Кино

Кайл МакЛоклен – не только любимый актер Дэвида Линча

22 февраля празднует 65-летие Кайл МакЛоклен (он же МакЛахлан) – незабвенный агент Купер, герой Арракиса Пол Атрейдес и звезда прочих нетленок Дэвида Линча. Конечно, именно Линч проложил МакЛоклену рельсы в большое кино, и лучшие роли Кайл исполнил под его руководством. Наш фаворит – Джеффри Бомон из «Синего бархата», которому, кстати, мы посвятили отдельный материал.

Вместе с тем блистал МакЛоклен и в других картинах, а также в популярных сериалах. Что-то из этого вы наверняка видели. Что-то – скорее нет. В любом случае спешим напомнить о классных нелинчевских ролях юбиляра, которые могли ускользнуть от вашего внимания.

«Скрытые» (1987)

После «Дюны» и «Синего бархата» Кайл МакЛоклен возглавил каст «Скрытых», неочевидного бриллианта фантастики 1980-х, затерявшегося на фоне более хитовых конкурентов. Причем с одним из этих конкурентов фильм «Скрытые» непосредственно связан: режиссер Джек Шолдер двумя годами ранее снял «Кошмар на улице Вязов 2». «Скрытые» же удачно эксплуатирует идею многочисленных лент о коварных пришельцах, которые порабощают людей и заставляют всякие пакости вытворять. Что-то подобное происходит и здесь: кто банк ни с того ни с сего грабанет, кто невинного гражданина с особой жестокостью изобьет. А разбирается во всем этом агент ФБР Галлахер – МакЛоклен.

Молоденький Кайл, чья мятная рубашка гармонирует с зелеными стенами полицейского участка, среди суровых мужиков кажется прилежным выпускником элитного учебного заведения. Уж точно не опытным сыскарем. Но внешность, как водится, обманчива. Да настолько, что Галлахер в результате оказывается даже близко не Галлахером а… Спойлер, спойлер, спойлер! Не будем вдаваться в детали, чтобы удовольствие от просмотра не испортить. Уточним лишь, что слегка отстраненная, загадочная манера игры Кайла его герою чертовски к лицу, а Дейл Купер отчасти из этого образа и вырос (бордовые занавески в кадре тоже присутствуют).

«Процесс» (1992)

Труды Франца Кафки, при всей значимости оных, даже читать сложно. Чего уж говорить о том, чтоб их экранизировать. Неблагодарная миссия, заведомо обреченная если не на провал, то на бессчетные шпильки из серии «книга лучше». Избранным творцам, впрочем, удавалось визуализировать прозу Кафки, не расплескав ее параноидальный дух. «Процесс» Орсона Уэллса и «Замок» Алексея Балабанова достойны лишь комплиментов, причем без сравнений с оригиналами вполне можно обойтись. «Процесс» 1992 года, который подготовил сериальных дел мастер Дэвид Хью Джонс, вспоминается с меньшей теплотой. Но как минимум один козырь у него точно есть: превосходный Кайл МакЛоклен в роли незадачливого Йозефа К., обвиненного непонятно кем непонятно в чем.

Вообще этот самый Йозеф – чисто линчевский персонаж. Человек, реальность вокруг которого расплывается, закручивая его в водовороте необъяснимого кошмара. МакЛоклену, соответственно, нужно эффектно выглядеть в костюме и всеми силами делать недоуменный вид, с чем он справляется как нельзя лучше. Да, возможно, для Йозефа К. он слишком красив, и Энтони Перкинса из уэллсовской киноверсии на его месте представляешь охотнее. Но именно магнетизм Кайла, не отпускающий до трагичного финала, удерживает внимание в те моменты, когда не работают сценарные и режиссерские трюки. Тот случай, когда одной яркой личности достаточно, чтобы придать происходящему смысл.

«Флинтстоуны» (1994)

Высоколобые критики обрушили на «Флинтстоунов» молот негодования, хотя 30 лет спустя стоит признать: эта дурацкая комедия недурно сохранилась. И сейчас воспринимается как бодрый ностальгический привет из славной эпохи, когда комедии еще умели веселить и расслаблять (утраченное ныне искусство). Ведущие актеры чудо как хороши – особенно Джон Гудман в роли Фреда Флинтстоуна, эдакого Гомера каменного века, и звезда 1980-х Рик Морэнис в роли его закадычного приятеля Барни. Кайл МакЛоклен же занимается тем, что источает злорадство в образе местного биг босса, который презирает простых работяг, крутит шуры-муры с секретаршей с точеными формами Холли Берри и замышляет аферу в особо крупном масштабе.

Его Клифф Вандеркейв – восхитительно кретинский антагонист, чьи козни могут сбить с толку лишь добродушного тупицу вроде Фреда. Как бы то ни было, любо-дорого смотреть на знаменитого артиста, который сосредоточенно чистит ногти в галстуке леопардового окраса и гаденько хихикает, а в финальном выходе потешно орет и получает наконец по заслугам. МакЛоклен, с детства обожавший мультики, вспоминал, с каким восторгом тусовался на съемочной площадке, благо производство – со Стивеном Спилбергом в числе исполнительных продюсеров – было оформлено с размахом. Однажды Кайл даже воссоздал смешной кадр с Клиффом и доисторической птичкой, заменив последнюю на собачку. Волосы поседели, а прежний задор тут как тут.

«Секс в большом городе» (1998–2004)

Кайл МакЛоклен регулярно мелькал в сериалах, и речь не только о «Твин Пикс». На его счету появления в массе многосерийных проектов широкого жанрового диапазона: от «Отчаянных домохозяек» и «Закона и порядка» до озвучки анимационных героев в «Гравити Фолз» с «Футурамой». Не все персонажи МакЛоклена выходили одинаково неотразимыми, но уж кого никак нельзя забыть – так это импозантного шотландца Трея МакДугала из «Секса в большом городе». Он стал первым супругом Шарлотты в исполнении Кристин Дэвис, выскочив перед ней в седьмой серии третьего сезона как чертик из табакерки. Ну то есть как кардиолог из такси. Позднее Шарлотта и Трей сыграли шумную свадьбу под гул волынок (МакЛоклен в килте!), столкнулись с проблемами интимного характера и в итоге развелись – из-за непримиримых разногласий.

На их долю выпало немало комичных, трагичных и попросту реалистичных ситуаций, причем размолвка героев напоминает об аналогичном конфликте Моники и Ричарда из «Друзей»: мужчина оказался не готов заводить детей. Грустный и, увы, вполне жизненный расклад. МакЛоклен в подобные моменты проявил себя не менее стойко, чем во время памятного эпизода с ночной теннисной тренировкой. Взмокший от пота Кайл в одних труселях (и с отличным прессом) подходит к Шарлотте и заявляет: «Ни один брак не идеален». Если чуть раньше над его странным поведением хотелось посмеяться, то здесь он торжественно печален – и сцена без промаха разит в самое сердце.

«Как я встретил вашу маму» (2005–2014)

В легендарном ситкоме о беспутной молодости Теда Мосби и компании хватало приглашенных звезд. Джей Ло с блеском дала отпор наглому ловеласу Барни, Бритни закрутила с ним романчик Теду назло, а Брайан Крэнстон перевоплотился в эксцентричного босса последнего. На этом празднике жизни нашлось местечко и для Кайла МакЛоклена, или просто Капитана: именно так требует себя называть Джордж Ван Смут, представший взорам зрителей в восьмой серии шестого сезона. На светском мероприятии герои знакомятся с ним с подачи Артура, начальника Маршалла (в роли Артура – другая глыба Боб Оденкерк). Кайл в фуражке и красных штанах вплывает в кадр с аристократичной развязностью и мигом крадет коротенькую сцену, а затем повторяет это еще не раз.

Капитан – законченный фрик с комичными взглядами на маскулинность («настоящий мужчина сам выбирает себе имя!») и взывающим к нему зовом моря. Он так чудно двигается и говорит, что в его шкуре представляешь не только Кайла, который вписался в образ как влитой, но и его ментора Дэвида Линча: тот редко, но метко радовал фанатов актерскими появлениями у прочих режиссеров и изображал крайне экстравагантных персонажей не от мира сего. Но Линчу – линчевское, а МакЛоклену – маклокленовское. Капитан улыбается сам и заставляет улыбаться других, то вворачивая в диалог упоминание «хренова диктофона», то сверкая зубами на фотопортрете, который притаскивает домой Маршаня. Наисветлейший человек, в кадре и за кадром обворожительный в одинаковой степени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

37 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад