Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Никита Михалков – о программах ММКФ, национальном кино и истинных ценностях

Никита Михалков – о программах ММКФ, национальном кино и истинных ценностях

20 апреля 2023 /
Никита Михалков – о программах ММКФ, национальном кино и истинных ценностях
Фото: Сергей Петров/TACC

В день открытия Московского международного кинофестиваля его президент провел традиционный брифинг для прессы.

Сегодня, 20 апреля, начинает свою работу 45-й ММКФ. Торжественная церемония открытия состоится вечером. А чуть раньше президент смотра Никита Сергеевич Михалков встретился с журналистами в рамках традиционного брифинга и рассказал о том, чего стоит ожидать от главного отечественного фестиваля.

В 2023 году на смотре покажут 202 фильма из 64 государств. Страны Евросоюза при этом поучаствовали в создании 61 ленты. 11 картин представлено в основном конкурсе. Подробнее о самых любопытных программах ММКФ мы рассказали в отдельном материале, а также выделили те работы, которые, на наш взгляд, нельзя пропустить. Михалков отметил, что на фестиваль в 2023 году приехали 128 человек из 35 стран – участники, гости и пресса. В 2022-м, для сравнения, собрались 115 человек. Так что смотр не только не снижает планку, но, наоборот, продолжает расти, развиваться и расширять горизонты.

Это расширение связано и с немалым количеством внеконкурсных секций – на некоторых из них Никита Сергеевич специально сделал акцент: по его мнению, во многом именно параллельные программы определяют качество фестиваля. Поскольку они помогают понять, что происходило в кинематографе раньше и чем он живет сейчас. Взять хотя бы программу «Первая серия», где будут представлены отдельные эпизоды грядущих многосерийных проектов: сериалы ныне позволяют добиться куда более романной формы повествования, чем полнометражное кино, поэтому, считает Михалков, на эту секцию следует обратить пристальное внимание.

Кадр из сериала «Кошка»
Кадр из сериала «Кошка», который представят в рамках секции «Первая серия»

Как и на «Трудный возраст», где переплетаются проблемы молодых и пожилых людей. Или «Блокбастеры народов мира». Принципиальная задача национального кино, убежден Никита Сергеевич, – в том, чтобы оно оставалось востребованным в тех странах, где производится. И картины из Индии, Нигерии, Сингапура, Китая оказались популярны прежде всего у себя на родине, опередив в местном прокате блокбастеры Голливуда. Теперь у подобных фильмов есть шанс завоевать сердца и российской публики.

«Фестиваль должен жить и развиваться, – говорит Михалков. – Мы должны быть благодарны тем, кто к нам приезжает. А они должны быть благодарны нам за то, что мы держимся своей стороны. Любовь к кинематографу выше тех претензий, что могут быть кем-то выдвинуты».

На брифинге не обошлось и без рассуждений Никиты Сергеевича об условиях, в которых сейчас существует Россия в целом и наше кино в частности. На его взгляд, введенные против нас санкции помогли отчетливо понять, кто есть кто:

«Любые кризисы открывают новые возможности. Это не только потери, но и приобретения».

Кадр из фильма «Клан Сарпатта»
Кадр из фильма «Клан Сарпатта», представленного в программе «Блокбастеры народов мира»

Постепенно умение попадать в тренды вытеснило истинное мастерство: поэтому, по мнению Михалкова, советский шедевр «Летят журавли» ни за что бы не получил сегодня «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Как бы то ни было, нужно прежде всего развивать свое, а не пытаться кого-то догнать, быть на кого-то похожим. Сам Никита Сергеевич еще в 2018 году собирался снимать фильм «Шоколадный револьвер», но к съемкам так и не приступил, поскольку значительная часть событий происходила в США. А герой картины для достижения определенной цели должен был завоевать «Оскара».

Зато у режиссера уже имеется другая идея для реализации, подробностями которой, правда, он пока не готов делиться. Оптимизм ему в любом случае не изменяет: «Когда смотришь плохое кино, хочется снимать кино свое. Когда смотришь хорошее – еще больше хочется свое снимать!» Кстати, о хорошем кино – Михалков считает, что редкий в наше время трезвый взгляд на происходящее вокруг предлагают драмы Рубена Эстлунда «Квадрат» (2017) и «Треугольник печали» (2022). 

«Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали»

Но то – авторский кинематограф. А вообще Никита Сергеевич особо отметил важность кинематографа зрительского: ведь в конечном счете успешность той или иной ленты измеряется тем, как ее принимает публика. Поэтому, например, нельзя отрицать, что недавний блокбастер «Чебурашка» оказался на редкость успешным. Или «Холоп», его предшественник в борьбе за звание самого кассового российского фильма:

«Простому человеку очень нравится, когда порют мажора, хама, считающего себя элитой, – вспоминает Михалков похождения зазнавшегося Гришки в исполнении Милоша Биковича. – Народ получает от этого удовольствие. Хорошо это или плохо – другой разговор».

В завершение брифинга Никита Сергеевич в очередной раз поделился своими соображениями касательно премии Евразийской киноакадемии, которую он предложил учредить как альтернативу «Оскару». Претендовать на эту награду смогут фильмы, снятые в Индии, Китае, Иране, Южной Корее и других странах региона. Режиссеры-участники получат шанс побороться за солидный денежный приз, но куда важнее – возможность отстаивать истинные, традиционные, общечеловеческие ценности, которые на том же «Оскаре» размылись до неузнаваемости. Михалков подчеркивает, что это – не идеологическая премия, однако именно сейчас ее создание может стать важным и правильным решением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: