Несколько лет назад корейский кинематограф здорово встряхнуло. Встряхнуло в самом что ни на есть положительным смысле: в 2017 году в местный прокат вышел боевик «Криминальный город», во всех отношениях ставший громким событием. Он не только побил пачку кассовых рекордов, но и запустил амбициозную полицейскую франшизу. Хотя, казалось бы, амбициозные полицейские франшизы – прежде всего американского образца – давно приказали долго жить.
Российским зрителям три части «Криминального города» тоже должны быть знакомы: и на больших экранах они побывали, и в онлайн-кинотеатрах пристанище обрели. Вот мы и решили поведать, как эта хитовая серия вообще зародилась, чем так пленила публику и какие перспективы для нее маячат на горизонте. Спойлер: на пенсию бравый страж порядка Ма Сок-то явно не собирается!
Главный герой франшизы «Криминальный город» – невероятно суровый и крутой коп Ма Сок-то, которого играет невероятно суровый и крутой актер Ма Дон-сок. Проживает этот Ма Сок-то в Сеуле, где постоянно бузят криминальные элементы. В первой части на улицах вспыхнула настоящая война банд, развязанная гангстерами из Китая. Во втором фильме Ма Сок-то укатил во Вьетнам для экстрадиции одного отморозка и узнал о существовании зловещего заговора, связанного с похищением туристов-богачей. Ну а в третьей картине свистопляска завертелась из-за торговли запрещенным веществом под названием хайпер и козней оборотня в погонах, просочившегося в ряды доблестной сеульской полиции.
«Криминальный город» номер один был основан на реальных событиях – в 2007-м действительно имели место аналогичные бандитские разборки. Чем дальше, правда, тем сильнее сюжет отдалялся от реальности. Да и сам Ма Сок-то – лицо вымышленное. Ма Дон-сок придумал его на пару с товарищем, режиссером Кан Юн-соном, который и снял первый фильм. Работа над ним кипела четыре года. Ма Дон-сок плотно общался с полицейскими, а те охотно делились с ним своим опытом борьбы с преступными группировками. До релиза «Криминального города» Кан Юн-сон создал лишь несколько короткометражек и музыкальный док о корейском гитаристе Щин Джун-хене, после чего забросил кино и увез семью в Испанию. Там-то он и узнал, что их с Ма Дон-соком проект получил финансирование.
Первая лента серии стала полнометражным дебютом Кан Юн-сона. Точно такой же пробой пера вторая картина оказалась для его помощника Ли Сан-ена – позднее он снимет и третью часть. Поразительно, конечно, с каким задором и мастерством постановщики без особого опыта ухитрились с нуля запустить столь лихую франшизу, которая не претендует на звание высокого искусства, но дарит куда более ребяческое, незамутненное удовольствие, чем выхолощенный «Джон Уик» или морщинистые «Неудержимые».
Лицо любой франшизы – ее центральный герой. «Криминальному городу» со своим героем жутко повезло: такого колоритного дядьки, как Ма Дон-сок, во всем корейском кино не сыскать. Актер, боксер, армрестлер, персональный тренер звезд UFC Марка Коулмана с Кевином Рэндлманом и фанат «Рокки» (ну еще бы), к моменту выхода «Криминального города» он снялся в шести десятках картин и сериалов. Всемирную известность, правда, Ма Дон-сок завоевал только в 2016-м, когда зомби-расколбас «Поезд в Пусан» стал событием международного масштаба. С тех пор в Пусане побывало немало киногероев (частенько по прихоти прокатчиков), а Ма Дон-сок успел дебютировать в Голливуде как Гильгамеш из «Вечных» и стать гарантом кассовой прибыли. Как минимум у себя на родине.
О деньгах мы чуть позже поговорим. А пока отметим, как шикарно артист вжился в образ Ма Сок-то, который, подобно прочим жестким копам, не гнушается любыми методами, дабы вывести злоумышленников на чистую воду. В погоне за очередным негодяем он сеет вокруг разрушения и хаос, а простые граждане нередко принимают его за бандита (в третьем «Криминальном городе» эта шутка повторяется несколько раз с неизменным успехом). Победить Ма Сок-то в бою практически невозможно. Более того, к тому же третьему фильму он обрел поистине супергеройскую способность устранять супостатов одним ударом чугунного кулака, чем и пользуется радостно зрителям на потеху.
Все ленты в рамках «Криминального города» напичканы драками, но отношения здесь выясняют преимущественно врукопашную, без перестрелок и пресловутого ультранасилия, которым славится корейский кинематограф. «Ненавижу сцены с кровищей, – признавался Ма Дон-сок. – Мне нравится сочетание экшена и комичности. Поэтому не хотелось, чтобы на экране количество жестоких эпизодов зашкаливало». Иными словами, в «Криминальном городе» часто бьют друг другу морды, но делают это весело и задорно, в духе чуть ли не индийских боевиков: Ма Дон-соку вообще давно пора в Болливуд (неудивительно, что «Криминальный город» еще в 2021-м обзавелся местным ремейком под названием «Радхе»).
Ма Дон-сок, кстати, не только кулаками махать горазд. В промежутках между «Криминальными городами» он мелькает в комедиях и мелодрамах, а то и вовсе блистает в рекламе разных брендов. Вот, например, полюбуйтесь брутальнейшей звездой в розовом фартучке в роли владельца магазина косметических средств, который легко мог бы использоваться как декорация для «Барби». Да, если наткнетесь где-нибудь на упоминание актера по имени Дон Ли – не удивляйтесь: это тоже Ма Дон-сок, пытающийся спрятаться под псевдонимом, который он взял для съемок в Штатах (в тех же «Вечных», скажем).
Теперь же давайте займемся тем, что многие почему-то так любят: посчитаем денежки в чужих карманах. В частности, в карманах создателей франшизы «Криминальный город». Фильм, открывший ее в 2017-м, обошелся в смешные по голливудским меркам $3,6 млн, а заработал около $53 млн. Это четвертый в Южной Корее результат за год (вершину пьедестала занял классный «Таксист» с бенефисом Сон Кан-хо) и третий – среди лент с рейтингом R за всю историю корейского кино. Не слабо для проекта, которому еще только предстояло покорить зрительские сердца.
«Криминальный город 2» вышел пять лет спустя, стоил уже $9,5 млн, но и собрал вдвое больше предшественника – $101 млн. Он стартовал в прокате внушительнее других корейских лент 2022-го и вообще знатно встряхнул кинотеатры, на пандемии впавшие в летаргический сон. За пять дней Ма Дон-соком полюбовались 3 млн человек – лучший показатель со времен «Паразитов» (2019). Через 25 дней число зрителей превысило 10 млн, что в последний раз также удавалось «Паразитам». В итоге боевик собрал даже более солидную аудиторию, чем «Поезд в Пусан», и стал самым кассовым корейским фильмом года. А в мировом прокате занял 41-е место, опередив «Фабельманов», «Банши Инишерина», «Кита», «Тар», «Падение Луны» и «Скорую» с Джейком Джилленхолом.
Очевидно, что во время затянувшейся паузы между релизом первой и второй картин народ соскучился по грубым шуточкам и боксерским приемчикам корейского Грязного Гарри. Поэтому третья часть с подзаголовком «Разборки в Пусане» (естественно, без Пусана в сюжете) вышла уже в 2023-м и тоже недурно выступила — $83,4 млн сборов при бюджете $10,2 млн. На домашней арене впереди только «Аватар: Путь воды» ($108 млн). В мире же «Криминальный город 3» на 43-й строчке – выше хита Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» и «Города астероидов» Уэса Андерсона. Да, результаты чуть менее впечатляющие, чем у предыдущего «Города», но Ма Дон-сок и компания в любом случае не сдают позиции.
Секрет популярности «Криминального города» прост как два прихлопа. В этой простоте он, собственно, и заключается. Сейчас авторы экшен-картин пытаются перещеголять друг друга в постановке боевых сцен (горячо ожидаем Havoc с Томом Харди), экспериментируя с хореографией, возможностями артистов и самим киноязыком. Недаром, например, гуру боевиков Джон Ву сделал свое свежее творение полностью немым. Создатели «Криминального города» на этот счет вообще не заморачиваются и предоставляют героям мутузить друг друга без особого изящества, зато старательно и так узнаваемо, точно ты выглянул из окна и увидел во дворе пару мужиков, решивших по пьяни выяснить отношения. А один из них внезапно оказался звездой ММА в отставке.
Конечно, за внешней грубостью и неказистостью драк кроются упорные репетиции, бессчетные запоротые дубли и прилежание ведущих актеров. Но эффект они вызывают максимально расслабляющий, будто вечерком включил с хмельными друзьями реслинг-шоу или пересмотрел старый добрый боевичок 1980-х. В этой олдскульности, ностальгичности главная фишка «Криминального города», что роднит его с недавним (тоже ламповым) сериалом «Ричер». Ма Сок-то кажется пришельцем из той славной эпохи, когда звезды боевиков были по-настоящему неудержимы, а жанр полицейского комедийного экшена расцветал пышным цветом.
Попытки реанимировать «Полицейского из Беверли-Хиллз» или «Смертельное оружие» в 2023 году вызывают скорее тревогу, чем предвкушение. Провалы последних «Терминатора», «Матрицы», «Крепкого орешка» намекают, что даже сверхчеловек должен вовремя уйти на покой. К тому же зачем воскрешать персонажей далекого прошлого, когда здесь и сейчас есть такой расчудесный Ма Сок-то, который в разгар потасовки умудряется выглядеть не опасным законником, а сердитым батей. Ну как можно бояться мужчины, который, прежде чем начистить гаду физиономию, изрекает: «Дай татушки почешу!»
В «Криминальном городе 3» это сочетание энергичности и комичности достигло апогея, позволяя закрыть глаза на очевидные сюжетные повороты и слишком уж игрушечных болванчиков, которых Ма Сок-то элементарно расшвыривает, словно кегли в боулинге. С одной стороны, у франшизы уже сформировалась солидная фан-база, и поклонники могут обидеться, если суперкоп станет более уязвимым, чем раньше. С другой – достойный мегазлодей ему бы тоже не помешал. Все, впрочем, еще возможно: будущее «Криминального города» расписано на годы вперед, и там уж Ма Сок-то наверняка с мощными противниками схлестнется.
Да-да, глаза вас не подвели. Ма Дон-сок как главная движущая сила франшизы изначально намеревался сделать ее серией из восьми фильмов. А поскольку кассовые результаты первых частей оправдали самые смелые ожидания, теперь нет нужды пересматривать концепцию и сокращать продолжительность эпопеи.
Ма Дон-сок открыто сравнивает ее с «Форсажем» и рапортует о получении зеленого света не только на те самые восемь фильмов, но и на два бонусных спин-оффа. Франшиза, дескать, должна расширяться, цвести и пахнуть. Уникальные амбиции для нынешнего кино, когда студии стараются минимизировать риски, а звезды вроде Тома Круза и Харрисона Форда перестали служить безотказными магнитами для публики. Ма Дон-сока тем временем уважительно называют «корейским Дуэйном Джонсоном», хотя сам он от этого ярлыка всячески открещивается.
«Дуэйн Джонсон не только намного выше и красивее меня – он еще и боец потрясающий, и актер великолепный. Я его большой фанат. Несколько лет назад мне даже удалось с ним поздороваться на «Комик-Коне». Так что те, кто считает меня «корейским Дуэйном Джонсоном», отвешивают мне щедрый комплимент. В реальности же я просто Дон Ли», – застенчиво говорит Ма Дон-сок.
Производство четвертой картины с многообещающим словом Punishment в названии стартовало еще до выхода «Разборок в Пусане». На сей раз неутомимый Ма Сок-то бросит вызов синдикату, связанному с азартными играми. Роль антагониста закреплена за Ким Му-елем, снимавшимся с Ма Дон-соком в роскошном триллере «Гангстер, коп и дьявол». Забавно, что там Ким Му-ель играл полицейского, а Ма Дон-сок – гангстера. Теперь, стало быть, артисты поменялись местами.
В очередной раз сменился и режиссер: бразды правления съемочной группой принял еще один дебютант Хо Мен-хэн, каскадер с 25-летним стажем и опытный постановщик трюков. Поэтому весьма вероятно, что в «Криминальном городе 4» (ждем релиз в 2024-м) нас ждет более изобретательный мордобой, чем прежде. Но куда важнее, чтобы в погоне за новшествами и барышами «Город» не растерял то потрепанное, хулиганское, чисто уличное обаяние, за которое мы его и полюбили. А Ма Сок-то оставался все тем же ворчливым крепышом, который может обыграть стену в теннис, досчитать до бесконечности дважды, заставить лук плакать и убить ток, сунув два пальца в розетку.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…