Кино

Что нужно знать о современном китайском кино

Когда в 2001 году фильм Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» заработал четыре «Оскара» и больше $200 млн, китайский кинематограф – волшебный, очень поэтичный, полный романтики и сложных эмоций – впервые открылся миллионам зрителей по всему миру. На Западе тогда не заметили, что четыре ключевых актера этой картины говорили на четырех разных диалектах китайского, а главный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получил (по ряду геополитических причин) вовсе не Китай, а Тайвань.

Двадцать лет назад это не имело особого значения. Китайский кинематограф впервые почувствовал себя востребованным за пределами Поднебесной, после чего с лукавством опытного коммерсанта был готов терпеть любые этнические стереотипы. Вы хотите Джеки Чана? У нас он есть для вас! А еще у нас – Джет Ли, Чоу Юн-фат и Донни Йен. Вам нужны красивые фильмы с поэтичными названиями? Выбирайте – есть попроще, есть поумнее: «Дом летающих кинжалов» (2004), «Проклятие золотого цветка» (2006), «Убойный футбол» (2001), «Разборки в стиле кунг-фу» (2004)…

Кадр из фильма «Дом летающих кинжалов»

Первое десятилетие XXI века прошло под знаменем красочных исторических блокбастеров про боевые искусства и парящих над деревьями супергероев, что только закрепило у многих зрителей ностальгически-снисходительное отношение к фильмам, которые они с упоением смотрели совсем недавно – то есть в детстве. Ведь, как известно, если ты что-то смотрел в детстве, то оно наверняка было несерьезным.

Однако за последние 10 лет кинематограф Китая трансформировался до неузнаваемости и продолжает меняться. Сначала продюсеры обнаружили, что Запад не спешит продвигать китайские блокбастеры. Потом выяснилось, что местные картины способны собирать в национальном прокате по $200–300 млн и выше. А следовательно, нет особого смысла упрощать материал, притворяться стереотипным киношным азиатом и адаптировать истории для рядовых лаоваев (так в Китае именуют иностранцев, как правило, европейской внешности, которые толком не знают языка и порядки страны, – КР) из Атланты, Марселя или Новосибирска.

Кадр из фильма «Убойный футбол»

Примерно с 2013 года в китайском кино началась эпоха экспериментов, когда внутренний прокат ставил рекорд за рекордом, зритель голосовал юанем, а социологи из индустрии отслеживали малейшие изменения в зрительском потоке: кто и какие фильмы смотрит в самых крупных мегаполисах, в городах поменьше или даже в деревнях?

В результате почти все жанровое кино (исторические боевики, фэнтези, полицейские триллеры, фильмы ужасов) оказалось вытеснено из залов на китайские интернет-платформы, которые взялись выдавать по 500 проектов в год. Очень бюджетных, слепленных зачастую дебютантами на скорую руку, но при этом в меру дерзких и изобретательных. Насколько это, конечно, позволяет китайская цензура.

Кадр из фильма «Охота на монстра»

В большом же прокате наступила эпоха зрительского кино про социальную проблематику – время историй про простых людей в непростых ситуациях, будь то лесные пожары, смерть близкого или невозможность починить старенький мобильник. Историй, которые раз за разом собирают в бокс-офисе больше, чем голливудские франшизы.

У большинства этих фильмов почти всегда есть один общий элемент – попытка починить связь между поколениями. За 40 лет экономических реформ Поднебесная превратилась из провинциального колхоза в страну будущего. Современные подростки искренне не понимают своих отцов, всю жизнь проработавших на фабрике за идею и пригоршню цзяо. Отцы, в свою очередь, не понимают собственных дедов-хунвейбинов, поднимавших целину в годы «культурной революции». Конфликт поколений – тема понятная и русскому, и бразильцу, но в стране с патриархальной конфуцианской прошивкой она превращается в главную.

Кадр из фильма «Затерянные в России»

У китайского кинематографа – «великого утешителя» – есть пока два решения этой проблемы: реальное и фантастическое. Первое всем прекрасно знакомо: просто поговори с мамой. Так, в фильме Сюй Чжэня «Затерянные в России» (2020) уже немолодой пекинский стартапер по имени Сю Ивань вынужден сопровождать мать в ее поездке в Москву. Шесть суток в одном купе с человеком, которого ты не понимал всю свою жизнь, оказываются для героя целительными. И он не только решает все свои проблемы, но и узнает причину необычности собственного имени: оказывается, родители начали встречаться с похода в кино на «Иваново детство» Андрея Тарковского.

У лобового столкновения «новых» китайцев с молодостью собственных родителей могут быть и совсем фантастические обстоятельства. Как у персонажей фильма дебютантки Цзя Лин «Привет, мам» (2021), заработавшего в прокате $850 млн. Попав в аварию, героиня картины (ее играет сама Цзя Лин) переносится в 1981 год, встречает свою юную мать и принимает ответственное решение – сделать все возможное, чтобы та стала счастливой. Даже если ее непутевая дочь из будущего так никогда и не появится на свет.

Кадр из фильма «Привет, мам»

Родители в современном китайском кино тоже готовы жертвовать жизнью ради следующего поколения. Несколько месяцев назад фильм еще одного дебютанта Лю Цзянцзяна «Зажигая звезды» (2022) получил почти десяток номинаций на «Золотого петуха» – «Оскара» Поднебесной. В нем бывший зэк среднего возраста работает в похоронном бюро своего бати. Жена от него ушла, отец с ним не разговаривает, все друзья – бывшие сидельцы.

Но однажды в жизни, честно скажем, не самого приятного человека на свете появляется маленькая сиротка, которая медленно, но верно становится для него дочерью и практически постоянным сотрудником его похоронной лавки. Если сюжет картины показался вам слишком банальным, то можно предложить аналогичный, но с перламутровыми пуговицами и в формате научно-фантастического эпоса.

Кадр из фильма «Зажигая звезды»

Космическую фантастику китайский кинематограф открыл для себя четыре года назад. Значительную роль в этом сыграли успехи пекинской космической программы, местная компартия, а также творчество писателя Лю Цысиня, который за последние 10 лет превратился в главного фантаста и пророка современности. Его трилогия «Задача трех тел» стала основой для двух телесериалов (первый – китайский, второй – готовит Netflix), двух мультсериалов и трех кинокартин, которые, как предполагается, давно были сняты, но по неизвестным соображениям отправлены цензорами на полку.

Национальной же сенсацией стали вовсе не они, а фильм «Блуждающая Земля» (2019), в основу которого был положен еще один рассказ товарища Лю. В мире Блуждающей Земли Солнце должно погибнуть, поэтому мировое правительство запускает грандиозный проект по спасению нашей цивилизации. С помощью тысяч рукотворных планетарных двигателей Земля уходит со своей орбиты, после чего отправляется в многолетнее путешествие по Вселенной навстречу будущей прописке в звездной системе Альфа Центавра. Путешествие продлится несколько столетий. Только далекие потомки тех, кто начал путь, увидят новое солнце, но это не повод для того, чтобы опустить руки и сдаться.

Кадр из фильма «Блуждающая Земля 2»

Образ Блуждающей Земли – прекрасная аллегория на тему современного Китая и начатого в 1978 году строительства «социализма с китайской спецификой». Страны, где уже 45 лет все идет по плану. В том числе и кинематограф. Кстати, 12 апреля – в Международный день космонавтики – в российский прокат вышла «Блуждающая Земля 2», и вовсю идут съемки третьей части. Путешествие продолжается!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

11 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад