Кино

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о том, чтобы довести замысел и его реализацию до идеала. Причем идеала можно не достигнуть и спустя десятилетия, что подтверждают известные фильмы-долгострои. «КиноРепортер» вспоминает, какие ленты ткались неприлично долго и что из этого вышло. 

«Другая сторона ветра» (2018) – 48 лет
Режиссер Орсон Уэллс

История этой нетривиальной ленты началась в 1970 году, когда Орсон Уэллс приступил к съемкам проекта, имевшего для него особую ценность. К концу карьеры автор «Гражданина Кейна» был вынужден поддаться неумолимой смене правил в индустрии. Парадоксально, но именно кинематографисты нового поколения в итоге вытащили его фильм из забытья и оценили старания мэтра по достоинству.

В «Другой стороне ветра» Уэллс иронизирует над собственной судьбой. В центре сюжета – стареющий режиссер-консерватор Джейк Ханнафорд (Джон Хьюстон), который не находит себе места в условиях моды на молодые лица и приемы, вдохновленные французской новой волной. Поэтому он просит денег на новый проект, который якобы должен вписаться в современные реалии. При этом кадры из фильма Ханнафорда демонстрируются внутри фильма Уэллса. Мы погружаемся в кино внутри кино (не путать со снами внутри сна из «Начала» Кристофера Нолана), пытаясь оценить старания режиссера, ставшего чужим среди своих. Хороша ирония, однако!

В 1976 году съемки картины подошли к концу, но на постпродакшен денег у режиссера не хватило. Рядом с Уэллсом маячили и другие проблемы (политического и юридического характера), а в 1985-м он скончался, так и не увидев «Другую сторону ветра» на большом экране. Но его наследие не было забыто – спустя три десятилетия компания Royal Road и Netflix приобрели права на ленту и завершили ее монтаж. Премьера последнего фильма Уэллса состоялась в 2018 году на Венецианском кинофестивале: критики отметили его исключительное новаторство и метаироничную концепцию. 

«Мегалополис» (2024) – 47 лет
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола

Поразительно, но Фрэнсис Форд Коппола считает своим opus magnum не эпический «Апокалипсис сегодня» или трилогию «Крестный отец», а сомнительный фильм, который стал главной кринж-сенсацией 2024 года. Количество лет, потраченных на возведение «Мегалополиса», действительно поражает – Коппола начал работу над сценарием еще в 1977 году. А реализацию амбициозного проекта впоследствии неоднократно откладывал, мол, приоритеты были другие. В 2001-м режиссер вроде поставил сваи для своего долгостроя, но тут помешали теракты 11 сентября.

С горем пополам строительство «Мегалополиса» началось уже в 2020-х, когда Коппола достал из широких штанин $120 млн, полученные с продажи собственной винодельни. Концепт фильма уже успел изрядно забродить, но постановщик был настроен решительно. Хотя на подозрения об итоговом качестве ленты может навести уже ее синопсис – гений-архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер) жаждет построить на месте Нью-Йорка город будущего с помощью загадочного стройматериала мегалона. Мешают ему, конечно же, все вокруг, включая борющихся за власть бессовестных интриганов.

В результате «Мегалополис» не спасли ни авторитет Копполы, ни звездный каст, ни симпатии определенной части публики, которая отнеслась к долгострою как к фильму категории guilty pleasure. После премьеры этого эксперимента на Каннском кинофестивале стало ясно, что режиссеру следовало бы оставить себе виноградники и дальше заниматься этим приятным аристократическим хобби. И мучительно долгое ожидание новой работы всеми любимого мэтра явно того не стоило (увы!).

«Трудно быть богом» (2013) 45 лет
Режиссер Алексей Герман

Мучительно создавался и этот фильм Алексея Германа, известного своим перфекционизмом и ревностным отношением к своим идеям и сценариям. Еще в 1968-м режиссер взялся за экранизацию знаменитой повести Аркадия и Бориса Стругацких. В дело вмешалась Пражская весна, ознаменовавшая конец хрущевской оттепели, но Герман не сдавался. После волнений перестроечных лет (и спорной экранизации Петера Фляйшмана 1989 года) постановщик прождал еще десяток лет. И уже в 1999-м с новыми силами приступил к работе.

Дорвавшись до реализации своего детища, Герман пристально следил за всем и вся на съемочной площадке. Детальное обустройство замков, многочасовые репетиции актеров и немыслимое количество дублей – все это происходило на тяжелых съемках в Чехии, которые продолжались с 2000-го по 2006-й. За этим последовал не менее трудоемкий постпродакшен, а сам режиссер, к сожалению, так и не увидел финальную версию фильма. После его смерти в 2013 году экранизацию завершил его сын Алексей Герман-младший, благодаря которому спустя несколько месяцев мир наконец узнал, насколько же трудно быть богом.

Итоговая версия сценария, лишь отдаленно напоминавшая оригинальный текст, была написана в соавторстве с женой и музой Германа Светланой Кармалитой. Притча Стругацких достаточно сложна для восприятия. Так и фантасмагоричная картина с Леонидом Ярмольником в главной роли получилась явно не для всех. Тем не менее, Герману посмертно присудили премии за вклад в киноискусство, а его долгострой занял почетное место в отечественной истории экранизаций.

«Банды Нью-Йорка» (2002) – 32 года
Режиссер Мартин Скорсезе

Вряд ли сейчас можно представить, что перед носом Мартина Скорсезе когда-либо захлопывались двери киностудий. Именно это испытал ныне влиятельный режиссер в 1970-х, когда вдохновился криминальным литературным шедевром Герберта Осбери. Перед Скорсезе уже лежали и первая версия сценария, и примерный список актеров для «Банд Нью-Йорка», и даже права на экранизацию, приобретенные в 1979-м. Чего не было у молодого постановщика, так это денег, но он, к счастью, держался. Именно в то десятилетие Скорсезе (на пару со своим любимчиком Робертом Де Ниро) снял культовые фильмы «Злые улицы», «Таксист» и «Бешеный бык». Но о «Бандах» не забыл.

Режиссер провел двадцать лет в попытках дать им ход. Главная проблема заключалась в воссоздании сеттинга романа Осбери, ведь Нью-Йорк конца XX столетия разительно отличался от своего облика два века назад. Да и карт-бланша на съемку подобной ленты Скорсезе никто не выдавал. От ряда крупнейших киностудий, включая Warner Bros. и 20th Century Fox, поступали неумолимые отказы. И вот в 1999 году случилось чудо – помогли Miramax Films и печально известный Харви Вайнштейн, которые занесли заветные $100 млн в копилку фильма и поверили в его успех.

Результат этого сотрудничества известен – «Банды Нью-Йорка» стали классикой кинематографа XXI века, полюбившейся зрителям и критикам (как и персонажи Леонардо Ди Каприо и Дэниэла Дэй-Льюиса). Хотя в конце концов улочки старого Нью-Йорка были воссозданы на студии в Италии, город у Скорсезе нисколько не потерял своей аутентичности и мрачного шарма. Лента в 10 номинациях претендовала на «Оскара», а Скорсезе получил свой первый «Золотой глобус» за режиссуру.

«Человек, который убил Дон Кихота» (2018) 29 лет
Режиссер Терри Гиллиам

Еще большие неудачи постигли отца «Монти Пайтона» Терри Гиллиама, который задумал свою интерпретацию сервантесовского «Дон Кихота» еще в 1989 году. Длительная погоня за бюджетами стала не главным испытанием, выпавшим на долю постановщика. В 2000-м на съемках первой версии фильма добрую половину декораций повредило наводнение, актер Жан Рошфор выпал из проекта из-за травмы спины, а Джонни Депп и вовсе пропал с радаров съемочной группы. Но в погоне за мечтой Гиллиам рассудил, что попытка – не пытка, поэтому в 2010-е продолжил искать пути к ее исполнению.

Его не остановили ни продолжавшиеся проблемы с финансированием, ни судебные тяжбы с продюсерами и страховыми компаниями. Гиллиам был готов на все – в 2016-м на Берлинском фестивале он буквально вымаливал средства на еще один раунд съемок «Человека, который убил Дон Кихота». И наконец увидел свет в конце туннеля: реальную возможность снять многострадальную ленту. Сценарий обрел финальный вид, нашлись новые актеры, а фанаты режиссера замерли в томительном ожидании.

Картина Гиллиама, увидевшая свет в 2018 году, навевала воспоминания и об упомянутом долгострое Уэллса, и о монтипайтоновском прошлом постановщика. Адам Драйвер здесь сыграл режиссера, который отправляется на места съемок своей студенческой работы о Дон Кихоте в попытке поймать ту самую бабочку ностальгии и вдохновения. Это кино про кино, местами самоироничное и по-светлому грустное, нашло своего зрителя. А Гиллиам, прошедший через несметное количество кругов производственного ада, теперь может спать спокойно. Как минимум до следующей амбициозной идеи фикс.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) – 28 лет
Режиссер Джордж Миллер

В аду закалялось и продолжение главной постапокалиптической кинофраншизы, «Безумного Макса» Джорджа Миллера. После ошеломительного успеха третьего фильма «Под куполом грома» режиссер начал задумываться о создании прямого продолжения серии, в котором Мэл Гибсон должен был вернуться к роли «воина дороги» Макса Рокатански. Но после 1987 года идея повисла в воздухе, а обстоятельства, мешавшие кинопроизводству, начали все сильнее угрожать замыслу Миллера. Теракты 11 сентября, война в Ираке, крах репутации Гибсона – все это тормозило выход «безумного» шедевра.

Когда на горизонте снова засветило солнце, а финансы оказались подбиты, Миллер решился на ход конем – утвердил Тома Харди на прежде коронную для Гибсона роль. Съемки многообещающей ленты начались в 2011 году в Австралии, которую затянуло проливными дождями. Солнца хватило в Намибии, куда, казалось бы, удачно перенесли съемки многострадального боевика. Но тут в бой вступили местные власти и экоактивисты, которые обвинили Миллера и команду в повреждении частей пустыни. Однако это не помешало довести «Макса» до конца его пути, а сиквел – до кинотеатров.

2015 год однозначно стал годом Миллера. «Безумный Макс: Дорога ярости» оказался самым кассовым фильмом франшизы и быстро завоевал культовый статус. Том Харди, воплотивший на экране образ пересекающего пустыню странника, стал мегазвездой, а Шарлиз «Фуриоса» Терон блеснула в качестве экшен-героини. Успех ленты привел к появлению приквела про героиню Терон, который скорее не удался, однако в лице «Безумного Макса» мы однозначно получили один из лучших боевиков нашего времени.

«Искусственный разум» (2001) – 24 года
Режиссер Стивен Спилберг

Не секрет, что история экранизации романа Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на все лето» о ныне вездесущем искусственном интеллекте родилась у Стэнли Кубрика. В далеком 1977-м на волне успеха первых «Звездных войн» маэстро задумался о том, чтобы снять еще один научно-фантастический хит, который бы переплюнул его «Космическую одиссею». Кубриковская адаптация истории о мальчике-андроиде, запрограммированном на любовь к людям, должна была стать предельно мрачной и минималистичной. Но мы уже никогда не узнаем, каким вышел бы этот проект в оригинальной концепции.

В 1999-м Кубрик скончался, а в 2000-м пост режиссера занял Стивен Спилберг, которого уговаривали «усыновить» «Искусственный разум» и продюсеры, и вдова Кубрика Кристиана. У пионера блокбастеров был иной взгляд на адаптацию Олдиса – в итоге фильм 2001 года вышел милым, сентиментальным и сказочно ярким. Тандем юного Хейли Джоэла Осмента и харизматичного Джуда Лоу в злодейском образе покорил сердца любителей сай-фая. Кубрику эта экранизация вряд ли пришлась бы по душе, но за саму идею ему точно стоит отвесить низкий поклон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

6 минут назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

5 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

2 дня назад