Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Журнал > ММКФ-2024: Великое начинается с малого

ММКФ-2024: Великое начинается с малого

23 апреля 2024 /
ММКФ-2024: Великое начинается с малого

«КиноРепортер» рекомендует – ретроспектива к 105-летию ВГИКа.

К юбилею кузницы киномастеров ММКФ подготовил специальную ретроспективу, в которую войдут учебные и дипломные работы известных выпускников вуза. Гостей и участников фестиваля ждут три исторических подборки фильмов, сделанных с конца 1940-х до порога нынешнего тысячелетия.

«Юлиус Фучик» (1946)

Ретроспектива ВГИК на ММКФ. «Юлиус Фучик»

Совместную студенческую работу Владимира Наумова и Латифа Файзиева до недавнего времени мало кто видел, поскольку она пылилась в архивах ВГИКа, пока ее не нашли и не отреставрировали. 12-минутный фильм посвящен чехословацкому журналисту и убежденному антифашисту Юлиусу Фучику, казненному нацистами в 1943 году.

Работа студентов ВГИКа также примечательна тем, что в ней, возможно, впервые на широком экране появился Сергей Бондарчук. Официальным дебютом актера в кино стала «Молодая гвардия» (1948). Но с обнаружением в архивах «Юлиуса Фучика» фильмография Бондарчука может быть скорректирована.

Наумов неоднократно говорил, что актер не только был его первым артистом, но и настоящим другом. Как однажды поделился режиссер, на съемках картины произошел курьезный случай. Бондарчука приковали к батарее, но случайно потеряли ключ от наручников. Тогда актер оторвал батарею с куском стены и отправился с ней прямиком по улицам. Ключ так и не смогли найти, и прикованного спас старичок с напильником.

«Пути-дороги» (1952)

«Пути-дороги»

Эту ленту можно назвать одной из важных недавних находок в истории отечественной киноиндустрии. Сотрудники научно-исследовательского центра ВГИКа обнаружили фильм в архивах лишь в начале 2024 года. И каково было удивление специалистов, когда в титрах появилось имя Станислава Ростоцкого!

Это была дипломная работа режиссера, ставшая и его полноценным дебютом. Удивительно, но информация о ленте не была зарегистрирована ни в одном из каталогов. Она оставалась практически нетронутой с того момента, как ее поместили в архив, о чем свидетельствует и высокое качество оцифрованной копии картины.

Девятиминутная короткометражка, разделенная на две истории, выполнена на учебной киностудии ВГИКа. В первой части снялись легендарные советские кинозвезды Екатерина Савинова и Николай Рыбников, во второй будущая супруга постановщика Нина Меньшикова, с которой он познакомился во время проб к фильму. Дипломный проект поставлен по мотивам прозы Сергея Антонова. К творчеству писателя Ростоцкий вернется через несколько лет с мелодрамой «Дело было в Пенькове» (1957).

«Душеньки-подруженьки» (1954)

«Душеньки-подруженьки»

Молодой стахановец Сергей Третьяков получает новое назначение он становится мастером в отстающей бригаде, состоящей только из девушек. Найти общий язык с работницами и добиться от них слаженной работы у героя получается далеко не сразу. Ситуацию усугубляют и сложные отношения с одной из девушек, с которой мужчина периодически вступает в полемику. Но именно из рабочих конфликтов общение двух молодых людей перерастет в большую и сильную любовь.

В основу фильма «Душеньки-подруженьки» лег комедийный спектакль Алексея Симукова «Девицы-красавицы». За лентой было закреплено сразу три постановщика, одним из которых стал студент режиссерского курса ВГИКа Леонид Гайдай, в будущем снявший немало наших любимых советских комедий. Картина стала для Гайдая курсовой работой, но, как отмечают киноведы, для актеров и операторов она позиционировалась как дипломная. Настолько выдающееся мастерство продемонстрировал юный Леонид Иович.

Уже в первой кинематографической работе режиссера заметен его неповторимый стиль с композицией кадра, монтажом и разделением повествования на несколько новелл. Снялась в своеобразном дебюте Гайдая и его самая любимая актриса и муза Нина Гребешкова, с которой мастер проведет долгую и счастливую семейную жизнь.

«Аспирант» (1969)

«Аспирант»

Еще одна короткометражка, но на этот раз от иностранного студента ВГИКа Сулеймана Сиссе, обучавшегося в мастерской Бориса Волчека. Будущий обладатель приза жюри на Каннском кинофестивале («Яркий свет», 1987) родился в Мали и все детство мечтал о кино. В начале он обучался в Дакаре, однако в какой-то момент у него появилась возможность получить образование во ВГИКе, который кинематографисты со всего мира почитали за сильную киношколу. Сиссе поступил на операторский факультет и в 1969 году представил дипломную работу «Аспирант».

В своем коротком метре режиссер сосредоточился на том, что знал тогда лучшего всего жизни и учебе аспиранта-африканца в чужой стране. Правда, главным героем фильма Сиссе сделал студента, обучающегося не искусству кино, а медицине. Юноша пытается объединить две, казалось бы, несовместимых вещи опыт африканских знахарей и традиционную европейскую медицину.

«Стоит лишь тетиву натянуть…» (1986)

«Стоит лишь тетиву натянуть…»

Выпускница ВГИКа Надежда Хворова связала свою будущую непродолжительную карьеру режиссера с документальным жанром. Ее первая полноценная работа и одновременно дипломный проект «Стоит лишь тетиву натянуть…». Лента рассказывает о советских неформалах 1980-х, от металлистов и панков до хиппи.

Отрывки живых выступлений будущих участников знаменитой Московской рок-лаборатории чередуются с несколькими интервью. Хворова поговорила с представителями отечественных субкультур, включая только начинающего профессионального артиста Петра Мамонова. Музыканты делятся размышлениями об их ремесле, идеалах, своем месте в обществе и роли русской души и культуры в творчестве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: