3 июля 60-летие празднует Том Круз. Летчик, гонщик, рокер, вампир, шпион и самурай, звезда блокбастеров с мальчишеской улыбкой и массой прославленных ролей. О которых сказано и написано немало – лучшим перфомансам Круза, а также прочим его неоспоримым достоинствам мы посвятили отдельные материалы. Поэтому на сей раз предлагаем поговорить о других культовых ролях – тех, что Том тоже мог бы исполнить, но по тем или иным причинам не исполнил. А ведь сложись ситуация иначе – и кто знает, какими бы получились многие любимые нами киногерои!
В 1983 году Том Круз так впечатлил общественность лихим танцем в «Рискованном бизнесе», что логичным продолжением этого номера должна была стать музыкальная мелодрама «Свободные». Ее герой, парень по имени Рен МакКормак, бунтовал против патриархальных порядков и обожал плясать под энергичные рок-н-ролльные ритмы. Наклевывался потенциальный хит, который собирался режиссировать опытнейший Херберт Росс («Смешная леди» с Барброй Стрейзанд, «Сыграй это еще раз, Сэм!» с Вуди Алленом). А главным конкурентом Тома Круза в борьбе за центральную роль был дерзкий красавец Роб Лоу из «Класса» и «Изгоев» Фрэнсиса Форда Копполы.
Никому из них, правда, блеснуть в «Свободных» не удалось. Круз снимался в спортивной ленте «Все верные ходы» и не мог нарушить контрактные обязательства. А Лоу, обладавший яркой внешностью и не обделенный танцевальными талантами, в самый ответственный момент получил травму. Так Реном стал Кевин Бейкон, который предпочел «Свободных» «Кристине» по роману Стивена Кинга. И нисколько не прогадал: фильм собрал сумасшедшую кассу и заслуженно завоевал культовый статус. А крузовские «Все верные ходы», увы, затерялись среди множества аналогичных подростковых картин 1980-х.
Меланхоличный юноша с острыми, как бритвы, ножницами вместо рук – важный персонаж современной поп-культуры. За эту роль Джонни Депп впервые номинировался на «Золотой Глобус», доказав всем сомневающимся, что на экране он способен не только эффектно пускать слезу. Одинокий киборг с готической прической по праву считается одним из ярчайших фриков в богатой депповской коллекции, а сам фильм стал началом прекрасной дружбы Джонни и Тима Бертона. Хотя примерить знаменитый кожаный костюм с заклепками Деппу удалось не сразу. «Плакса» не блестяще выступила в прокате, и Джонни даже близко не являлся кассовым актером. В отличие от… кого бы вы думали?
Да, фаворитом на роль Эдварда руки-ножницы был именно Том Круз. Хотя сейчас представить его в этом образе нереально. Боссы 20th Century Fox не очень доверяли и Бертону, поэтому надеялись создать вокруг фильма шумиху с помощью звезды «Коктейля» и «Цвета денег». По их требованию Бертон встретился с Крузом и остался крайне недоволен тем, что Том настаивал на счастливом конце. Классический голливудский хэппи-энд превратил бы тончайшую, словно паутинка, историю Эдварда в пошлую банальщину, и неудивительно, что постановщик решительно отказался идти на уступки. Позднее сценаристка Кэролайн Томпсон вспоминала, что окончательно Тима добили идиотские вопросы из разряда «А как он в этом костюме ходит в туалет?»
Фильм Фрэнка Дарабонта в представлениях не нуждается. Выдающийся литературный первоисточник Стивена Кинга, 7 номинаций на «Оскара», масса культовых сцен и неизменно высокое место в бесчисленных списках лучших лент всех времен. Роб Райнер, сооснователь студии Castle Rock Entertainment, занимавшейся производством картины, видел в роли узника тюрьмы Шоушенк только Тома Круза. Который к тому моменту стал звездой блокбастеров вроде «Лучшего стрелка» и доказал свою состоятельность в качестве первоклассного драматического артиста (как минимум в «Человеке дождя» и «Рожденном четвертого июля»).
Круз сходил на пробы. Поучаствовал в читках сценария. Пораскинул мозгами и… ответил отказом. Поскольку не хотел связываться с малоизвестным режиссером, снявшим лишь один полный метр. Да и тот не особо заметный – слышали о «Похороненных заживо»? Согласно другой версии, правда, кандидатуру Тома отклонил Дарабонт, не желавший предавать собственное творческое видение грядущей картины. Смелое решение, учитывая, что Райнер предлагал ему «кучу денег» (по выражению самого Фрэнка) за участие Круза. Как бы то ни было, роль Дюфрейна досталась Тиму Роббинсу из «Лестницы Иакова» и «Подручного Хадсакера», и он справился с ней на ура.
Безупречно стильная картина Энтони Мингеллы – не первая и не последняя экранизация романов Патриции Хайсмит об очаровательном монстре Томе Рипли, интеллигентном убийце с манерами аристократа. В 1959-м выходил обжигающий триллер Рене Клемана «На ярком солнце» с Аленом Делоном. Позднее элегантный костюмчик Рипли примерили Джон Малкович, Барри Пеппер и Эндрю Скотт. Но Мэтту Дэймону из версии 1999 года, пожалуй, лучше всех удалось изобразить обманчивую мягкотелость пай-мальчика, готового не моргнув глазом прикончить любого. А ведь режиссер Мингелла хотел пригласить на эту роль совсем другого артиста – блистательного красавца, который к тому времени уже перевоплотился в кровососа Лестата из «Интервью с вампиром», амбициозного спортивного агента из «Джерри Магуайера» и, конечно, супершпиона Итана Ханта из «Миссии: Невыполнима».
Вообще 1999 год выдался для Тома Круза на редкость удачным. Между двумя частями «Миссии» (вторая вышла в 2000-м) он снялся в двух авторских проектах, каждый из которых стал по-своему культовым: «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона. Нашлось бы в столь плотном графике место для еще одной, на первый взгляд, менее статусной роли? Совершенно не факт. Но Круз даже не успел толком представить себя в образе Рипли, ибо Мингелла посмотрел «Умницу Уилла Хантинга» и пришел в такой восторг от игры Дэймона, что прочие кандидаты для него перестали существовать. Сам же Мэтт впоследствии назвал «Талантливого мистера Рипли» своим любимым фильмом из всех, где ему довелось появиться.
Гениальный математик-шизофреник Джон Нэш из духоподъемной драмы Рона Ховарда закрепил статус Рассела Кроу как одной из ярчайших голливудских звезд начала 2000-х. Годом ранее он получил «Оскара» за роль Максимуса в «Гладиаторе». Теперь дело ограничилось лишь оскаровской номинацией и «Золотым Глобусом», зато сама картина завоевала четыре статуэтки Американской киноакадемии, включая две главных (лучший фильм, лучший режиссер). Но на ранних стадиях разработки ни о каком проекте Ховарда-Кроу речи не шло. Кресло постановщика предназначалось Роберту Редфорду, а СМИ вовсю писали о том, что роль Нэша достанется Тому Крузу.
Снимался-то он часто, и фильмы в основном были приличные, но заветный «Оскар» от Круза регулярно ускользал: три номинации – и ни одной победы. Разглядев в «Играх разума» оскаровский потенциал, он собрался, было, ухватиться за эту возможность… Но в итоге уехал к своему другу Стивену Спилбергу, который снимал фантастический боевик «Особое мнение». Они познакомились еще на заре 1980-х, и Спилберг даже собирался поработать над «Человеком дождя», но в результате предпочел ему «Индиану Джонса и последний крестовый поход». Теперь же они с Томом объединились – и, что любопытно, в процессе съемок созванивались из Лос-Анджелеса по видеосвязи с Ховардом и Кроу, которые ваяли «Игры разума» в Нью-Йорке. «Оскар», кстати, Тому Крузу так и не достался, а в 2002-м статуэткой победоносно взмахнул Дензел Вашингтон с «Тренировочным днем».
Всем известно, как роль миллиардера-плейбоя-филантропа в блокбастере Marvel изменила жизнь Роберта Дауни-мл. Заигравшись с запрещенными веществами и чуть не угробив карьеру, тот получил драгоценный шанс на реабилитацию и вцепился в него мертвой хваткой. После чего вознесся на голливудский Олимп, стал всенародным любимчиком и гарантом кассового успеха почти любой картины (об «Удивительном путешествии доктора Дулиттла» давайте дружно забудем). Согласитесь, что из Роберта вышел идеальный Тони Старк. Надменный и эгоистичный, но в глубине души благородный и в доску положительный. Можно ли представить на его месте другого актера?
А ведь Старк мог получиться совсем иным. Поскольку изначально на эту роль рассматривался куда более благонадежный кандидат – наш герой Том Круз. Он был весьма заинтересован в ней и планировал также исполнить продюсерские обязанности. Подобную активность Том проявлял еще в конце 1990-х, примерно тогда же, когда к роли Железного Человека подступался Николас Кейдж. Но Дауни-мл. так блестяще проявил себя на пробах, что режиссер Джон Фавро не устоял. Темное прошлое Роберта, по его мнению, должно было придать характеру персонажа дополнительную остроту. Круз, впрочем, не расстроился. Абсолютного творческого контроля ему все равно не предлагали, вот он и заявил, что просто не был готов к такому карьерному повороту.
Самый неожиданный фильм Дэвида Финчера – не «Чужой 3» и даже не «Манк». А изысканная мелодрама по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, герой которого родился стариком, а умер младенцем. Права на экранизацию «Загадочной истории Бенджамина Баттона» еще в 1980-х приобрела студия Universal, а режиссировать картину собирался Стивен Спилберг. К тому моменту, как мы помним, он уже познакомился с Томом Крузом. И раз с «Человеком дождя» у Стивена не срослось, он решил, что вот теперь-то точно снимет замечательный фильм со своим товарищем. На протяжении года это стремление Спилберга не покидало. Круз же ездил к нему в гости и участвовал в читках сценария.
Но Кэтлин Кеннеди, прикрепленная к ленте в качестве продюсера, параллельно работала еще над двумя проектами – «Парком Юрского периода» и «Списком Шиндлера». И Спилберг в итоге отдал предпочтение именно им. После его ухода «Загадочная история» лишилась и Тома Круза. А затем сценарий оказался на столе у Дэвида Финчера, уже снявшего свои лучшие картины («Бойцовский клуб», «Семь», «Зодиак») и потому вызывавшего максимальное доверие у воротил кинобизнеса. Финчер нашел историю трогательной, красивой, глубоко философской и загорелся желанием перенести ее на экран. А для этого заручился доверием Брэда «Тайлера Дердена» Питта, который и стал Бенджамином, единственным и неповторимым.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…