В кино нередко тот или иной фильм получает сразу несколько концовок. Первопричины этого приема бывают самые разные: от замены финала из-за негативной реакции аудитории на тестовых показах до целенаправленного разветвления кульминации. Альтернативные концовки раньше становились приятным бонусом для тех, кто покупал фильмы на домашних носителях. Обычно подобный контент можно было найти в дополнительных материалах. Случалось и так, что во время официального проката ленты зрители видели разные финалы: одним, например, показывали «кульминацию А», другим же – «кульминацию Б». Именно о фильмах с несколькими финалами и пойдет речь. Приготовьтесь, статья содержит спойлеры.
Когда речь заходит о режиссерских версиях, имя Ридли Скотта всплывает чаще остальных. И, пожалуй, его самая обсуждаемая работа в этом плане – «Бегущий по лезвию». Мнения Warner Bros. и режиссера относительно финала значительно отличались, и в прокатной версии компания буквально навязала постановщику свое видение. Первая концовка включала хеппи-энд для героев. Декард и Рэйчел покидают квартиру и отправляются на машине в красивые горные дали. На фоне звучит закадровый монолог главного героя, а благодаря отдельным кадрам мы узнаем, что у девушки в отличие от других репликантов неограниченный срок службы. Кстати, при монтаже студия использовала кадры из «Сияния» Стэнли Кубрика.
Спустя 10 лет WB выпустил режиссерскую версию «Бегущего по лезвию», которая, в свою очередь, больше соответствовала изначальному видению Скотта. Но все же не до конца. Монтажом новой версии при этом занимался специалист по сохранению и реставрации пленки Майкл Эрик. Он убрал закадровые пояснения и добавил в середину фильма важную сцену сна с единорогом. Именно она подводит к новому финалу ленты с оригами, благодаря которому зритель понимает, что вставленный Эриком эпизод – искусственно внедренное воспоминание. А значит, что Декард все же репликант. Режиссерская версия заканчивается на том моменте, как пара входит в лифт и его двери закрываются.
Что до финальной версии, вышедшей в начале нулевых и полностью курируемой Скоттом, то по смыслу ее концовка не отличается от финала режиссерской. Постановщик просто углубил повествование, расширив определенные эпизоды (тот же сон с единорогом), добавил цифровую ретушь и улучшил спецэффекты и звук.
А вот с комедийным детективным триллером «Улика» ситуация обстояла несколько иначе. Основанный на популярной настольной игре, фильм рассказывает о шестерых незнакомых друг с другом людях, которых приглашают на ужин в особняк. По приезде герои сталкиваются с шантажом – у неизвестного есть компромат на всех гостей. Неожиданно в комнате, где собрались все персонажи, включая обидчика, выключается свет. А вот когда он вновь загорается, то шестерка видит перед собой труп шантажиста. И теперь им всем надо выяснить, кто же является убийцей.
Paramount Pictures использовала необычный подход к прокату, поскольку студия сразу же выпустила фильм с тремя концовками. Необычная концепция на тот момент не пришлась по душе зрителям, которые изначально не знали о подобном нюансе и сталкивались с поначалу необъяснимыми разногласиями при обсуждении картины с другими посмотревшими. Кроме того, идея сходить в кино еще раз ради альтернативного финала вызвала у аудитории негодование. Только спустя время задумку авторов оценили по достоинству, а сама картина приобрела культовый статус.
В первом финале убийцей шантажиста (а заодно и кухарки) оказывается горничная Иветт, которая действовала по наводке владелицы борделя мисс Скарлетт. Именно она после избавилась от подручной, а затем переключилась и на других персонажей. Вторая концовка получилась не настолько закрученной – она представляет в качестве убийцы жену сенатора миссис Пикок. А вот третий финал вышел несколько комичным, поскольку виновниками оказываются все приглашенные гости.
Уж где-где, а в фильме, отсылающем к понятию эффекта бабочки, точно должна быть специфическая разветвленная кульминация. В центре истории ленты – Эван Треборн, который вместе с друзьями пережил в детстве тяжелую психологическую травму. Рефлексируя о днях минувших, герой обнаруживает в себе возможность отправляться в разные эпизоды своего прошлого и менять как свою, так и чужие судьбы. Прокатная версия «Эффекта бабочки» заканчивается тем, что Эван, преодолевший кризис и ставший преуспевающим психологом в Нью-Йорке, встречает повзрослевшую Келли, у которой, судя по всему, тоже все складывается хорошо. Парень проходит мимо девушки, так и не решившись с ней заговорить.
Однако некоторые зрители не в курсе, что у фильма есть еще три финала. Причем все они разительно отличаются друг от друга по настроению: от оптимистичного до откровенно мрачного. Например, в первом Эван все-таки заводит разговор с Келли и приглашает ее выпить кофе. Второй получился более открытым – фильм заканчивается на моменте, когда герой оборачивается вслед девушке, а после идет за ней. Третий финал вышел довольно жутким. В нем Эван смотрит запись родов матери, возвращается в прошлое, в день своего рождения, а затем душит себя в утробе.
Особые отношения к концовкам и у Стивена Кинга. Точнее, у авторов экранизаций его произведений. Так было, например, с вышеупомянутым «Сиянием» и «Мглой» Фрэнка Дарабонта, где постановщики придумали собственные финалы. Однако были и те, кто не смог определиться с одной кульминацией и добавил сразу несколько. Так поступили создатели психологического хоррора «1408» о писателе Майке Энслине, исследующем паранормальные явления. Мужчина узнает о странном номере в нью-йоркской гостинице «Дельфин» и поначалу скептически относится к этой информации. Он принимает ее за «городскую легенду», придуманную только ради привлечения посетителей. Но, оказавшись внутри номера, Майк действительно сталкивается с чем-то необъяснимым.
Создателям ленты пришлось написать сразу четыре варианта концовки, поскольку оригинальный финал не понравился зрителям на тестовых показах. Изначально Микаэль Хофстрем «убил» Майка при пожаре в отеле. Зритель видит, как главный герой радуется уничтожению злосчастной комнаты, после чего все рушится прямо на него. Майка хоронят, а его личные вещи и диктофон остаются у управляющего отелем Олина, героя Сэмюэля Л. Джексона. Мужчина прослушивает запись писателя в своей машине и в какой-то момент замечает на улице маленькую девочку в платье, идущую за автомобилем. В зеркале заднего вида Олину мерещится изуродованный ожогами призрак Майка. Фильм заканчивается сценой в сгоревшем номере, где главный герой слышит окликнувшую его дочери и направляется к ней.
В другой концовке Майк аналогично погибает, только вместо сцены похорон мы видим, как редактор героя возвращается в свой нью-йоркский офис и обнаруживает рукопись, которую его клиент написал, находясь в номере 1408. Пока он читает, на фоне слышны аудиозаписи событий. В финальной сцене двери кабинета Сэма захлопываются, и голос отца Майка произносит: «Таким, как ты, был я. Таким, как я, будешь и ты».
Два оставшихся финала почти идентичны. В прокатной версии фильма Майк выживает и мирится с Лили, хотя та скептически относится к его рассказу. Но она находит коробку с вещами супруга, в которой оказывается поврежденный диктофон. Майк его чинит, и пара внезапно слышит голос призрака их дочери. В альтернативной версии этой концовки девочку слышит только писатель.
В 2010-х одним из кинотрендов был формат скринлайф, где действие фильма полностью разворачивается на экране компьютера/смартфона/гаджета с экраном. Одним из самых успешных представителей жанра стала лента «Убрать из друзей», собравшая почти $63 млн при бюджете в $1 млн. Через четыре года за фильмом последовало самостоятельное продолжение без упоминания героев и событий оригинала, но с несколькими концовками. По сюжету, Матиас находит в кафе ноутбук и оставляет его себе. Копаясь в содержимом устройства, парень сначала натыкается на снафф-фильмы, а после на программу подключения к даркнету. Неожиданно Матиас получает сообщение от прежнего владельца, который требует вернуть его вещь. Главный герой отказывается, и тогда человек на том конце кабеля начинает угрожать парню.
В оригинальной концовке похищенная Эрика (владелица ноутбука) приходит в себя и видит дыру в черепе на экране компьютера. В это же время группа Харонов голосует за то, что Матиас должен умереть. Его сбивают фургоном, после чего камера переключается на ликующих Харонов, наблюдавших за всем на стриме в даркнете. Во втором финале Матиас отправляется на встречу со своей глухой девушкой Амайей в парк, но его оглушают и закапывают заживо. Парень связывается с девушкой через видеозвонок и пытается позвать на помощь, но Хароны искажают его рот, чтобы она не могла читать по губам. Хакеры также меняют все текстовые сообщения Матиаса, которые он пытается отправить, и герой в итоге задыхается.
Третья концовка показывает, как Матиаса заманивают на склад, где он находит сумку Амайи и понимает, что ее похитили. Злоумышленники оставляют его с пистолетом и наблюдают, как он плачет, и делают ставки на то, покончит ли он с собой. Судьба Матиаса остается неясной. В четвертом финале Матиас встречает Амайю, но Хароны хватают их обоих. Группа голосует, оставить ли их в живых. Пару в итоге отпускают, однако в следующей сцене мы видим, как Эрика выползает из шкафа Матиаса, подходит к ноутбуку и обнаруживает дыру в черепе.
Мало кто сможет посоревноваться с «Брандашмыгом» в количестве концовок. Но и привычные подсчеты не совсем подходят полнометражному «Черному зеркалу», поскольку перед нами представитель интерактивного кино, главной особенностью которого и является большое число финалов. С идеей проекта с нелинейным повествованием создатель сериала Чарли Букер обратился к Netflix в 2017-м, но те поначалу неоднозначно восприняли задумку шоураннера из-за специфики формата.
Ранее постановщик планировал осуществить что-то схожее в эпизоде «Игровой тест», где зрителям был бы доступен «кошмарный режим» с более мрачной развязкой. Но Букер отказался от этой идеи. Сам же сервис при работе над пятым сезоном предложил снять историю в формате «сделай свое приключение», где главный герой работал бы над своей видеоигрой. Однако сюжет оказался слишком масштабным для одной серии. Так Netflix и Букер объединили наработки и сделали «Брандашмыга».
Эксперимент Букера насчитывает пять основных концовок, не считая десятка разных ответвлений. И описать все финалы будет очень проблематично. Самое короткое «прохождение» занимает 40 минут, а среднее значение равно 90 минутам. Однако на просмотр всех возможных вариантов развития событий уйдет куда больше времени. В большинстве случаев, когда зритель доходит до определенной концовки, интерактивный фильм возвращается к последнему ключевому выбору и предлагает посмотреть альтернативную сюжетную ветку. Причем с возможностью перемотки тех сцен, которые зритель уже посмотрел.
Абсолютно любой фильм, даже общепризнанный шедевр, можно значительно усовершенствовать, если добавить в него экшена и вокально-хореографических номеров. Так, по крайней…
Историческая сцена «Табакерки» открылась после нескольких лет капитального ремонта. На торжественном мероприятии по этому случаю выступил Владимир Машков, возглавляющий Театр…
II Всероссийский театральный фестиваль «23 дня до Победы» проходит в Москве с 17 по 24 сентября. Центральный академический театр Российской…
В этом году День города в Москве отметили с размахом. Многие столичные театры не остались в стороне и организовали тематические…
В Москве пройдет VIII Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС. Организует его Московский институт театрального искусства имени народного артиста СССР…
Герои осеннего проката повально куда-то торопятся – Никита Кологривый, например, убегает от Михаила Пореченкова в криминальной комедии «Беги», а Полина…