К премьере фильма «Что скрывает любовь», в котором Мэтт Диллон сыграл загадочного хозяина средиземноморского ресторана, «КиноРепортер» делится интересными фактами об актере.
Точнее, практически со школьной скамьи – 14-летнего Мэтта Диллона приметили Джейн Бернстайн и ее подруга, которые помогали режиссеру Джонатану Каплану в подборе актеров для подростковой драмы «Через край». Будущий актер в этот момент прогуливал занятия в средней школе.
Иронично, что в самой картине, вдохновленной реальными событиями, речь тоже идет о бунтующих подростках, которые занимаются вандализмом, пытаясь справиться с бушующими внутри них эмоциями. «Мы просто отражали жизнь», – позднее скажет о своей первой роли Мэтт.
Несмотря на возраст режиссера – Каплану на тот момент было около 30 лет, его экспериментально-документальный подход к съемкам, социально непростую тему и отсутствие звезд в кадре, со временем фильм стал культовым. И, безусловно, повлиял на статус самого Диллона, который продолжил сниматься в достаточно жестком кино, предназначенном для взрослеющей аудитории.
После премьеры многие сравнивали «Через край» с «Бунтарем без причины» (отмечая, впрочем, что в первом проекте больше насилия), а Мэтта Диллона – с Джеймсом Дином. Критики писали о схожей манере речи, мимике и своеобразном кодексе чести, который был важен для обоих героев. В общем, несмотря на кассовый провал, Диллона заметили. И 1980-е стали для него по-настоящему прорывным временем.
Первая половина десятилетия – популярные среди подростков мелодрамы «Маленькие прелестницы» (1980), «Мой телохранитель» (1980), «Лживая Луна» (1981), а также экранизации романов Сьюзен Хинтон «Текс» (1982), «Изгои» (1983) и «Бойцовая рыбка» (1983). За две последние отвечал ни много ни мало Фрэнсис Форд Коппола. Кстати, в этом году он признался, что считает «Бойцовскую рыбку» своим лучшим фильмом – в личном топе картина режиссера обогнала и «Разговор», и «Апокалипсис сегодня» и «Крестного отца».
Диллон играл достаточно сложных, нешаблонных героев, недовольных неустроенностью собственной жизни. И старался не слишком-то полагаться на собственную внешность. Мэтт быстро понял, что копировать самого себя – это прямой путь в никуда, а потому старался находить в каждом новом герое непривычные черты. Работа ему нравилась. К тому же запасного плана у него не было: «Можно сказать, что я стал актером, потому что мои дела в других сферах не ладились. Наверное, ни на что, кроме актерства, я был не годен…»
В 1985 году Мэтт Диллон дебютирует на Бродвее. Параллельно продолжает сниматься, озвучивает документальные фильмы, набирает популярность. На излете десятилетия он принимает предложение сыграть наркомана в фильме Гаса Ван Сента «Аптечный ковбой» (1989). Лента была скандальной: Джеймс Фогл, автор одноименного романа, в то время сидел за незаконное распространение наркотиков. Да и сама тематика фильма вызывала вопросы у возмущенной общественности: главные герои путешествовали по северо-западу Тихого океана, грабя аптеки и больницы, чтобы добыть себе очередную дозу. Ни к чему хорошему, разумеется, это не приводило.
Фильм был высоко оценен критиками и завоевал несколько престижных наград, включая специальную премию Берлинского кинофестиваля 1990 года. Сам Диллон удостоился статуэтки «Независимый дух» за лучшую мужскую роль. И в следующем десятилетии уже играл с признанными звездами: его партнерами по фильму «Умереть во имя» (снова Гас Ван Сент!) стали Николь Кидман, Хоакин Феникс и Кейси Аффлек, в «Дикости» он снимался вместе с Кевином Бейконом, Нив Кэмпбелл и Терезой Расселл, а во «Все без ума от Мэри» – с Беном Стиллером и Кэмерон Диас. С последней, кстати, Мэтт встречался на протяжении трех лет – пара рассталась в год выхода картины.
Кроме того, Диллон успел попробовать себя и в режиссуре. Пробным шагом для него стали съемки эпизода сериала «Тюрьма Оз» (1999). А уже полноценным дебютом – картина «Город призраков» (2002), которую Мэтт лично написал и поставил. Там же исполнил он и главную роль, а его партнерами по кадру стали Джеймс Каан, Жерар Депардье и Стеллан Скарсгард. Герои этой криминальной драмы перемещались между Соединенными Штатами, Таиландом и Камбоджей. К слову, картина не забыта и по сей день: специальный показ, например, состоится на 65-м кинофестивале в Салониках, где Мэтта Диллона наградят почетной наградой «Золотой Александр».
В 2007-м к Диллону обратились музыканты группы Dinosaur Jr., которые предложили ему снять клип на свой сингл Been There All The Time. Любопытно, что в этом деле Мэтт не был новичком: он уже играл детектива в клипе Мадонны Bad Girl, а также принимал участие в съемках ролика ирландской фолк-панк-группы The Pogues. Последний факт не случаен: у актера ирландское происхождение.
Наконец, в пандемийном 2020 году Диллон выпустил документальный фильм The Great Fellove, посвященный карьере кубинского певца и автора песен Франсиско Феллове. В основу проекта легли архивные кадры – еще в конце 1990-х сам Диллон, большой поклонник афро-кубинской музыки, и его друг Джоуи Альтруда отправились в Мехико, чтобы лично встретиться с исполнителем, успевшим отойти от дел.
Вообще в семье Диллонов была сильна творческая жилка. Отец будущего актера совмещал работу менеджера по продажам и художника-портретиста, а его двоюродным дедушкой по отцовской линии был автор комиксов Алекс Рэймонд, который бросил юридическую практику ради карьеры мечты и в итоге придумал Флэша Гордона, Джима из джунглей и детектива Рипа Кирби.
Кстати, один из братьев Мэтта тоже стал актером. Более того, Кевин Диллон тоже снимался у Джонатана Каплана – в драме «Узы родства». Также он успел поработать с Оливером Стоуном («Взвод» и «Дорз»), но наибольшую популярность снискал благодаря роли Джонни Чейза в комедийном телесериале «Красавцы» и его полнометражном продолжении «Антураж».
Что касается Мэтта Диллона, то во второй половине карьеры, пройдя период глуповатых комедий («Я снимаюсь в таких фильмах, прежде всего, для моих племянников и племянниц, не могу же я показывать им свои старые фильмы, в которых я граблю аптеки, ширяюсь или занимаюсь групповым сексом»), он закрепил за собой однозначное злодейское амплуа.
Или как минимум одиозное: алкоголик Генри Чинаски в «Фактотуме» (2005), полицейский-расист в «Столкновении» (2005), специальный прокурор в «Ничего, кроме правды» (2008), детектив Джек Уэллес в «Мальчиках-налетчиках» (2010), агент секретной службы Итан Берк в «Соснах» (2018), гангстер Джонни в «Капоне. Лицо со шрамом» (2020). И, конечно, серийный убийца Джек, страдающий ОКР, в каннском хите Ларса фон Триера.
«Надо признаться, я не хотел смотреть «Дом, который построил Джек» (2018), потому что полагал его слишком жестоким, но, когда посмотрел, восхитился», – говорит о своих впечатлениях актер. Впрочем, это тот самый случай, когда каждый получил, что хотел: Диллон хотел поработать с Триером, а Триер – с Диллоном. Актерский гонорар последнего же оставил желать лучшего. «Вот что получается, когда снимаешься в арт-кино», – усмехается Мэтт.
Яркая каннская премьера с участием актера случилась и в этом году. Драма «Быть Марией» посвящена жизни Марии Шнайдер, исполнившей главную роль в культовом «Последнем танго в Париже». Марию Шнайдер играет Анамария Вартоломеи, Марлона Брандо – Мэтт Диллон, которого невозможно узнать в гриме. Пока что картина продолжает свое фестивальное шествие, однако в ближайшие месяцы ее можно будет увидеть в цифре.
В этом году Мэтту Диллону исполнилось 60 лет. Он не любит говорить о сожалениях – только о достижениях. К которым, впрочем, тоже относится без излишней серьезности. Когда два года назад Диллону вручали награду на фестивале в Локарно за достижения в индустрии, он заявил, что слишком молод для такого приза. А еще добавил, что «хорош настолько, насколько хороши режиссеры, с которыми он работает».
Список действительно впечатляющий: помимо упомянутых выше постановщиков, это Гэрри Маршалл, братья Фаррелли, Йоргос Лантимос, Уэс Андерсон и даже Тиль Швайгер. И он постоянно пополняется – впереди у Диллона съемки в картине в фильме Клер Дени Le Cri Des Gardes, которые пройдут в Сенегале.
В конце концов, как сказал сам актер, «некоторые двери закрываются, потому что ты становишься старше, но другие открываются».
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…