Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > [ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность

[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность

22 апреля 2019 /
[ММКФ-2019] Якутская доброта, казахский цинизм, японская любовь и латвийская человечность

В первой части обзора основного конкурса — четыре фильма, раскрывающие разные грани внутреннего мира человека.

«Надо мною солнце не садится»

Реж. Любовь Борисова

Россия

Алтан живет у отца и его новой жены после смерти родной матери. Отношения не клеятся, и после очередной ссоры парень уезжает на Крайний Север, чтобы в течение месяца работать на песцовой ферме на безлюдном острове. Однако долго в одиночестве герой не находится — туда же приезжает умирать старик Байбал. Он обращается к Алтану с просьбой похоронить его рядом с покоящейся на острове женой. Однако юноша узнает, что у старика в далеком прошлом пропала дочь — и он решает попытаться разыскать ее в интернете, для чего заводит для Байбала видеоблог на YouTube.

В прошлом году в конкурсную программу ММКФ впервые вошла якутская картина. Участие обернулось для «Царь-птицы» Гран-при, так что наличие еще одного фильма из Якутии в этом году сюрпризом не стало. Что интересно, одну из главных ролей в дебютной картине Любови Борисовой снова играет 74-летний Степан Петров. Пожалуй, главное, чем выделяется «Надо мною солнце не садится» — это доброта. Герои здесь человечны донельзя — авторы старались раскрыть человеческие отношения именно через душевное расположение героев друг к другу. Правда, не обошлось и без сюрпризов: периодически фильм уходит то в хоррор, то в комедию. Шутки и диалоги, кстати, достаточно остроумные. Переизбыток доброты, который нередко раздражает в отечественных комедиях вроде «Ёлок», в «Надо мною солнце не садится» не смотрится фальшиво. То ли работает особый колорит, то ли еще какие черты якутского кинематографа создают правильную атмосферу. А дополнительные восторги вызывает природа, которую, кажется, невозможно снять некрасиво.

«Тренинг личностного роста»

Реж. Фархат Шарипов

Казахстан

40-летний Канат влачит крайне простое существование: работает менеджером в банке, по пятницам выпивает с друзьями и ходит на тренинг личностного роста. Однажды он отправляется на деловую встречу, где неожиданно натыкается на своего институтского товарища Даника. В отличие от Каната, тот успешный бизнесмен, стоящий на вершине пищевой цепочки. Старая дружба просыпается вновь, и вскоре жизнь Каната начинает меняться. Правда, до конца неясно, так ли это здорово, как ему кажется на первый взгляд.

В отличие от предыдущей картины, добром в фильме Фархата Шарипова даже не пахнет: здесь во главе угла жестокость, бесчеловечность и кумовство — три столпа власть имущих. Авторы фильма открыто говорят о том, чего стоит успех в современном мире. Интересный момент заключается в том, что здесь речь идет не о политической верхушке: вместо этого под прицел попадают финансисты, иногда имеющие не меньше (а то и больше) власти. Канат стоит на перепутье: Даник — успешная фигура, берущая от жизни все, но при этом далеко не всегда поступающая этично. Тем страшнее звучат его слова, когда на встрече друзей именно не особо рефлексирующий Данияр говорит: «Нужно, несмотря ни на что, оставаться собой: простыми и честными парнями». «Тренинг личностного роста» — очередной яркий пример сильного социального кино из Казахстана после недавнего «Ласкового безразличия мира» Адильхана Ержанова.

«Импровизаторы»

Реж. Сабу

Япония


Тихоня Тэцуо — недавно вышел и мечтает отомстить банде, которая его в свое время кинула. Хироси — исполнитель фольклорных баллад, на которого в основном обращают внимание старушки. Такэру старается делать побольше добрых дел, надеясь, что его девушка тогда выйдет из комы. Вроде бы совсем разные японцы имеют между собой куда больше общего, чем кажется на первый взгляд, и их пути пересекутся самым неожиданным образом.

Еще одна довольно старомодная работа в основном конкурсе, в которой невооруженным взглядом видны заимствования из культовых картин. Несмотря на влияние «Кэрри», «Олдбоя», «Мизери» и многих других лент, Сабу удалось что-то самобытное. Правда, следить за перипетиями сюжетных линий не то чтобы очень интересно. О Дэ Су в «Олдбое» находил молотку более неожиданное применение, чем Тэцуо, да и драки Пак Чхан Ук выстраивал изобретательнее. Еще обиднее оттого, что в фильме слабовато с подтекстами: все три истории сняты по-разному, но всех их объединяет тема любви — к родным, близким и к самому себе. Вот и выходит пресноватое, но не лишенное своего шарма кино — спасибо восточному колориту, выраженному в виде народных баллад и японских мафиози.

«Отец ночь»

Реж. Давис Симанис мл.

Латвия

Обычный инженер Жанис Липке, работающий на нацистскую Германию, не так прост, как кажется: ночами перевозит контрабандный алкоголь, а в прошлом был членом латышских красных стрелков. Когда нацисты начали истреблять рижских евреев, Жанис не смог оставаться в стороне. Рискуя собственной жизнью, латыш начинает дерзкую операцию по выведению евреев из гетто.

История основана на реальных событиях: Липке действительно спас около 50 человек и при жизни стал праведником мира. На родине он почитается героем, а на Аллее праведников его дерево растет рядом с деревом Оскара Шиндлера. Символично, ведь Давис Симанис мл. явно старался скопировать «Список Шиндлера» Спилберга. Затея достаточно бесполезная, надо сказать. К тому же режиссер (и сценарист) оставляет за кадром многие яркие моменты биографии Липке (к примеру, за кадром оставлено создание партизанской сети по вызволению евреев из гетто) и зачем-то придумывает другие. Бунтарский дух Жаниса практически никак не проявляется, а его мотивации остаются нераскрытыми. Вот он отказывает другу семьи в помощи, а в следующем кадре уже рискует близкими, спасая незнакомцев. Затянутая драма не говорит о Холокосте ничего нового, а в сотый раз пережевывает старые истины теми же средствами. Если Ласло Немеш в «Сыне Саула» нашел свежий визуальный подход к трагедии, то Симанис мл. по привычке повторяет старые клише.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: