Молодой владелец компании по производству самокатов получает по наследству от прабабушки квартиру в центре Москвы и находит там случайно древний артефакт. Тут же к нему на порог заявляется усатый злодей, предлагает за артефакт солидные деньги, а получив отказ, достает пистолет и давай шмалять. Но на подмогу вовремя успевает родной отец парня, видный ученый на джипе. И поясняет сыну, что его находка – это, во-первых, называется оклад, а во-вторых, на самом деле секретный ключ, указывающий путь к той самой легендарной библиотеке Ивана Грозного, она же Либерея.
В свою очередь, фильм «Либерея: Охотники за сокровищами» представляет собой, как несложно понять, наш ответ разным другим фильмам приключенческого жанра про охотников за сокровищами. В основном из разряда тех, что попроще. То есть не как «Индиана Джонс» или «Анчартед», а скорее как «Сокровище нации» или экранизации бестселлеров Дэна Брауна. Соответственно, схему устройства вы себе, наверное, представляете: герои разгадывают древние зашифрованные загадки, перемещаются на большие расстояния (насколько большие, зависит в первую очередь от бюджета), проникают в запретные места, раскрывают страшные тайны прошлого, снова решают загадки и противостоят нехорошим дядям.
При этом, к счастью, речь не идет о серьезном ответе. Речь идет об ответе, напротив, несерьезном, ироничном. В определенной мере даже пародийном. Алексей Серебряков, например, играет чудаковатого эксцентричного профессора, ворчливого, но добродушного, с циркониевым браслетом на руке. Тихон Жизневский в главной роли хипстера-инженера, любителя самокатов, трижды за фильм ломает стены (ни одна из них, однако, не четвертая) и погружается в психоделический трип по мотивам известного мультика Роберта Саакянца. Артему Ткаченко очень идут и усы, и пистолет, и опереточная инфернальность. В конце все катаются на самокатах по рельсам метрополитена, облачившись в специальные блестящие скафандры.
Словом, дурашливое такое кино. Но одновременно познавательное и патриотически заряженное. В программе – лекция о Польско-литовской интервенции, оформленная в виде скромной, но вполне нестыдной сцены штурма крепости, не хуже иных аналогичного плана сцен из широко разрекламированного «Сердца пармы». Плюс этнографическая экспедиция на Крайний Север с обязательным участием в шаманском обряде. Плюс всякая забавная околоконспирологическая чушь про тайные общества коварных криптополяков. А еще лекция о применении нейросетей в лингвистике – правда, уже никак особо не оформленная.
То есть, казалось бы, много хорошего. Как минимум потенциально любопытного. Первая треть фильма так и вовсе по-настоящему воодушевляет, такое там все смешное и динамичное. Но чем дальше, тем, увы, грустнее. Как будто на полпути закончился бюджет, а на сценарий забили еще раньше. Над той частью, где про разгадывание загадок и перемещения в пространстве, вообще не удосужились потрудиться: набросали каких-то произвольных слов, воткнули деревянный столб посреди заснеженного поля – и сойдет. А большую часть средств вбухали в упомянутую баталию с костюмами и в нарисованный вертолет на фоне Москвы-Сити. Вся кульминация в итоге сумбурно разворачивается в каком-то тесном темном подвале, после чего мероприятие, которое так многообещающе начиналось, сворачивается в спешке, оставляя нас наедине с обидным чувством, как будто подразнили и обманули.
Но обиднее, честно говоря, даже не за себя, а за комический дуэт Серебрякова и Жизневского, на редкость удачно сложившийся, который смотрится гораздо самобытнее и симпатичнее тех же Уолберга и Холланда в «Анчартед», и хотелось бы понаблюдать за ним еще. Да и примкнувшая Диана Пожарская в типовой роли миловидной ученой леди и любовного интереса по совместительству тоже ничего. А главное, материала для такого вот рода сюжетов в русской истории ведь натурально тьма тьмущая.
Стало быть, перспективы открываются необозримые, на целую кинофраншизу, надо только побольше старания приложить, а с этим вдруг обнаруживается какая-то внезапная беда. Остается лишь уповать на то, что «Либерея» в отсутствие значительной конкуренции в широком прокате все же худо-бедно выстрелит, и к сиквелу ситуация как-нибудь выправится. Но это все равно что надеяться на авось, а надежда на авось – удел безнадежных оптимистов и немалая часть творческого метода создателей «Либереи». Иными словами, гиблое дело.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…