На пресс-показе своего дебютного фильма «Хардкор» Илья Найшуллер уверенно заявлял, что всегда был режиссером – еще до того, как начал снимать. Пять лет спустя, на показе второго фильма – голливудского ураганного экшена «Никто» – он приехал пораньше, чтобы впервые посмотреть фильм со зрителями. Найшуллер – человек-оркестр, популярность заработал сразу как режиссер, продюсер и музыкант. «КиноРепортер» разбирается, кто он такой на самом деле.
В первую очередь Илья Найшуллер стал известен как вокалист группы Biting Elbows – коллектив выступал на разогреве Guns n’ Roses и Placebo. В начале четверка играла панк и инди-рок, однако в новом альбоме, над которым музыканты работали несколько лет, заметна совсем другая тональность, а звук ушел в электро с налетом синти-попа (но панк тоже остался). Впрочем, смысловая и эмоциональная составляющие остались такими же яркими, а в текстах по-прежнему прослеживается микс из иронии, эрудиции и креатива.
Из-за нагрузки и работы на других проектах к музыке Найшуллер в последнее время обращается нечасто. Последний клип группы (их режиссером часто становится сам Илья) вышел летом 2019 года. Однако этой зимой проходили съемки нового – или даже новых. Детали и дата премьеры пока неизвестны.
Со временем Илья Найшуллер ушел в продюсирование, причем сужать специализацию изначально не захотел. На его счету, помимо собственного «Хардкора», кассовый хит Алексея Нужного «Я худею» и режиссерский дебют супруги Даши Чаруши «Марафон желаний». Дальше – больше: сам постановщик говорит, что ему хочется тратить время на классные проекты, а с точки зрения продюсера ему нет нужды надолго погружаться в материал и контролировать абсолютно все процессы на площадке.
Именно после выхода клипа Bad Motherfucker, снятого от первого лица, на Найшуллера обратили внимание. Ключевым стал интерес Тимура Бекмамбетова, в итоге спродюсировавшего полнометражный дебют музыканта. Несмотря на то что съемки сильно затянулись, а сам фильм не стал кассовым хитом (хотя и не провалился), на молодого постановщика обратили внимание по всему миру. У русских уважение вызвало то, что Илья сумел добыть в фильм Тима Рота и Шарлто Копли, плюсов к репутации добавили и хвалебные реплики от Хидео Кодзимы и Weekend’a. Последнему режиссер снял ураганный клип со стрельбой – тоже от первого лица.
Позднее Найшуллер признавался, что ему поступали предложения о работе и от других известных людей, но он отклонял их, поскольку чувствовал, что ему такой формат уже не интересен. Впрочем, наотрез отказываться от съемок клипов Илья не стал: продуктивные отношения связывают его с лидером «Ленинграда». Самый первый совместный ролик – «Кольщик» – взял парочку международных призов.
Одна из причин, по которой его проекты нравятся публике, заключается в том, что он создает их для зрителя. «Хардкор» он делал для себя 15-летнего, а «Никто» снимал, чтобы было на какой боевик сходить в кино с отцом. По этой же причине Илья может получить ярлык по-настоящему народного режиссера, который самостоятельно пробил себе дорогу в Голливуд. Это вдохновляет – ровно так же, как и его умение общаться с публикой: Найшуллер умеет дистанцироваться, но его открытости и искренности можно только позавидовать.
Наученный горьким опытом, Найшуллер предпочитает не рассказывать о своих планах. Подобным образом с его дебютного проекта едва не слетел Шарлто Копли (актера уговорил передумать Джордж Клуни), под угрозой срыва в какой-то момент оказался «Никто», а режиссерское кресло «Караморы» о вампирах при семье Романовых в итоге занял Данила Козловский. Еще одним несостоявшимся проектом стал боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению», который для Netflix спродюсировали братья Руссо.
Даже после того, как «Никто» был снят и попал на монтажный стол, Илья обрывал все вопросы о сюжете фильма, предлагая дождаться первого трейлера. Эта скрытность, впрочем, не призвана повысить градус ожидания к проекту, а скорее похожа на здравый смысл. При этом о некоторых проектах, в том числе и сценарных, Илья рассказывает. Так, у него есть планы на «большую шпионскую драму», которую сейчас «читают в разных студиях».
Отсутствие высшего образования (Илья бросил Институт телевидения и радиовещания ради работы на «Мосфильме» и не окончил университет Нью-Йорка) не помешало Найшуллеру прославиться по обе стороны океана. Он со спокойствием человека, уверенного в своих силах, говорит о собственном креативном видении, а новыми проектами продолжает прокачивать режиссерские навыки и доказывать, что талантом он не обделен.
А вот в актерскую профессию Найшуллер старается не лезть. Так было в «Хардкоре», будет и в «Никто». По словам Ильи, он сам хотел выполнить трюк, связанный с появлением своего персонажа в кадре, но, посмотрев на то, как это делает профессиональный каскадер, резко передумал.
Еще одна важная деталь – раньше Илья Найшуллер проводил за играми большую часть свободного времени. Он и сейчас не против просидеть несколько часов за экраном, так что в форму зависимости эта его страсть не переросла. С другой стороны, сложно сказать, каким бы был снятый в формате шутера «Хардкор», если бы его создатель не проводил бессонные ночи за тем же Counter-Strike. Кроме того, понимание того, как работают определенные вещи, явно помогает ему ориентироваться на поле экшен-триллеров и боевиков – не менее зрелищном, чем компьютерные сражения.
Несколько лет жизни Илья Найшуллер провел в Англии, где в таком совершенстве овладел английским языком, что начал забывать родной. Вернувшись обратно, русский он подтянул, но привычка думать на другом языке осталась и впоследствии сильно облегчила будущему постановщику жизнь – начиная с подработки переводчиком на съемках и заканчивая развитием международной карьеры.
В интервью Илья иногда рассказывает о разнице между ожиданием и реальностью, когда голливудские продюсеры ждут русского, который, по их мнению, не сможет связать по-английски и двух слов, а в комнату заходит человек, прекрасно знающий разницу в менталитете русских, англичан и американцев.
Но несмотря на все открывшиеся возможности, жить Найшуллер предпочитает в Москве, вылетая за рубеж по работе. Кроме того, в планах постановщика съемки масштабного проекта в России с большими зарубежными звездами. Подход максимально практичный: фильм, снятый на английском языке, с большей вероятностью покажут по всему миру, а голливудские имена помогут с продвижением.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…