Кино

Почему «Криминальный город» – самая амбициозная франшиза современности

Несколько лет назад корейский кинематограф здорово встряхнуло. Встряхнуло в самом что ни на есть положительным смысле: в 2017 году в местный прокат вышел боевик «Криминальный город», во всех отношениях ставший громким событием. Он не только побил пачку кассовых рекордов, но и запустил амбициозную полицейскую франшизу. Хотя, казалось бы, амбициозные полицейские франшизы – прежде всего американского образца – давно приказали долго жить.

Российским зрителям три части «Криминального города» тоже должны быть знакомы: и на больших экранах они побывали, и в онлайн-кинотеатрах пристанище обрели. Вот мы и решили поведать, как эта хитовая серия вообще зародилась, чем так пленила публику и какие перспективы для нее маячат на горизонте. Спойлер: на пенсию бравый страж порядка Ма Сок-то явно не собирается!

Бандитский Сеул

«Криминальный город» (2017)

Главный герой франшизы «Криминальный город» – невероятно суровый и крутой коп Ма Сок-то, которого играет невероятно суровый и крутой актер Ма Дон-сок. Проживает этот Ма Сок-то в Сеуле, где постоянно бузят криминальные элементы. В первой части на улицах вспыхнула настоящая война банд, развязанная гангстерами из Китая. Во втором фильме Ма Сок-то укатил во Вьетнам для экстрадиции одного отморозка и узнал о существовании зловещего заговора, связанного с похищением туристов-богачей. Ну а в третьей картине свистопляска завертелась из-за торговли запрещенным веществом под названием хайпер и козней оборотня в погонах, просочившегося в ряды доблестной сеульской полиции.

«Криминальный город» номер один был основан на реальных событиях – в 2007-м действительно имели место аналогичные бандитские разборки. Чем дальше, правда, тем сильнее сюжет отдалялся от реальности. Да и сам Ма Сок-то – лицо вымышленное. Ма Дон-сок придумал его на пару с товарищем, режиссером Кан Юн-соном, который и снял первый фильм. Работа над ним кипела четыре года. Ма Дон-сок плотно общался с полицейскими, а те охотно делились с ним своим опытом борьбы с преступными группировками. До релиза «Криминального города» Кан Юн-сон создал лишь несколько короткометражек и музыкальный док о корейском гитаристе Щин Джун-хене, после чего забросил кино и увез семью в Испанию. Там-то он и узнал, что их с Ма Дон-соком проект получил финансирование.

Первая лента серии стала полнометражным дебютом Кан Юн-сона. Точно такой же пробой пера вторая картина оказалась для его помощника Ли Сан-ена – позднее он снимет и третью часть. Поразительно, конечно, с каким задором и мастерством постановщики без особого опыта ухитрились с нуля запустить столь лихую франшизу, которая не претендует на звание высокого искусства, но дарит куда более ребяческое, незамутненное удовольствие, чем выхолощенный «Джон Уик» или морщинистые «Неудержимые».

Хороший, плохой, коп

«Криминальный город: Разборки в Пусане» (2023)

Лицо любой франшизы – ее центральный герой. «Криминальному городу» со своим героем жутко повезло: такого колоритного дядьки, как Ма Дон-сок, во всем корейском кино не сыскать. Актер, боксер, армрестлер, персональный тренер звезд UFC Марка Коулмана с Кевином Рэндлманом и фанат «Рокки» (ну еще бы), к моменту выхода «Криминального города» он снялся в шести десятках картин и сериалов. Всемирную известность, правда, Ма Дон-сок завоевал только в 2016-м, когда зомби-расколбас «Поезд в Пусан» стал событием международного масштаба. С тех пор в Пусане побывало немало киногероев (частенько по прихоти прокатчиков), а Ма Дон-сок успел дебютировать в Голливуде как Гильгамеш из «Вечных» и стать гарантом кассовой прибыли. Как минимум у себя на родине.

О деньгах мы чуть позже поговорим. А пока отметим, как шикарно артист вжился в образ Ма Сок-то, который, подобно прочим жестким копам, не гнушается любыми методами, дабы вывести злоумышленников на чистую воду. В погоне за очередным негодяем он сеет вокруг разрушения и хаос, а простые граждане нередко принимают его за бандита (в третьем «Криминальном городе» эта шутка повторяется несколько раз с неизменным успехом). Победить Ма Сок-то в бою практически невозможно. Более того, к тому же третьему фильму он обрел поистине супергеройскую способность устранять супостатов одним ударом чугунного кулака, чем и пользуется радостно зрителям на потеху.

Все ленты в рамках «Криминального города» напичканы драками, но отношения здесь выясняют преимущественно врукопашную, без перестрелок и пресловутого ультранасилия, которым славится корейский кинематограф. «Ненавижу сцены с кровищей, – признавался Ма Дон-сок. – Мне нравится сочетание экшена и комичности. Поэтому не хотелось, чтобы на экране количество жестоких эпизодов зашкаливало». Иными словами, в «Криминальном городе» часто бьют друг другу морды, но делают это весело и задорно, в духе чуть ли не индийских боевиков: Ма Дон-соку вообще давно пора в Болливуд (неудивительно, что «Криминальный город» еще в 2021-м обзавелся местным ремейком под названием «Радхе»).

Ма Дон-сок, кстати, не только кулаками махать горазд. В промежутках между «Криминальными городами» он мелькает в комедиях и мелодрамах, а то и вовсе блистает в рекламе разных брендов. Вот, например, полюбуйтесь брутальнейшей звездой в розовом фартучке в роли владельца магазина косметических средств, который легко мог бы использоваться как декорация для «Барби». Да, если наткнетесь где-нибудь на упоминание актера по имени Дон Ли – не удивляйтесь: это тоже Ма Дон-сок, пытающийся спрятаться под псевдонимом, который он взял для съемок в Штатах (в тех же «Вечных», скажем).

Цвет денег

«Криминальный город» (2017)

Теперь же давайте займемся тем, что многие почему-то так любят: посчитаем денежки в чужих карманах. В частности, в карманах создателей франшизы «Криминальный город». Фильм, открывший ее в 2017-м, обошелся в смешные по голливудским меркам $3,6 млн, а заработал около $53 млн. Это четвертый в Южной Корее результат за год (вершину пьедестала занял классный «Таксист» с бенефисом Сон Кан-хо) и третий – среди лент с рейтингом R за всю историю корейского кино. Не слабо для проекта, которому еще только предстояло покорить зрительские сердца.

«Криминальный город 2» вышел пять лет спустя, стоил уже $9,5 млн, но и собрал вдвое больше предшественника – $101 млн. Он стартовал в прокате внушительнее других корейских лент 2022-го и вообще знатно встряхнул кинотеатры, на пандемии впавшие в летаргический сон. За пять дней Ма Дон-соком полюбовались 3 млн человек – лучший показатель со времен «Паразитов» (2019). Через 25 дней число зрителей превысило 10 млн, что в последний раз также удавалось «Паразитам». В итоге боевик собрал даже более солидную аудиторию, чем «Поезд в Пусан», и стал самым кассовым корейским фильмом года. А в мировом прокате занял 41-е место, опередив «Фабельманов», «Банши Инишерина», «Кита», «Тар», «Падение Луны» и «Скорую» с Джейком Джилленхолом.

Очевидно, что во время затянувшейся паузы между релизом первой и второй картин народ соскучился по грубым шуточкам и боксерским приемчикам корейского Грязного Гарри. Поэтому третья часть с подзаголовком «Разборки в Пусане» (естественно, без Пусана в сюжете) вышла уже в 2023-м и тоже недурно выступила — $83,4 млн сборов при бюджете $10,2 млн. На домашней арене впереди только «Аватар: Путь воды» ($108 млн). В мире же «Криминальный город 3» на 43-й строчке – выше хита Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» и «Города астероидов» Уэса Андерсона. Да, результаты чуть менее впечатляющие, чем у предыдущего «Города», но Ма Дон-сок и компания в любом случае не сдают позиции.

Почему так хорошо?

«Криминальный город» (2017)

Секрет популярности «Криминального города» прост как два прихлопа. В этой простоте он, собственно, и заключается. Сейчас авторы экшен-картин пытаются перещеголять друг друга в постановке боевых сцен (горячо ожидаем Havoc с Томом Харди), экспериментируя с хореографией, возможностями артистов и самим киноязыком. Недаром, например, гуру боевиков Джон Ву сделал свое свежее творение полностью немым. Создатели «Криминального города» на этот счет вообще не заморачиваются и предоставляют героям мутузить друг друга без особого изящества, зато старательно и так узнаваемо, точно ты выглянул из окна и увидел во дворе пару мужиков, решивших по пьяни выяснить отношения. А один из них внезапно оказался звездой ММА в отставке.

Конечно, за внешней грубостью и неказистостью драк кроются упорные репетиции, бессчетные запоротые дубли и прилежание ведущих актеров. Но эффект они вызывают максимально расслабляющий, будто вечерком включил с хмельными друзьями реслинг-шоу или пересмотрел старый добрый боевичок 1980-х. В этой олдскульности, ностальгичности главная фишка «Криминального города», что роднит его с недавним (тоже ламповым) сериалом «Ричер». Ма Сок-то кажется пришельцем из той славной эпохи, когда звезды боевиков были по-настоящему неудержимы, а жанр полицейского комедийного экшена расцветал пышным цветом.

«Криминальный город: Разборки в Пусане» (2023)

Попытки реанимировать «Полицейского из Беверли-Хиллз» или «Смертельное оружие» в 2023 году вызывают скорее тревогу, чем предвкушение. Провалы последних «Терминатора», «Матрицы», «Крепкого орешка» намекают, что даже сверхчеловек должен вовремя уйти на покой. К тому же зачем воскрешать персонажей далекого прошлого, когда здесь и сейчас есть такой расчудесный Ма Сок-то, который в разгар потасовки умудряется выглядеть не опасным законником, а сердитым батей. Ну как можно бояться мужчины, который, прежде чем начистить гаду физиономию, изрекает: «Дай татушки почешу!»

В «Криминальном городе 3» это сочетание энергичности и комичности достигло апогея, позволяя закрыть глаза на очевидные сюжетные повороты и слишком уж игрушечных болванчиков, которых Ма Сок-то элементарно расшвыривает, словно кегли в боулинге. С одной стороны, у франшизы уже сформировалась солидная фан-база, и поклонники могут обидеться, если суперкоп станет более уязвимым, чем раньше. С другой – достойный мегазлодей ему бы тоже не помешал. Все, впрочем, еще возможно: будущее «Криминального города» расписано на годы вперед, и там уж Ма Сок-то наверняка с мощными противниками схлестнется.

Когда там «Криминальный город 8»?

«Криминальный город 2» (2022)

Да-да, глаза вас не подвели. Ма Дон-сок как главная движущая сила франшизы изначально намеревался сделать ее серией из восьми фильмов. А поскольку кассовые результаты первых частей оправдали самые смелые ожидания, теперь нет нужды пересматривать концепцию и сокращать продолжительность эпопеи.

Ма Дон-сок открыто сравнивает ее с «Форсажем» и рапортует о получении зеленого света не только на те самые восемь фильмов, но и на два бонусных спин-оффа. Франшиза, дескать, должна расширяться, цвести и пахнуть. Уникальные амбиции для нынешнего кино, когда студии стараются минимизировать риски, а звезды вроде Тома Круза и Харрисона Форда перестали служить безотказными магнитами для публики. Ма Дон-сока тем временем уважительно называют «корейским Дуэйном Джонсоном», хотя сам он от этого ярлыка всячески открещивается.

«Дуэйн Джонсон не только намного выше и красивее меня – он еще и боец потрясающий, и актер великолепный. Я его большой фанат. Несколько лет назад мне даже удалось с ним поздороваться на «Комик-Коне». Так что те, кто считает меня «корейским Дуэйном Джонсоном», отвешивают мне щедрый комплимент. В реальности же я просто Дон Ли», – застенчиво говорит Ма Дон-сок.

«Криминальный город 2» (2022)

Производство четвертой картины с многообещающим словом Punishment в названии стартовало еще до выхода «Разборок в Пусане». На сей раз неутомимый Ма Сок-то бросит вызов синдикату, связанному с азартными играми. Роль антагониста закреплена за Ким Му-елем, снимавшимся с Ма Дон-соком в роскошном триллере «Гангстер, коп и дьявол». Забавно, что там Ким Му-ель играл полицейского, а Ма Дон-сок – гангстера. Теперь, стало быть, артисты поменялись местами.

В очередной раз сменился и режиссер: бразды правления съемочной группой принял еще один дебютант Хо Мен-хэн, каскадер с 25-летним стажем и опытный постановщик трюков. Поэтому весьма вероятно, что в «Криминальном городе 4» (ждем релиз в 2024-м) нас ждет более изобретательный мордобой, чем прежде. Но куда важнее, чтобы в погоне за новшествами и барышами «Город» не растерял то потрепанное, хулиганское, чисто уличное обаяние, за которое мы его и полюбили. А Ма Сок-то оставался все тем же ворчливым крепышом, который может обыграть стену в теннис, досчитать до бесконечности дважды, заставить лук плакать и убить ток, сунув два пальца в розетку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

26 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад