Иван Кудрявцев: «Заканчивается эра американского доминирования» - КиноРепортер
КиноРепортер > Интервью > Кино > Иван Кудрявцев: «Заканчивается эра американского доминирования»

Иван Кудрявцев: «Заканчивается эра американского доминирования»

21 апреля 2019 / Владимир Захаров
Иван Кудрявцев: «Заканчивается эра американского доминирования»
Иван Кудрявцев / Фото: Егор Берладин

Что ждет мировую и российскую киноиндустрию? «КиноРепортер» встретился с главным редактором объединенной редакции «Filmpro/Индустрия кино» и директором по киноканалам АО «Цифровое телевидение», чтобы узнать прогнозы на будущее, а еще — о судьбе аниме и фантастики на российском ТВ.

— Иван, ваша журналистская деятельность в «Индустрии кино» касается прежде всего кинопроизводства как бизнеса, а вот как продюсер вы посвятили себя анимации — сначала киножурнал «Мульт в кино», теперь целый телеканал с аниме.

— Сейчас в России есть несколько перспективных контентных ниш. Их темпы роста впечатляют, хотя и остаются незамеченными большинством игроков рынка. Наша группа их разглядела, и в итоге мы первые запустили телеканал, полностью посвященный аниме, фэнтези и научной фантастике. Да, у канала FAN — совершенно гиковский контент, укорененный в мировой поп-культуре. Конечно, самая живая его часть сейчас в Азии — в Китае, Южной Корее и Японии. А Азия будет становиться все моднее — это видно по цифрам. В кинопрокате, где выпускать ленты сложнее и требуется больше средств, доля аниме в нише независимой полнометражной анимации составила в 2014 году 3,4%, в 2018-м — 14%, а в этом году за неполный квартал уже 23% — вот такая скорость роста популярности! Меня эта тема будоражит.

— Да, в китайском кинопрокате февральская касса преодолела $1,6 млрд, это новый мировой рекорд сборов за месяц…

— Китай по объему аудитории и бокс-офиса скоро будет соревноваться сам с собой или со всем западным рынком в целом. Заканчивается эра американской гегемонии, в которой мы жили все эти годы. Голливуд уже пытается обрести второе дыхание через китайский рынок, а сам Китай и вся Азия извлекут из этого свои дивиденды. Там сейчас внушительные бюджеты, но работа с историей, со сценариями и монтажные техники пока незрелые. Они будут стремительно взрослеть, и уже через 5–10 лет мы увидим совершенно новое азиатское кино — с другой системой ценностей, другим способом мышления.

— На какую аудиторию рассчитан ваш телеканал?

— Канал доступен миллионам абонентов у большинства операторов цифрового ТВ в стране. А в течение этого года будем стремиться к 100% покрытию. Статистику медиаизмерителей мы получим через пару месяцев, тогда и узнаем, кто конкретно нас смотрит и сколько их. Пока мы ориентируем канал на людей, рожденных с 1991 по 2005 год, — первые постсоветские поколения. Аудитория от 14 до 28 лет — крайне искушенные зрители, они росли в условиях полной доступности любого контента и пришли к аниме за новыми неисследованными вкусами. Росстат оценивает размеры этой аудитории в 53 млн человек — треть населения страны. У них совершенно разные предпочтения, но интерес к аниме и к японской культуре в целом растет.

Иван Кудрявцев / Фото: Егор Берладин

— А что вас так зацепило в аниме?

— Аниме — это обещание завтра, генератор безумных фантазий. Посмотрите работы Миядзаки, там удивляет каждый кадр! Западный человек не может поверить, что фантазия способна так работать. Представьте себе, что такими станут и обычные фильмы… А это неизбежно! Что такое аниме? Это японская анимация, внутри которой живут абсолютно все жанры: ужасы, драмы, экшен, комедии, киберпанк, эротика и порно. Это целая самостоятельная вселенная.

— Вернемся в нашу вселенную. Вы уже несколько лет эксперт в совете Фонда кино. Какая заявка больше всего впечатлила?

— Мне понравился «Конек-горбунок» (анимационный проект студии «СТВ», — КР), очень хочу его увидеть. И совершенно потрясла заявка «Огонь» — это новый фильм «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» о пожарных, которые тушат лесные пожары. Я давно мечтал увидеть кино на эту тему. Еще интересная презентация — научно-фантастический хоррор «Спутник», продюсерский проект Федора Бондарчука. Мне кажется, он выведет жанр русского хоррора на новую орбиту. Этот жанр сейчас, как и аниме, со взрывным потенциалом роста. А у нас богатейший национальный материал — фольклорный, мистический, сказочный, на котором можно снимать роскошное кино.

— Кроме нового витка в хоррорах и анимации, какие еще прогнозы?

— Российское кино движется за границы нашего рынка, в мир. Это очень важно, потому что в мире растет спрос на альтернативную точку зрения, на другой взгляд. Все смотрят западное кино и приобщаются к фильмам из Азии. Мы можем и должны отвоевать себе долю мирового, в том числе и азиатского, прокатного бокс-офиса и долю в области домашних развлечений. Ведь кино — это мощный фактор «мягкой силы». А российская кинематография — одна из старейших в мире, у нас огромный креативный потенциал, богатейшая культура и неплохие финансовые возможности. 

— Вы уже много лет ведете на «России-1» прямые трансляции с красной дорожки ММКФ, берете интервью у гостей фестиваля, пришедших на церемонию открытия. Какая встреча запомнилась больше всего?

— Самая незабываемая — пожалуй, с Владимиром Наумовичем Наумовым. Он мне тогда сказал: «Лучший фестиваль — это время. Никакое жюри так не расставит фильмы по местам, как годы». Я этой формулой пользуюсь постоянно и всякий раз убеждаюсь, что она верна.

Читайте также

Скончался Алексей Булдаков Без рубрики
3 апреля 2019

Скончался Алексей Булдаков

Народному артисту России было 68 лет.

Продюсеры «Невесты» и «Рассвета» займутся «Приворотом» Без рубрики
1 апреля 2019

Продюсеры «Невесты» и «Рассвета» займутся «Приворотом»

В основу нового хоррора ляжет народный обряд любовного приворота.

27 марта мир отмечает Международный день театра Без рубрики
27 марта 2019

27 марта мир отмечает Международный день театра

По счастливому стечению обстоятельств также свое пятилетие отмечает и Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.