Кино

«Матрица»: Какую таблетку выбрал главный хит 1999 года

С того момента, как «матричная» лихорадка захватила весь мир, прошла четверть столетия. В 1999-м казалось, что Вачовски сделали невозможное – идейное и визуальное наполнение первой «Матрицы» явно опережало свой век и заставило кинематографистов играть по новым правилам.

Самое время разобрать систему уравнений, из которых построена «Матрица», и оценить ее культовость и новаторство с высоты прошедших лет.

Короли нового миллениума

Братья Вачовски на съемках «Матрицы»

1999 год был особенным не только для кинорынка, но и для всей планеты. Грядущий переход в новое тысячелетие расколол общество на два лагеря: одни надеялись, что 2000-й принесет дивный мир технологий, другие считали дни до апокалипсиса. Кажется, что «Матрица» не могла прорасти на иной почве, кроме как среди страхов и восторгов от наступления нового времени. Логично и то, что создатели картины тоже в своем роде оказались людьми нового поколения.

Братья (на тот момент) Ларри и Энди Вачовски, снявшие только одну ленту – эротический нео-нуар «Связь» 1996 года, загадочным образом смогли заработать кредит доверия индустрии. Получив средства на дорогостоящую футуристичную одиссею, режиссеры принялись за реализацию грандиозного плана.

А план был весьма амбициозный и, казалось бы, обреченный на крах – Вачовски заступили на территорию научно-фантастических фильмов о противостоянии людей и машин, уже занятую рядом мегауспешных проектов. Тут заправляли и «Терминатор» Джеймса Кэмерона, и аниме-хит Хидэаки Анно «Евангелион», и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Кто бы знал, что им скоро придется подвинуться.

Проснись, Нео…

Вспомним синопсис картины: хакер по кличке Нео (Киану Ривз), тянущийся к разгадке тайн вселенной, наконец узнает главный секрет реальности вокруг него. Оказывается, человечество давно стало рабом разумных машин, захвативших планету и использующих энергию людей в качестве батареек для своего питания.

Привычный Нео мир на самом деле является матрицей, иллюзией, созданной искусственным интеллектом суперкомпьютера. В это время повстанцы во главе с таинственным Морфеусом (Лоренс Фишберн) ведут войну с агентами матрицы как в симуляции, так и в ужасающей реальности, оставаясь единственными свободными от рабства людьми во всем мире.

Соратница Морфеуса Тринити (Керри-Энн Мосс) находит Нео, чтобы пробудить его от сладкого сна в матрице: повстанцы уверены в том, что он Избранный, которому суждено спасти мир. С этого момента герою Ривза предстоит пройти нелегкий путь от осознания всей правды до принятия своего незаурядного титула мессии. А матрица, конечно же, не дремлет и вставляет палки в колеса команде Морфеуса и Нео.

Элементы матрицы

«Призрак в доспехах» (1995)

Не секрет, что дитя Вачовски соткано из ряда философских, культурных и религиозных воззрений и аллегорий. Из очевидных источников вдохновения для концепта «Матрицы» можно выделить миф Платона о пещере, подвергающий сомнению реальность мира, который мы познаем с помощью органов чувств.

Помимо влияния трудов научных фантастов XX века, в том числе Артура Кларка и Айзека Азимова, лента вдохновлена и сказками, за кажущейся простотой которых прослеживается тот же платоновский гностицизм. «Матрица» изобилует оммажами к «Волшебнику страны Оз» и «Алисе в стране чудес» – чего только стоит культовая фраза «следуй за белым кроликом», обращенная к Нео.

Среди поп-культурных течений, влившихся в код «Матрицы», заметны и хакерство, грозившее корпорациям в 1990-е, и киберпанк, тренд на который задали «Бегущий по лезвию» и классические аниме «Акира» и «Призрак в доспехах». Визуальные отсылки к последнему Вачовски даже спрятали в своей картине – так, кислотно-зеленый код матрицы, пробегающий на экране компьютера в заставке, был позаимствован именно из «Призрака».

Добро пожаловать в реальный мир

«Матрица» основана на идее о том, что контроль людей над своей жизнью на самом деле иллюзорен, а наша реальность является симуляцией, подобной экранной. Внутри этой концепции настоящими правителями мира можно считать прочих разумных созданий, включая искусственный интеллект и инопланетян, Бога или другие тайные силы, о существовании которых мы можем и не подозревать.

Мысли о неизвестном манили человечество с давних пор, а страх всего таинственного являлся лейтмотивом множества фильмов, начиная с ранних работ Стивена Спилберга («Дуэль», «Челюсти») и «Чужого» Ридли Скотта. Вачовски эксплуатируют эту фобию и окружают ее другими, не менее актуальными для всех нас идеями.

Лента задает вопросы и о том, является ли человек творцом своей судьбы, или же он только марионетка, помещенная в рамки заранее написанного сценария. Замысел Морфеуса состоит как раз в том, чтобы взять контроль над своей жизнью, пускай и с помощью пресловутого выхода из зоны комфорта, о чем так громко кричит современная культура достигаторства.

Свобода Нео и в конечном счете всего человечества может быть достигнута только путем трудного морального выбора (синяя таблетка или красная?) и огромной работы над собой. При этом встает вполне справедливый вопрос – какова цель этого освобождения? В размышления о смысле жизни фильм особо не вдается.

Герой нового времени

«Матрица» не могла не трансформировать и часто встречающийся в кино троп о герое-спасителе, которому суждено стать ключом к счастью человечества. В оригинале Нео называют the One, что справедливо было бы перевести как Единственный, а не Избранный:  именно в этом заключается суть персонажа Ривза.

Изначально Нео не наделен сверхспособностями, благодаря которым он с легкостью обходит все козни матрицы. Избитый тезис о том, что героями не рождаются, а становятся, как нельзя лучше подходит для описания протагониста ленты: ведь он сам выбирает и выйти из симуляции, и наконец стать тем, кого так ждали повстанцы.

Нео – именно что единственный, кто может стать спасителем. Чтобы стать им, ему нужно перепрограммировать себя и пройти длинный путь от пробуждения до осознания ответственности, возложенной на его плечи. Конечно, в его миссии сложно переоценить и помощь Морфеуса, слепо верящего в Избранного. Но решающим фактором, как в большинстве сказок и современных драм, становится любовь.

Любовь спасет мир

Вачовски играют с самой романтичной и своего рода банальной темой о всесилии любви: именно в тот момент, когда Тринити признается в своих чувствах умирающему Нео в концовке ленты, он воскресает и начинает свой путь уже в качестве Избранного, который может подчинять себе код матрицы. Однако даже здесь это подается зрителю в качестве традиционной загадки из разряда «курица или яйцо».

Непонятно, Тринити влюбляется в Нео потому, что он может спасти человечество, или же он набирается сил для роли Избранного как раз из-за ее трогательного признания. Поле для размышлений, развернутое режиссерами, в этот момент становится еще больше, а вопросы о существовании симуляции в нашем мире для самых чутких зрителей (и зрительниц) могут даже отойти на второй план.

Безусловно, любовная линия Нео и Тринити не была бы настолько запоминающейся, если бы не парящая в экранном воздухе химия между Ривзом и Мосс. И внешняя совместимость актеров, и их выдающиеся таланты заставляют нас слепо верить в чистую, непоколебимую любовь между Избранным и его музой.

Следи за пулей

Помимо идейной новизны «Матрицы», нельзя не сказать и о техническом прорыве, совершенном Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой. Ведь визуальные трюки картины перевернули игру в сфере боевиков и научной фантастики и в целом поставили высокую планку для кинематографистов XXI века.

Самый известный «матричный» прием – это, несомненно, так называемый bullet time, при котором время в кадре «замораживается», а камера при этом продолжает следовать за каким-либо объектом, в нашем случае за пулей. Подобная комбинированная съемка стала визитной карточкой франшизы и частым гостем компьютерных игр и современных экшенов.

Монтажные и звуковые решения ленты также были отмечены как зрителями, выходившими с сеансов в состоянии детского восторга, так и Американской киноакадемией. Фильм Вачовски забрал четыре технических «Оскара» и стал культовым не только в рамках своего жанра, но и далеко за его пределами. Поп-культурный феномен «Матрицы» нашел отражение во множестве пародий, мемов и картин, использующих схожие приемы для создания комедийного эффекта.

Искусство боя

1980-е и ранние 1990-е породили несметное количество фильмов о каратэ и кунг-фу – именно тогда свет увидела франшиза «Каратэ-пацан» и легендарные боевики Жан-Клода ван Дамма и Джеки Чана. Вачовски взяли лучшее из этой традиции и опять же трансформировали ее в соответствии со своим видением, фактически переизобретая боевые искусства.

Прежде в кинематографе относительно редко встречались экшен-сцены одновременно и с рукопашным боем, и с пистолетами (не говоря уже и о пулях, которые можно остановить). Экранное насилие здесь завораживает и шокирует своей изощренностью и даже некоторой мультяшностью, которая тем не менее не влияет на эпичность сражений.

Схожий нестандартный подход к использованию боевых искусств в кино можно найти и в других известных лентах, где сцены боев смотреть совсем не скучно. Сюда можно отнести и «Скотта Пилигрима», и «Все везде и сразу», ставших глотком свежего воздуха среди повторяющих друг друга «пистолетных» боевиков.

Тест времени

Спустя 25 лет с выхода оригинального фильма самый насущный вопрос по поводу него звучит так: прошел ли прорывной для своего года хит проверку временем? Наш ответ – и да, и нет, так как некоторые аспекта сюжета и визуального кода ленты кажутся либо не совсем продуманными, либо уже не актуальными. В вычислении «Матрицы» все же были допущены ошибки.

Что касается технической стороны вопроса, несмотря на уникальность фильма в плане доведения некоторых киноприемов до идеала, часть экшен-сцен сейчас кажется топорной и даже затянутой. Покрывшиеся пылью компьютерные эффекты уже не вызывают того вау-ощущения, как в 1999-м, что отчасти объяснимо скачком качества CGI-графики в 2010-е и 2020-е годы.

Большую часть критики на себя забирает сюжет картины. Начинаясь как визуальный философский трактат о природе реальности, первая «Матрица» так и не закрывает все сюжетные дыры. Фильм заканчивается не полным раскрытием своей концепции, а развлекательным калейдоскопом из перестрелок и драк.

Не до конца раскрывается не только необходимость создания симуляции для уже порабощенных людей, но и история появления движения сопротивления, которая лишь вскользь упоминается как сказ о самом первом Избранном. Как он вышел из матрицы и почему машины до сих пор не расправились с командой Морфеуса? Загадка.

Наиболее скептически настроенные зрители могут даже перейти на сторону одного из антагонистов ленты, предателя Сайфера (Джо Пантолиано). Он подвергает сомнению саму цель сопротивления, говоря о его бесполезности и о привлекательности жизни в симулированной реальности. Да, счастье иногда действительно заключается в неведении, и каждый должен всегда иметь выбор из тех самых таблеток.

Взгляд в будущее

Несмотря на некоторые огрехи, «Матрица» все равно остается легендарным фильмом, который не только поразил и озадачил публику, но и предрек последующее развитие информационных технологий. Сегодняшний прогресс в сфере искусственного интеллекта, который развивается семимильными шагами и становится частью нашей ежедневной рутины, легко угадывается в экранном суперкомпьютере.

Виртуальная реальность, нейросети, которые способны пройти тест Тьюринга, – все это отсылает нас к сеттингу фильма Вачовски. Не говоря уже о постоянных спорах о том, сумеет ли компьютер превзойти человека, которые нередко переходят в опасения о похожем на «Матрицу» конце для всего человечества.

Вместо того, чтобы не выходить из комнаты (и совершать ошибку) в страхе того, что мы живем в матрице, можно верить и в то, что где-то там в суровой реальности Морфеус нашего мира уже нашел своего Избранного и встал на путь освобождения человечества. Ну и, конечно, можно еще раз полюбоваться на облаченного в кожу молодого Киану Ривза, идущего спасать мир под забористый ню-метал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

3 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

5 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

6 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

9 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

11 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад