значимым подспорьем стала поддержка оксфордского профессора Феликса Маркэма, который изучал наполеоновское время 35 лет и охотно проливал свет на темные пятна.
Костюмы, оружие, элементы интерьера планировалось скрупулезно скопировать с картин и письменных свидетельств той эпохи. Над их прототипами трудился целый штат из двадцати человек. А ориентироваться в колоссальном многообразии деталей позволяла картотека из 15 тыс изображений. Для воссоздания батальных сражений Кубрик намеревался задействовать 40 тыс пехоты и 10 тыс кавалерии и расстраивался из-за того, что многие места реальных битв оказались недоступны для съемок из-за плотной гражданской застройки. Поэтому погрузить публику в происходящее он хотел посредством в том числе закадрового текста, анимированных карт и фотографических снимков.
«Важно донести до зрителей суть этих сражений, ибо всем им присуще эстетическое великолепие. Почти как в выдающемся музыкальном произведении или безупречной математической формуле, – полагал Кубрик. – Именно эти качества я надеюсь передать. Параллельно отразив грубую реальность тех столкновений».
Режиссер не собирался клянчить у студии Metro-Goldwyn-Mayer баснословные суммы на съемки. И пытался, как мог, минимизировать издержки. Дабы сэкономить на статистах, он обратился к правительствам Румынии и Югославии. И те предоставили ему… собственные вооруженные силы! По цене 2$ и 5$ в день на человека. А одна фабрика из Нью-Йорка изобрела способ печати на плотной бумаге цветных элементов солдатской униформы, благодаря чему один ее комплект стоил менее 4$. На общих планах, как показали пробы, эти бумажные мундиры смотрелись вполне прилично, от настоящих не отличить. Также Кубрик договорился об аренде старинных дворцов в Италии и Франции за несколько сотен в день, вместо того чтобы строить декорации с нуля за огромные $6 млн.
Еще одним способом сэкономить был выбор скромной, но многообещающей звезды, которая не стала бы гнуть пальцы веером и требовать завышенный гонорар. Главным кандидатом на роль Наполеона считался Джек Николсон – к тому времени он успел не только сняться в кучке неказистых ужастиков и вестернов категории B, но и засветиться в хите контркультуры «Беспечный ездок», заслужив первую в карьере оскаровскую номинацию. Остается лишь сетовать на то, что мы так и не насладились Джеком в столь интригующей роли, и утешаться тем, что они с Кубриком хоть разок поработали вместе. В образе Жозефины же Стэнли видел Одри Хепберн – специфический бы вышел дуэт, ничего не скажешь.
Режиссер оптимистично полагал, что натурные съемки в Европе удастся завершить в течение трех месяцев. Чтобы снимать допоздна при естественном освещении, он даже нашел особые объективы. Но для начала предстояло закончить сценарий. В его основу легла книга упомянутого Маркэма, на которую Кубрик заблаговременно приобрел права. Попутно он использовал аспирантов профессора для конструирования замысловатой персонажной паутины: на базе множества карточек с датами и событиями показывалось, как ключевые герои взаимодействовали друг с другом, где находились и чем занимались в то или иное время.
Сам Бонапарт на страницах сценария представал сложной, многогранной фигурой: и просвещенным правителем, и жестоким тираном, и любовником, и романтиком, и кем только не. Пристальное внимание уделялось как зрелищным баталиям, так и тщательной подготовке к ним. С кропотливой бумажной работой и математическими вычислениями с целью определить, достаточно ли войскам продовольствия. Общий тон текста, о чем пишет тот же Нэрмор, весьма пессимистичен: «Люди неисправимо порочны, и даже в основе прогрессивного общества лежит сублимированное насилие и жажда власти». Кругом царит коррупция, а император одержим идеей мирового господства.
Занятно, что при подобной въедливости и желчности важная роль в ленте отводилась эротическим эпизодам. В духе прощального шедевра Кубрика «С широко закрытыми глазами» Бонапарт встречался на улице с проституткой и оказывался на странном мероприятии, где все друг с другом совокуплялись. Вдобавок их с Богарне спальню украшали зеркала, на фоне которых герои предавались плотским утехам. «Они умножали эротические образы Наполеона и Жозефины во время занятий любовью», – как говорится в описании одного эпизода. Никто из них не хранил верность своей половинке, а адюльтеры придавали дополнительную пикантность сценарию с неприкрытым сексуальным подтекстом (до «Калигулы» оставалось примерно десять лет). При желании, кстати, любой может с этим трудом ознакомиться.
Увы, в конце концов Стэнли Кубрик столкнулся с горькой реальностью: студия MGM отказалась выделить фильму финансирование. На заре 1970-х на экранах вовсю гремели дерзкие и недорогие хиты Нового Голливуда, поэтому боссы резонно опасались, что громоздкий костюмный эпик – пусть и с живой легендой в режиссерском кресле – банально не выдержит конкуренции с нахальными выскочками а-ля «Выпускник». Кассовый провал «Ватерлоо» Сергея Бондарчука стал лишним доказательством нерентабельности этой затеи, хотя в касте той ленты, в отличие от кубриковской, сияло немало звезд (Орсон Уэллс, Кристофер Пламмер, Род Стайгер).
Расстроенный Кубрик переметнулся от MGM к Warner Bros., предложившим ему жирный контракт на три фильма. Мэтру гарантировалось право на финальный монтаж, финансирование проектов на всех стадиях и 40% выручки. В 1971 году Стэнли по полной программе воспользовался полученной свободой, встряхнув киноиндустрию скандальным «Заводным апельсином». Он не оставлял надежды вернуться к «Наполеону», вот только Джек Николсон уже не горел желанием играть Бонапарта. А другой кандидат Иэн Холм (он же Бильбо Бэггинс) подписался на съемки в забытом ныне мини-сериале с дурацким названием «Наполеон и любовь».
Чем дальше, тем сильнее увлечение Кубрика «Наполеоном» смахивало на манию. Во время работы над «Барри Линдоном» (1975), где, кстати, использовались некоторые наполеоновские заготовки, Стэнли заявил, что для реализации проекта-долгостроя ему понадобится порядка $60 млн. Сейчас это около $343 млн – сумасшедшая сумма даже по меркам современных блокбастеров, особенно с учетом их дружного фиаско в прокате. А когда дело дошло до «Сияния» (1980), Кубрик решил переконвертировать «Наполеона» в двадцатичасовой (!) сериал с Аль Пачино в ведущей роли. Даже знакомые режиссера не могли понять, шутит он или строит подобные планы всерьез.
В 1999-м Кубрика не стало. О «Наполеоне» благополучно позабыли, периодически вспоминая его в ностальгических материалах или интеллектуальных беседах на тему «ах, если бы…». А в 2023-м, как гром среди ясного неба, из-за океана прилетела шок-новость: «Наполеону» – быть! Спасибо Стивену Спилбергу, который вслед за «Искусственным разумом» собрался довести до ума другое начинание своего товарища и коллеги. В разгар Берлинского кинофестиваля Спилберг проговорился, что в течение последних семи лет под крылом HBO велась работа по реанимации «Наполеона» в формате сериала из семи эпизодов. В числе создателей, помимо 76-летнего Спилберга, – 91-летняя вдова Кубрика Кристиана и 86-летний продюсер его картин Ян Харлан. Воистину в бой идут одни старики!
Пока же еще один патриарх, 86-й Ридли Скотт, баламутит народ собственной вариацией на тему наполеоновских свершений. «Космическая одиссея» в свое время здорово повлияла на «Чужого», однако от сходств между двумя «Наполеонами» Скотт отмахивается. «Мой первый фильм был о Наполеоне, хотя сам он там отсутствовал», – утверждает при этом Ридли, имея в виду элегантных «Дуэлянтов». Они со Стэнли никогда не встречались, только по телефону общались. И Скотт, конечно, читал сценарий «Наполеона» пера Кубрика. Читал – и мягко критиковал. Примерно так же, как сам Кубрик осуждал другие ленты о Бонапарте.
Для любого постановщика личность знаменитого императора уникальна. Каждый стремится намекнуть, что предшественники где-то промахнулись, чего-то недосказали, и Наполеон вполне заслуживает свежего взгляда на свои достижения и прегрешения. Поэтому Скотт так ревностно защищает свою позицию от наездов историков, парируя их придирки беспроигрышным выпадом: «Вы что, жили в те годы? Нет? Ну и завалите хавальники». Идеально кубриковский ответ.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…