В кинотеатры врываются Тиль Швайгер, Лив Тайлер, Хаяо Миядзаки и Виктор Цой.
О сериальных и полнометражных новинках июня мы вам уже рассказали. Теперь же пробил час узнать, какие классические фильмы из далекого и недавнего прошлого окажутся на больших экранах в первом месяце лета. В меню – сплошь культовые нетленки отечественного и зарубежного производства, многими из которых можно впервые насладиться в кино.
«Достучаться до небес» (1997)
В 1973 году Боб Дилан написал проникновенную балладу Knockin’ on Heaven’s Door, которая сперва прозвучала в вестерне «Пэт Гэрретт и Билли Кид», а потом, как говорится, ушла в народ. Кто только ее не перепевал, кто только не использовал в фильмах. А в 1997-м режиссер Томас Ян вообще вынес ее в название своей дебютной полнометражной работы, которую сняли за месяц с бюджетом в $2 млн и малоизвестными тогда артистами Тилем Швайгером и Яном Йозефом Лиферсом.
Никто из них не догадывался, что трагикомедия о смертельно больных мужчинах, мечтающих напоследок увидеть море, намертво врежется в память зрителей нескольких поколений. В том числе – россиян, которые затирали ленту до дыр на видеокассетах. Это и лихая криминальная история, где нашлось место дерзкому ограблению, погоням и перестрелкам. И рассказ о крепкой мужской дружбе – в прямом смысле до гроба. И универсальное предостережение для людей всех возрастов: не надо бояться. Как бы ни казалось, что дни твои сочтены и солнце над тобой больше никогда не взойдет. Смерть стоит того, чтобы жить. Эта простая мудрость по-прежнему неоспорима даже 25 лет спустя – после пяти, десяти, сотни просмотров.
С 9 июня
«Виридиана» (1961)
Жемчужина творчества великого сюрреалиста Луиса Бунюэля, завоевавшая в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». В 1936 году Бунюэль покинул родную Испанию, где вспыхнула Гражданская война, метался между США, Францией и Мексикой и за следующие 20 лет снял около 20 фильмов. А затем вернулся на родину и потряс консервативное католическое общество провокационной драмой «Виридиана» о молодой послушнице в исполнении обворожительной Сильвии Пиналь. Она собиралась постричься в монахини, но на беду согласилась навестить дядюшку Хайме (Фернандо Рей). Который, увидев в Виридиане копию покойной жены, решил помешать ее благим намерениям.
История, как известно, циклична. И когда в 2020 году эротический триллер Пола Верховена «Искушение», где тоже фигурировали монахини, довел каннскую публику до белого каления, многие вспомнили о «Виридиане». Сегодня-то, понятно, фильм считается общепризнанной классикой, однако на заре 1960-х его сочли кощунственной похабщиной. Правительство Франсиско Франко пыталось отозвать «Виридиану» с фестиваля, но потерпело фиаско. Тогда испанские власти задумали похитить и сжечь копию фильма. Спасти его удалось лишь благодаря Сильвии Пиналь, которая своевременно направила единственную копию в Мексику. Но до 1976 года, когда диктаторский режим Франко пал, испанцы «Виридиану» так и не увидели. Зато теперь этот драгоценный шанс есть у вас.
С 9 июня
«Ветер крепчает» (2013)
Еще в 2016 году японский гений Хаяо Миядзаки начал работу над экранизацией романа «Как ты живешь?» о 15-летнем школьнике по кличке Коперу (в честь астронома Николая Коперника). Она, вероятно, станет творческим завещанием классика, но ни одному пророку неведомо, когда мы сможем ее увидеть. Пока в прокат выходит последняя на данный момент картина Миядзаки – нечеловечески красивый «Ветер крепчает». Где вы не встретите невообразимых фантастических созданий, зато узнаете о реально существовавшем авиаконструкторе Дзиро Хорикоси. Он с детства грезил самолетами, но его мечты не выдержали столкновения с суровой действительностью.
Многие детали здесь автобиографичны для Миядзаки. Его отец возглавлял фабрику по изготовлению деталей истребителей, и с тех пор как маленький Хаяо впервые переступил ее порог, тема полетов во сне и наяву преследовала его всю жизнь. Что, разумеется, отражалось и в шедеврах Миядзаки – «Небесном замке Лапута» (1986), «Ведьминой службе доставки» (1989), «Унесенных призраками» (2001) и «Порко Россо» (1992), где свиноподобный герой бороздил небесные просторы. Но именно в «Ветре» эта страсть Хаяо по-настоящему расправляет крылья и взмывает под облака – нам же остается любоваться этим с земли, из бархатной темноты кинозалов.
С 15 июня
«Тайна третьей планеты» (1981)
Замечательный фантаст Кир Булычев создал целый цикл произведений о школьнице Алисе Селезневой, 12-летней москвичке из будущего (конца XXI века, если точнее). Первое из них, «Девочка, с которой ничего не случится», вышло в 1965 году. В 1981-м же Алиса перенеслась на экран: «Тайна третьей планеты» Романа Качанова основывалась на «Путешествии Алисы» и рассказывала о занятной экспедиции. Алиса, ее папа профессор Селезнев и капитан Зеленый отправились на поиски экзотических животных для Московского космического зоопарка – вроде птицы Говоруна, которая отличается умом и сообразительностью.
Этот выдающийся, невероятно изобретательный, потешный и душевный мультик зрители постарше наверняка смотрели в детстве. А вот их чада, небось, и не в курсе, кто такой Громозека, какое место в Солнечной системе занимает планета Шелезяка и почему 400 капель валерьянки и салат – беспроигрышное сочетание. Что ж, срочно исправляйтесь и ловите момент, пока классикой советской фантастики можно насладиться на больших экранах. Ну а там, глядишь, и до «Гостьи из будущего» доберетесь. Только это уже в домашней обстановке, на диване да перед телевизором.
С 16 июня
«Асса» (1987)
Поколенческий манифест и гимн перестройки в отреставрированном виде врывается в прокат в честь 60-летия Виктора Цоя. На экране рокер появился лишь в эпилоге, в своеобразном камео, но именно страстное исполнение «Перемен!» стало визитной карточкой фильма. А ведь до начала съемок режиссер Сергей Соловьев не был знаком с творчеством группы «Кино»: он просто попросил студентов своей мастерской во ВГИКе привести модных в то время музыкантов. И Рашид Нугманов, который на следующий год снимет культовую «Иглу», представил Соловьеву Цоя. Так родилась легендарная сцена легендарного фильма, оглушительно прогремевшего на весь Советский Союз: в первый год его посмотрели 28 млн человек.
Хиты Цоя до сих пор звучат абсолютно на всех тусовках, едва в чьих-то руках появляется гитара. Вот и «Асса» сохранит актуальность во все времена, пока молодые люди будут влюбляться, ощущая в смехе, слезах и пульсации вен свежее дыхание завтрашнего дня, а противные взрослые вроде криминального авторитета Крымова будут наступать на горло их песне. Та эпоха безвозвратно канула в Лету, но даже вне контекста «Асса» осталась бодрящей, как пощечина, дерзкой, как метко брошенное сленговое словцо, и необыкновенно юной – как все лучшие работы Соловьева.
С 16 июня
«Фанни и Александр» (1982)
В отдельном материале мы доходчиво объяснили, с чего стоит начинать знакомство с творчеством Ингмара Бергмана, чтобы его полюбить. И если вы уже скоротали несколько вечеров с «Улыбками летней ночи», «Летней игрой» и «Земляничной поляной», недавно также появившейся на российских экранах, самое время переключиться на более серьезный проект. Грандиозную семейную сагу «Фанни и Александр» многие считают вершиной творчества шведского классика, какому бы варианту вы ни отдали предпочтение: полному телевизионному (312 минут) или с муками для Бергмана сокращенному для проката (188 минут). В честь 40-летия шедевра в наших кинотеатрах покажут вторую версию, но ничто не мешает вам вслед за ней посмотреть и расширенную.
Стремительно взрослеющий мальчик Александр – отчасти альтер эго самого Бергмана, который после завершения работы над фильмом поначалу планировал уйти на пенсию. Но это не какая-то сентиментальная ностальгическая зарисовка о том, что раньше деревья были большими, а глубокое многослойное полотно об отношениях поколений, зыбкой грани меж реальным и ирреальным, о вере, смерти, крушении детских идеалов и поиске новых – вопреки царящей вокруг несправедливости… И не переживайте из-за хронометража: что длинная, что короткая версия пролетают на одном дыхании. В компании захватывающего киноромана по-другому никак.
С 23 июня
«Ускользающая красота» (1995)
Лето еще только вступает в свои права. Но если вам уже грустно при мысли о том, что когда-нибудь ему придет конец, – эта меланхоличная мелодрама классика Бернардо Бертолуччи точно для вас. Не подумайте плохого, ничего унылого или депрессивного здесь нет и в помине. Наоборот – по-эльфийски прекрасная Лив Тайлер купается в бассейне, собирает цветы, подставляет румяные щечки ласковым лучам итальянского солнца, мечтает расстаться с невинностью – и одновременно страшится того момента, когда взрослая жизнь, жизнь полноценной женщины, придет на смену блаженному легкомыслию неопытной девушки.
Как и Луис Бунюэль, Бертолуччи снял свой фильм на родине, куда вернулся после долгого отсутствия. В 1981 году он сбежал из Италии, решив, что страна окончательно погрязла в коррупции и неконтролируемом насилии (в мае турецкий экстремист совершил покушение на папу римского). Но спустя полтора десятилетия приехал обратно – уже фактически как иностранец, подобно американке Люси из «Ускользающей красоты», которой зеленые холмы Тосканы в диковинку. И окинул Италию взглядом не зрелого 54-летнего мужчины, а молодого человека с горящими глазами, страстно желающего любить, пить и петь.
С 30 июня
Комментарии