Что может быть уютнее, чем морозным зимним вечером заварить чашечку горячего чая с медом, закутаться в пушистый плед, завалиться на диван и включить старое-доброе фэнтези, которое позволит на пару часов забыть обо всех бедах? Правильно, ничего. Мы тоже так решили. Поэтому нет времени объяснять: вперед, в сказочные края, навстречу приключениям, подвигам, сражениям и романтике! Эти 5 путевок в волшебные миры, из которых не захочется возвращаться, – специально для вас.
Годы летят. Тренды меняются. Но до сих пор редкая картина в жанре фэнтези может сравниться с этой чарующей сказкой, которую, как ни странно, снял мастер брутальных триллеров Вольфганг Петерсен («Враг мой», «На линии огня»). Мальчик Бастиан (Бэррет Оливер) страдает после смерти мамы, рисует в тетрадках единорогов и регулярно отхватывает от школьных хулиганов. Спасаясь от шпаны, он попадает в антикварный книжный и похищает у букиниста древнюю книжку «Бесконечная история» – сама лента, собственно, основана на одноименном романе.
Первые же страницы переносят Бастиана в страну Фантазию, которой угрожает надвигающееся Ничто. Оно отравляет сердца людей отчаянием и стирает все на своем пути. Императрица, способная побороть загадочную напасть, неизлечимо больна. На подмогу спешит юный воин Атрейо (Ноа Хэтэуэй), избранный для великой миссии: выяснить, как спасти Императрицу, и остановить Ничто. Большая часть событий разворачивается в параллельной вселенной, но обычный земной мальчишка Бастиан чувствует себя важным участником волшебной трагедии. И ощутимо влияет на происходящее.
Автор книги «Бесконечная история» Михаэль Энде фильмом остался крайне недоволен, что заставляет всерьез усомниться в его адекватности. Как можно в здравом уме предъявлять претензии этому шедевру, в мире которого обитают огромные лупоглазые улитки, громадные летучие мыши, симпатичные каменные тролли и, конечно, пушистый дракоша Фалькор с ресничками? Даже зловещий волчара Гморк, желающий прикончить Атрейо, – и тот чудо как хорош. Потрясающее кино, напоминающее о жизненной необходимости мечтать и творить. У Фантазии воистину нет границ.
С какими фильмами у вас ассоциируется творчество Ридли Скотта? «Чужой». «Гладиатор». «Бегущий по лезвию». «Тельма и Луиза», на худой конец. Но никто и никогда не вспоминает приключенческое фэнтези «Легенда», хотя оно достойно лишь комплиментов. В «Бесконечной истории» зло было нематериально. Здесь же некий Повелитель Тьмы сходу объявляет себя главным антагонистом и призывает на службу порождения мрака, дабы навеки погасить солнечный свет. Для осуществления гнусного замысла нужно истребить благородных единорогов, которые защищают людей от злых сил. И вот мерзкие гоблины, верноподданные Повелителя, выходят на тропу войны.
Том Круз в роли лесного бродяги Джека надевает доспехи, хватает меч и возглавляет сопротивление. Помогают ему в этом нелегком деле очаровательная принцесса и маленькие лесовики. С одной стороны, «Легенда» – романтичная сказка, где красотка мечтает о кавалере на белом коне, а в итоге получает в спутники будущую суперзвезду Голливуда. С другой – сказка-то вышла довольно страшной, особенно для зрителей младшего школьного возраста. Чего стоит хотя бы инфернальный Тим Карри в облике адского Сатаны с маниакальным хохотом. Или отвратительная фея, питающаяся падалью. Или противные гоблины.
Ридли Скотт шлифовал сценарий «Легенды» одновременно с работой над «Бегущим по лезвию», вдохновлялся мрачными творениями братьев Гримм, использовал музыку Джерри Голдсмита из «Психо 2» – детское кино он явно не снимал. По крайне мере, на первых порах. Но в конце концов был вынужден пойти на компромисс со студийным руководством и «одиснеить» картину, упростив сюжет и сделав общую тональность менее угрюмой. Хардкорные фаны Скотта не отказались бы от оригинальной версии, но в нынешнем виде «Легенда» куда больше походит на фэнтези для всей семьи.
«Здравствуй. Меня зовут Иниго Монтойя. Ты убил моего отца. Приготовься умереть».
Завязка этой ленты Роба Райнера отчасти рифмуется с «Бесконечной историей». Дедушка в исполнении Питера «Коломбо» Фалька читает больному внучку книжку «Принцесса-невеста», написанную неким… Моргенштерном. Ее героиня – девушка по имени Баттекап (Робин Райт), разлученная с бойфрендом, фермером-простачком Уэстли (Кэри Элвес). Пока он пропадает в далеких морях, Баттекап отбивается от ухаживаний настырного принца Хампердинка (Крис Сарандон). Но ни расстояния, ни особы голубых кровей не в силах помешать воссоединению влюбленных!
Сказочные истории часто писали, а фильмы снимали те, от кого этого стоило ждать в последнюю очередь. Вот и сценарий «Принцессы-невесты» внезапно создал дважды оскароносный автор Уильям Голдман, которому мы обязаны, например, вестерном «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и журналистской драмой «Вся президентская рать». Когда у него родились две дочки, специально для них он и придумал волшебную историю о белокурой красавице, ее бравом ухажере, добродушном верзиле Феззике (Андре Гигант) и, разумеется, мушкетерского вида фехтовальщике Иниго Монтойе (Мэнди Пэтинкин), чья коронная фраза (см. эпиграф) вошла в золотой фонд великих киноцитат.
«Принцесса-невеста» – романтичное и куртуазное фэнтези плаща и шпаги, где противники всячески обмениваются любезностями, прежде чем сойтись в схватке, и периодически говорят стихами. При этом жанровые каноны дружелюбно высмеиваются устами упомянутого внука, который требует пропустить сопливые сцены с поцелуями и поскорее перейти к сражениям. Из-за подобного вольнодумства картина не стала хитом в прокате и собрала лишь $30 млн, но впоследствии обрела культовый статус за счет релизов на VHS и DVD. А гипнотический саундтрек, записанный Марком Нопфлером из Dire Straits, в отрыве от фильма кажется не менее чарующим.
Группа человечков невысокого роста отправляется в опасное путешествие, охраняет ценный груз, прячется от черных всадников и хочет как можно скорее вернуться домой. Причем отснято все это на живописных просторах Новой Зеландии. Удивитесь, но речь не о «Братстве кольца», а о фэнтези Рона Ховарда «Уиллоу», где вместо хоббитов фигурируют нелвины в исполнении 220 артистов-карликов, а ценным грузом является новорожденная девочка. Которая, согласно древнему пророчеству, должна положить конец тирании зловредной королевы Бавморды (Джин Марш).
Идею этой картины еще в 1970-х разрабатывал Джордж Лукас. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в следующем десятилетии, когда на съемках «Возвращения Джедая» (1983) юный Уорвик Дэвис облачился в костюм одного из эвоков вместо захворавшего Кенни Бейкера (он же – дроид R2-D2). Так грядущая лента обрела своего героя, отважного нелвина Уиллоу, который покинул родные края ради спасения незнакомого ребенка в компании воина Мэдмартигана (Вэл Килмер). Легкомысленного типа со вздорным нравом, но чистой душой.
Идеальное фэнтези по многим параметрам выглядит так. «Уиллоу» – славная, красочная, захватывающая сказка, не обремененная сложной мифологией и философией. Зато с четко очерченными границами добра и зла и виртуозными визуальными эффектами, над которыми не покладая рук трудились кудесники из лукасовской студии Industrial Light & Magic. Соответствующий «Оскар» в итоге завоевал «Кто подставил кролика Роджера», но «Уиллоу» вывел жанр фэнтези из финансовой ямы, заработав $137,6 млн при бюджете $35 млн, и заслуженно стал классикой. Хотя оправдать появление многосерийного сиквела мы, признаться, не в силах.
Если бы кому-то понадобилось отменить все произведения в жанре фэнтези и оставить одно, наиболее исчерпывающее, им стало бы не то, о чем вы подумали. А завораживающий мини-сериал «Десятое королевство», который на 7 часов уносит от забот в мир волшебства, оживших сказочных героев и переосмысленных классических легенд. Однажды официантка Вирджиния (Кимберли Уильямс-Пэйсли) сбивает на велосипеде ретривера, а тот оказывается заколдованным принцем. С помощью магического зеркала они отправляются в параллельную реальность, где им предстоит вернуть принцу человеческий облик и проучить Злую Королеву (Дайэнн Уист).
Любой персонаж «Королевства» – самобытная личность и абсолютно культовая фигура. Будь то папа Вирджинии Тони (Джон Ларрокетт), добродушный, слегка глуповатый дворник. Или коварный Волк (Скотт Коэн), который служит Королеве, но симпатизирует обаятельной девушке из далекого Нью-Йорка. Или суровый Охотник (Рутгер Хауэр) с разящим без промаха арбалетом. А каждый эпизод сериала – будто полноценный фильм, с остроумными твистами, беззлобными шутками и незабываемыми мини-сюжетами, которые не отвлекают внимание от основной линии, но превращают «Королевство» в живую, дышащую, уникальную вселенную.
Как вам, например, слепой дровосек, готовый отрубить голову всякому, кто не угадает его имя? А конкурс деревенских песенок, где Вирджиния сражает толпу наповал зажигательным ремейком хита группы Queen? Обо всем не расскажешь, конечно. Поэтому просто идите и смотрите. Да пребудет с вами благословение Золушки и Красной Шапочки.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…