Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Мультфильмы Хаяо Миядзаки, которые вы еще не видели

Мультфильмы Хаяо Миядзаки, которые вы еще не видели

5 января 2023 /
Мультфильмы Хаяо Миядзаки, которые вы еще не видели

Предлагаем взглянуть на менее известные, но не менее примечательные работы гения японской анимации.

На счету знаменитого аниматора немало заслуг: его «Унесенные призраками» признаны мировой классикой и долгие годы удерживали звание самого кассового аниме в истории (в 2016-м их обошло «Твое имя» Макото Синкая), а в 2014-м он получил почетного «Оскара» за вклад в анимацию. И тем не менее для многих он так и остается автором «Унесенных призраками», «Ходячего замка» и «Моего соседа Тоторо». Сейчас Миядзаки трудится над полнометражным мультфильмом «Как поживаешь?» и обещает показать его зрителям этим летом. 

«Люпен III» (1971–1972)

Первой серьезной работой Хаяо Миядзаки стала многосерийная адаптация манги «Люпен III» про внука знаменитого «джентльмена-грабителя» Арсена Люпена из романов Мориса Леблана. Родственника придумал Кадзухико Като, более известный как Monkey Punch, и его манга «Люпен» была взрослым произведением. Режиссером аниме изначально назначили Масааки Осуми, который четко придерживался мрачной тональности оригинала и тщательно переносил из него интриги, насилие и эротизм.

На просмотрах это сказалось катастрофически: в начале 1970-х в Японии никто и представить не мог, что анимация может быть ориентирована не на детей. Осуми тем не менее следовал правилам сэйнэна (аниме и манга, чья целевая аудитория – мужчины от 18 до 45 лет), за что его в итоге заменили. Так Миядзаки и его друг и коллега Исао Такахата стали новыми авторами экранизации. В их версии Люпен – веселый пройдоха, способный быть не только коварным, но и добрым, и верным. Именно эта версия Люпена полюбилась зрителям.

«Панда большая и маленькая» (1972–1973)

Если в «Люпене» Миядзаки занял позицию режиссера, то в короткометражной дилогии «Панда большая и маленькая» он показал себя как сценарист (постановкой занялся Такахата). Идея мультфильма родилась из попытки экранизировать книгу Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Договориться со сказочницей не вышло, но наработки стали основой другого мультфильма, в котором сирота Мимико неожиданно становится приемной дочкой папы-панды – большого добродушного медведя, привлеченного бамбуковой рощей у дома девочки.

«Панда…» – добрый и простой мультфильм, в котором легко проследить прототипы героев будущего «Тоторо»: у папы-панды комплекция, повадки и фирменная улыбка добродушного лесного соседа, а Мимико, главная героиня, хоть и списана с Пеппи, но дала жизнь Мэй, младшей девочке из «Моего соседа Тоторо». Потоп из второй части мультфильма позже появится в «Рыбке Поньо на утесе», а поезд, едущий по затопленным рельсам, можно увидеть в «Унесенных призраками».

«Люпен III: Замок Калиостро» (1979)

Хаяо Миядзаки вернулся к Люпену в 1979-м, сняв первый полнометражный мультфильм в качестве режиссера. Аниматор продолжил идеи сериала: местный Люпен добр, старается помогать попавшим в беду и не лезет под каждую юбку. Вместе с подельниками он отправляется в графство Калиостро в поисках источника фальшивых купюр. Оказавшись на месте, вор-джентльмен случайно спасает принцессу Клариссу, – и дело принимает более личный оборот. Люпен не способен устоять перед красоткой, попавшей в беду.

О влиянии «Замка Калиостро» сказано столько, что добавлять еще кажется делом попросту неблагодарным. Мультфильмом вдохновлялись Стивен Спилберг и Джордж Лукас, а бывшему пиксаровскому аниматору Джону Лассетеру он помог определиться с профессией.

«Навсикая из Долины ветров» (1984)

«Навсикая» родилась как манга самого Миядзаки. После выхода «Замка Калиостро» молодому аниматору предложили создать мангу. Не имея работы в анимации, он согласился, выразив на бумаге любовь к полетам и научной фантастике, а также политические и социальные взгляды. Уже здесь можно увидеть мощный пацифистский посыл и экологическую тематику: экологическая катастрофа в бухте Минамата вдохновила его на создание загрязненного мира в манге.

Манга выходила с 1982 по 1994 год, а аниме появилось спустя два года после старта серии. Сюжет претерпел изменения: он стал куда проще, но не растерял основных идей и особого шарма. Как и во многих последующих «взрослых» историях автора, «Навсикая» лишена типичного деления на героев и злодеев, а бороться приходится не c негодяями, а против алчности и зависти. Сама Навсикая при этом активно ищет способ познать природу, которая большинству кажется лишь источником проблем — тема позже перекочует в более известную «Принцессу Мононоке».

«Шепот сердца» (1995)

Еще одна работа, в которой Хаяо Миядзаки выступил в качестве сценариста. В основу аниме Ёсифуми Кондо легла манга Аой Хиираги о первой любви между подростками, которые обожают одни и те же книги. Типичная история взросления: центральный дуэт проходит несколько стадий в отношениях, но сюжет куда больше сосредоточен на поисках их призвания в жизни.

Девочка Сидзуку мечтает стать писательницей, а Сэйдзи – скрипичным мастером, но оба испытывают определенные сомнения в избранном пути. Но сердце всегда подсказывает верную дорогу. «Шепот сердца» примечателен сразу по нескольким причинам: это первый мультфильм студии Ghibli, снятый не Миядзаки или Такахатой и получивший при этом кинотеатральный релиз, а также первый, удостоившийся спин-оффа («Возвращение кота»). Студия возлагала большие надежды на Кондо, но аниматор скоропостижно скончался в 1998 году, не успев снять других работ.

«Рыбка Поньо на утесе» (2008)

Взяв за основу сказку Андерсена «Русалочка», Миядзаки изменил ее до неузнаваемости. В версии аниматора это история отношений мальчика Сосукэ и рыбки Поньо, которые случайно встретились и с первых же минут почувствовали особую связь – даром, что оба не могут разговаривать. Зато Поньо осознала, что больше всего на свете хочет стать человеком.

«Поньо» хоть и ориентирована в первую очередь на более детскую аудиторию, но не становится от этого скучнее. Мультфильм отличается изобретательным визуалом, интересными решениями и по-настоящему теплой атмосферой. А герои, как основные, так и второстепенные, с легкостью влюбляют в себя с первых минут. Кстати, Сосукэ списан с сына Хаяо Миядзаки, Горо, который также стал аниматором и снимает мультфильмы на студии отца.

«Со склонов Кокурико» (2011)

Первый мультфильм, созданный дуэтом отца и сына Миядзаки. Горо выступил режиссером, а Хаяо адаптировал одноименную мангу Тэцуро Саямы и Тидзуру Такахаси. Второй фильм Миядзаки-младшего вышел в разы удачнее дебютного – не в последнюю очередь благодаря проработанному сценарию.

Сюжет рассказывает о событиях 1963 года. Главная героиня прилежно учится в школе и ежедневно вывешивает сигнальные флажки в память о погибшем на Корейской войне отце. Однажды девушку втягивают в защиту ветхого школьного клуба, который хотят снести. Борьба обретает политический налет, а в ее ходе к тому же рождаются чувства, проливающие свет на прошлое погибшего отца. Теплая и легкая история о подростках оставляет приятное послевкусие и надолго оседает в сердце даже без сказочных элементов, присущих мастеру.

«Ветер крепчает» (2013)

Последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм Миядзаки отклоняется от привычного вектора. Вместо семейной истории со сказочными элементами зрители увидели почти биографический фильм о создателе знаменитого японского истребителя Mitsubishi A6m Zero Дзиро Хорикоси. Человек, всю жизнь мечтавший о небе, но неспособный стать летчиком из-за близорукости, становится конструктором прекрасных машин, несущих смерть. И хотя биографию героя Миядзаки позаимствовал у писателя Тацуо Хори, все ключевые моменты создания истребителя перенесены с максимальной точностью.

Несмотря на, казалось бы, милитаристический посыл, «Ветер крепчает» традиционно создан с антивоенной позиции. Миядзаки подчеркивал в различных интервью, что на создание истории его вдохновила фраза самого Хорикоси: «Все, что я хотел – это делать что-то прекрасное». Увы, эти попытки привели к катастрофе, несмотря на то, что никакой чудовищной цели конструктор не преследовал. Личная трагедия героя проходит на фоне трагедии общенациональной, и счастливого конца здесь ждать не стоит. Война – страшная штука даже в изображении Миядзаки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: