Своему появлению Московский международный кинофестиваль, как и все прочие, обязан «старшему брату» – Венецианскому биеннале. В 1934 году на вторую по счету выставку культурных достижений в Лидо СССР отправил 11 картин за авторством Михаила Ромма, Александра Птушко, Александра Довженко и Григория Александрова. А еще Любовь Орлову, сыгравшую в «Петербургской ночи» и «Веселых ребятах». В итоге советская делегация удостоилась кубка смотра, присуждаемого иностранцам «как признание успеха изумительных по замыслу и выполнению фильмов».
Уже через полгода по поручению лично Сталина стартовал Советский кинофестиваль в Москве. Цель – пропаганда отечественного кино, привлечение иностранной продукции, культурное сближение с народами мира. В конкурсе участвовало 26 фильмов из СССР, США, Великобритании, Франции, Италии, Чехословакии, Венгрии, Китая и Польши. Лауреатами стали сотрудники «Ленфильма», француз Рене Клер и американец Уолт Дисней. Но ярко вспыхнувшая звезда смотра угасла почти мгновенно – надвигалась война.
Возродить фестиваль было решено лишь почти четверть века спустя. К этому моменту технические возможности отечественного кинопрома существенно возросли, а любопытство по отношению к стране и ее прорывным достижениям никуда не делось. Лозунг 1-го Московского международного кинофестиваля, прошедшего с 3 по 17 августа 1959 года, прославлял гуманизм киноискусства, мир и дружбу между народами.
В столицу тогда съехались делегации из 25 стран, и с годами их количество только росло: с 1960-х по 1980-е смотр был крупнейшим в мире по числу стран-участниц и представляемых фильмов. Заявки приходили со всех концов света, включая страны, где местный кинематограф только зарождался.
За последующие десятилетия из отечественных мэтров главные награды фестиваля получали Григорий Чухрай, Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий, Георгий Данелия, Александр Алов, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Элем Климов, а Сергей Бондарчук даже дважды. Из именитых гостей золото из Москвы увозили Иштван Сабо, Стэнли Крамер, Акира Куросава, Анджей Вайда, Кшиштоф Кесьлевский, Кшиштоф Занусси, дважды это удавалось Федерико Феллини и трижды Канэто Синдо.
Побывать на ММКФ считали за честь и огромную привилегию мировые звезды. В разные годы по красной дорожке в Москве проходили Джина Лоллобриджида, Жан Маре, Марина Влади, Радж Капур, Альберто Сорди, Анна Маньяни, Кирк Дуглас, Тосиро Мифунэ, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Ив Монтан, Марчелло Мастроянни, Тильда Суинтон, Ален Делон, Квентин Тарантино, Джон Малкович, Шарлиз Терон, Уилл Смит, Брэд Питт и многие другие.
В 1972-м фестиваль получил аккредитацию класса А Международной федерации ассоциации кинопродюсеров (FIAPF), что автоматически ставило его в один ряд со смотрами в Каннах, Венеции и Берлине. В 1987 году жюри впервые возглавил представитель Голливуда и один из самых знаменитых актеров в мире – Роберт Де Ниро. Позже главой жюри становились Ричард Гир, Лив Ульман, Джеральдина Чаплин, Люк Бессон, Алан Паркер, Жан-Жак Анно.
Развал СССР, а вслед за ним и советской, одной из мощнейших на тот момент киноиндустрии, не мог не сказаться на судьбе ММКФ. В 1990-е, ознаменованные превращением кинотеатров в мебельные салоны и почти полным уничтожением кинопроката, фестиваль существовал практически по инерции и проходил с паузами и бесславно. В 1998 году пришлось даже отменить смотр из-за финансовых проблем.
Когда в 1999-м президентом ММКФ стал Никита Михалков, перед ним и его командой стояла непростая задача – по сути, поднять со дна наш «Титаник кинематографии», спасти легендарный фестиваль и вернуть ему былое величие.
И это удалось сделать. Более того, начиная с 2001-го Московский международный кинофестиваль стал проходить ежегодно. Кирилл Разлогов – программный директор ММКФ до 2021 года – отмечал, что по сравнению с советскими временами фестиваль перестал быть «окном в мир», куда отчаянно стремились заглянуть многие жители страны, зато аккумулировал в себе нечто другое. Теперь в фокусе оказались картины, которым сложно добраться до зрителя из-за того, что они считаются неприбыльными: «Это все еще принцип искусство ради искусства, при этом для каждого фильма активно ищется свой адресат».
Усилия приносят свои плоды: с годами отношение к «некоммерческому» кино изменилось. Например, из 7 фильмов, представленных в прошлом году в новой программе «Русские премьеры», недоступен пока обычным зрителям только один – этнотриллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым. Остальные картины уже куплены либо для проката, либо для показа на цифровых сервисах и уже добрались до своей аудитории.
Так, фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек», зрительская премьера которого прошла в марте, еще до официального появления на больших экранах завоевал не только серебряного «Святого Георгия» ММКФ, но и трех «Золотых орлов».
Одним из самых ярких нововведений в новейшей истории фестиваля стала учрежденная в 2001 году почетная премия «Верю. Константин Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского. Ее первым обладателем стал Джек Николсон, который получал награду лично.
За последующие два десятка лет эту награду с благодарностью принимали Харви Кейтель, Фанни Ардан, Мэрил Стрип, Жанна Моро, Жерар Депардье, Изабель Юппер, Олег Янковский, Хелен Миррен, Катрин Денев, Ксения Раппопорт, Инна Чурикова, Марина Неелова, Рэйф Файнс, Светлана Крючкова и другие.
Сегодня значимость ММКФ неоспорима. Что бы ни происходило в стране и мире, речи о том, чтобы отказаться от проведения смотра, даже не идет. В 2018-м, когда на традиционный для него конец июня пришелся чемпионат мира по футболу (в тот год он проходил в России), ММКФ просто передвинулся на апрель. И даже пандемия коронавируса в 2020-м не лишила нас праздника кино: тогда фестиваль прошел в октябре.
Насколько Московский международный кинофестиваль нужен, важен и самоценен, говорит тот простой факт, что никакие санкции не смогли не только всерьез ему навредить, но даже сказаться на степени его интернациональности. Количество стран-участниц остается огромным и даже растет: в этом году их стало больше на 10%, а число преодолело отметку 60.
В прошлом году гости фестиваля могли подробно изучить особенности кинематографа Ирана (кстати, главный приз ММКФ-2022 – золотой «Святой Георгий» – достался иранской картине «Без предварительной договоренности»), Индии, Китая и Латинской Америки. В числе новичков этого года – Швеция, Болгария, Дания, Таиланд, Норвегия, Португалия, Египет, Сингапур и Сирия. Несмотря на сложную политическую обстановку, в ММКФ участвуют и картины из стран, считающихся «недружественными». Так, Францию представят 18 фильмов, Испанию – 15, а США – 12.
Более того, ежегодно эксперты собирают специальные секции, которые позволяют зрителям полноценно погрузиться в историю и культуру другого региона. В прошлом году нам подарили возможность познакомиться с кинематографом Нигерии, в этом – Чили.
«Ядро отборочной комиссии – 16 человек. Они следят за судьбой готовящихся фильмов в разных уголках мира, держат постоянный контакт с зарубежными и отечественными дистрибуторами, так что оценка сотен присылаемых на отбор работ – лишь часть «айсберга». Активный поиск – безостановочный», – рассказывает о процессе отбора программный директор фестиваля Иван Кудрявцев.
Поддержка кинематографа стала краеугольным камнем для бизнес-площадок фестиваля: развитие деловой среды и установление новых контактов становится все очевиднее. Так, в прошлом году эксперты обсуждали бурное развитие регионального кино, а в этом будут говорить о съемках зарубежных фильмов на российских локациях и потенциале копродукции. В первую очередь – с индийскими коллегами, но на очереди также Китай и Иран.
Большую ставку организаторы делают на молодежь. Не секрет, что молодые люди составляют основной костяк зрителей кинотеатров, и фестиваль в этом смысле не является исключением. На 45-м ММКФ появится программа с говорящим названием «Трудный возраст». «Авторы на разных континентах сегодня исследуют проблемы детей и подростков, скорее даже пытаются увидеть стремительно меняющийся мир их глазами», – объясняет Иван Кудрявцев. Неудивительно, что на юбилейном смотре впервые появилась студенческая аккредитация, которой уже воспользовалось более 500 человек, а формат ретроспектив заместился кинолекторием.
Впрочем, фестиваль остается в центре самого пристального внимания и профессионалов. Представители кинопрокатных компаний и онлайн-платформ активно посещают дневные и ночные показы. На первых можно отыскать крепкие проекты для среднестатистического зрителя, на вторых – редкие жемчужины жанрового кино вроде хорроров (программа «Дикие ночи») или арт-провокаций («Арт-кор»).
Открытость к экспериментам порождает огромное разнообразие. Вообще, любые нововведения на фестивале обусловлены не прихотью отборщиков, а изменениями внутри и вокруг киноиндустрии. Так, быстро растущие популярность и качество сериалов инициировали появление новой программы «Первая серия».
«Главное открытие первого года работы в качестве программного директора ММКФ – стремительность, с которой трансформируется мировой кинорынок. Появляются новые очаги кипучего творчества», – говорит Иван Кудрявцев.
Приобщиться к этому процессу и проникнуться им может любой желающий. Приманкой может стать и серия спецпоказов, где демонстрируют фестивальные хиты, и громкие мировые премьеры – в этом году их запланировано более 30, и эксклюзивный показ за несколько дней до официального релиза.
Исключительность мероприятия, помноженная на его доступность, – уникальная формула фестиваля. Открытые показы, разнообразные площадки: здесь и привычные кинотеатры вроде «Октября» и «Иллюзиона», и залы Третьяковки. Да и сориентироваться в потоке информации теперь гораздо легче, чем это было даже 10 лет назад: вся информация оперативно появляется на сайтах ММКФ и его партнеров, среди которых, конечно, и kinoreporter.ru. А значит, шанс найти свое кино, а фильмам – своего зрителя, велик как никогда.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…