Спойлерами называют сюжетные подробности, которые портят сюрприз – и, как следствие, удовольствие от внезапных поворотов повествования. Истерия вокруг этого явления, пожалуй, достигла своего апогея в 2019 году, совпав с завершением циклов сразу трех культурных феноменов – «Игры престолов», «Мстителей» и «Звездных войн».
Зажмуриваются и затыкают уши не только фанаты – иногда узнать лишнее боятся даже актеры и авторы проекта. А фразой «Только без спойлеров!» можно свести в могилу любого кинокритика. Кажется, скоро маленьких детей будут пугать не бабайками, а спойлерами к любимым мультикам. Да что там, любой взрослый покрывается липким потом, если зачитать ему зловещим голосом выжимки из слитого сценария к ожидаемому блокбастеру.
Отношение к повествовательным превратностям не всегда носило столь трепетный характер. Древнегреческие трагедии нередко уже в прологе анонсировали грядущие события, и зрители не ерепенились. Пьесы Уильяма Шекспира строились на историческом материале и сюжетах, хорошо знакомых его аудитории. Многие романы XVIII и XIX веков безбожно раскрывали содержание прямо в названиях глав.
Впрочем, чем большее значение в произведении играла интрига, тем сильнее авторы окутывали фабулу мраком. Викторианский писатель Уилки Коллинз опубликовал свой детектив «Женщина в белом» кусками, создавая ажиотаж вокруг каждого выпуска. Когда книга вышла целиком, он увещевал критиков, чтобы те не разбалтывали ее секретов.
Любители кино долгое время не видели драмы в анонсе коллизий, однако проливать свет на нюансы остросюжетных картин всегда считалось дурным тоном. Альфред Хичкок еще в 1960-м попросил журналистов подписать документы о неразглашении шокирующих поворотов в «Психо», что теперь является стандартной практикой для многих пресс-показов. За год до выхода первых «Звездных войн» Джордж Лукас сам растрепал The New York Times все сочные детали своей космооперы, зато вокруг сенсационного сиквела в 1980-м он уже вовсю напускал тумана.
Первые предупреждения о возможных спойлерах появились в компьютерной сети для общения «Юзнет» в 1980-е, а в 1990-е с распространением интернета ситуация только усугубилась. В целом приличные люди старались уважать секреты фильмов хотя бы пару недель после старта проката. В 2007-м началась эра стриминга, благодаря которой кино и сериалы стали доступны в любое время. Теперь публика постоянно остерегается нежелательных подробностей. Вокруг долгоиграющих проектов годами растут фан-базы, болезненно реагирующие на малейшую крупицу сведений о подробностях обожаемых произведений.
Это касается не только кино, но и спортивных трансляций. Поклонники футбола, хоккея, тенниса, бокса, баскетбола и т.д. предпочитают смотреть игры в прямом эфире, опасаясь, что в противном случае могут случайно узнать исход поединка и удовольствие будет уже совсем не то.
Народные массы опасаются спойлеров, полагая, что это смажет им впечатление от всего произведения. С 2011 года проводятся всевозможные исследования в попытках разобраться в психологии этой проблемы. Сначала профессоры Калифорнийского университета Николас Кристенфельд и Джонатан Ливитт пришли к выводу, что знание исхода, наоборот, только способствует дополнительному наслаждению.
В последующих опытах ученые Джудит Розенбаум и Бенджамин Джонсон пришли к более противоречивым выводам и объясняют их результаты разницей в понимании и измерении удовольствия. Дело в том, что предпочтения людей индивидуальны. Некоторые нетерпеливы и заглядывают в конец книги, но дочитывают их с неугасающим интересом.
Кое-кто из фанатов, слишком переживающих за судьбу какого-то персонажа, специально разыскивают данные о его будущем и продолжают просмотр уже со спокойным сердцем. В ужастиках осведомленность о надвигающейся беде только способствует нарастанию напряжения и удовлетворению от процесса. Иногда спойлеры даже помогают лучше разобраться в сюжетных перипетиях.
Тем не менее эмоционально вовлеченные зрители, бесспорно, испытывают меньше радости из-за испорченных сюрпризов. Другое дело, что пагубность данного эффекта сильно преувеличена. Даже когда все известно наперед, люди все равно испытывают весь спектр чувств: смеются над шутками, плачут в грустные моменты, поражаются коварству, ахают над экшеном и т.д. Не зря же к выдающимся творениям поклонники возвращаются снова и снова. Исследователи приходят к консенсусу, что спойлеры хоть и влияют на восприятие, но незначительно.
Ушлым киношникам только на руку растущая паранойя. Страх нарваться на непрошеные околичности провоцирует зрителей раскупать билеты на первые сеансы, а фильмы собирают кассу. В результате студии прибегают к изощренным махинациям, чтобы нагнетать атмосферу секретности вокруг новинок. Режиссер ленты «Терминатор: Да придет спаситель» МакДжи вбрасывал заведомо ложные данные с целью замаскировать правду о фильме. Для «Игры престолов» даже снимали фальшивые сцены, дабы сбить со следа папарацци.
В Marvel приняли беспрецедентные меры для сохранения в тайне весьма предсказуемого сюжета «Мстителей: Финал». Сценарий дали прочитать целиком только проверенным бойцам Крису Эвансу и Роберту Дауни-мл., остальные довольствовались обрывками и фейковыми версиями накануне съемок. В результате большинство актеров весьма смутно представляли развитие линий своих героев.
Тяжелее всех пришлось Тому Холланду, играющему Человека-паука. В прошлом его язык без костей не раз подставлял маркетологов, поэтому трепачу подавали только его реплики и даже не рассказывали, что происходит в сцене и с кем он сражается. В пресс-турах за ним следил строгий Бенедикт Камбербэтч.
Подобные съемки «за железным занавесом» кажутся уже крайностью: рано или поздно это может плохо сказаться на их художественности. В интернете Marvel развернула отдельный фронт борьбы со спойлерами – режиссеры братья Руссо и звезды киновселенной наперебой взывали к общественности держать рот на замке после просмотра фильма. В ход шли видеообращения, пассажи в твиттере и т.д.
Впрочем, от спойлеров нигде не укрыться: они подстерегают своих жертв не только в неосторожных заголовках, но и в соцсетях, мемах, на афишах кинотеатров. Даже невинное видео со смешными котами может таить в себе злостные откровения о новинках.
Иногда вредителям воздается за их грехи. Один наглец в Гонконге громко декламировал сюжетные ходы последних «Мстителей» у входа в кинозал и даже не подозревал, что его за это побьют.
С «Мстителями» связана и другая история мести. Один парень потратил год, чтобы подружиться с сетевым троллем, который заспойлерил ему «Войну бесконечности». Втеревшись в доверие к неприятелю, он сфотографировал ключевые моменты «Мстителей: Финал» и отправил их обидчику с подписью «Мы никогда не были друзьями».
Многие фанаты даже самоустраняются из интернета, пока не посмотрят запланированное. Существуют разные приложения и расширения, призванные защитить впечатлительных особ вроде Spoler Shield, Tweetdeck, BlockTube и т.д., которые используют специальные алгоритмы и блокировку по ключевым словам в качестве мер безопасности.
Медиаиздания проповедуют свою этику: тексты, раскрывающие сюжет, предваряются предупреждениями о спойлерах (только «Википедия» держится выше этого). На форумах запретные сведения можно скрывать за специальными тегами в сообщениях. Все эти предосторожности направлены на то, чтобы защитить право людей не знать того, чего они не хотят, раньше времени. А заодно, чтобы продюсеры не волновались, что разочарованные поклонники не купят билет на их эпики.
Дошло до того, что даже промоматериалы видятся спойлерами (хотя иногда это и правда так – взять хотя бы постеры к «Кловерфилд, 10» и «Терминатору: Генезис»). Возможно, со временем человечество научится проще относиться к поворотам сюжета – в конце концов, это лишь малая часть того, что делает кино искусством.
Если в спорте главное – счет на табло, то в кино важнее атмосфера, актерское исполнение, операторское мастерство и другие эстетические стороны. Неожиданность не должна быть самоцелью, что бы по этому поводу ни думал М. Найт Шьямалан. Согласно легендарному писателю и театроведу Жоржу Польти, количество драматических ситуаций все равно исчерпывается 36 штуками. Так что было бы чему удивляться…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…