Канны онлайн: Как советский «Отелло» проиграл Кусто, но обошел Бергмана и Хичкока | КиноРепортер
КиноРепортер > Кино > Канны онлайн: Как советский «Отелло» проиграл Кусто, но обошел Бергмана и Хичкока

Канны онлайн: Как советский «Отелло» проиграл Кусто, но обошел Бергмана и Хичкока

13 мая 2020 /
Канны онлайн: Как советский «Отелло» проиграл Кусто, но обошел Бергмана и Хичкока

Сергей Бондарчук примерил «блэкфейс» для экранизации Юткевичем Шекспира.

За что наградили Приз за режиссуру в 1956 году.

О чем Сюжет трагедии Шекспира стал хрестоматийным: темнокожий венецианский генерал Отелло убивает жену Дездемону из-за ложного подозрения в измене, внушенного мавру поручиком Яго, интриганом и завистником.

Кто снял К пьесе Шекспира неожиданно обратился Сергей Юткевич — режиссер ранней советской классики «Человек с ружьем» (1938) и один из самых даровитых пропагандистов, к середине 1950-х успевший среди прочего поставить три героических байопика — «Яков Свердлов», «Пржевальский» и «Великий воин Албании Скандербег». Истории отношений Юткевича с Каннским фестивалем мог бы позавидовать любой из современных режиссеров (и не только российских), здесь он получил четыре награды: в 1954-м — «Международный приз» и «Особое упоминание» за «Великого воина Албании Скандербега», в 1956-м и 1966-м — два режиссерских приза, за «Отелло» и «Ленина в Польше» соответственно.

В середине прошлого века советское кино в Каннах вообще любили. Например, в том же 1956 году в конкурсной программе были, помимо «Отелло», еще две картины из СССР — «Мать» Марка Донского и «Педагогическая поэма» Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской. Юткевич же, получив режиссерскую награду за «Отелло», оказался впереди Ингмара Бергмана с «Улыбками летней ночи», Акиры Куросавы с «Я живу в страхе» и Альфреда Хичкока с «Человеком, который слишком много знал». А «Золотую пальмовую ветвь» в тот год отдали «Одиссее Жака Кусто», которая сегодня, скорее всего, довольствовалась бы разве что призом за технические достижения.

Что получилось Экранизации «Отелло» в то время остались едва ли не единственным пристанищем «блэкфейса». Явление, безусловно, дикое (особенно по нынешним временам), но загримированный под мавра (вслед за Орсоном Уэллсом) Сергей Бондарчук — не последний, кто проделал этот архаичный трюк: десятилетие спустя его примеру последует сам сэр Лоуренс Оливье. Впрочем, эта странность быстро перестает казаться дичью, и начинаешь обращать внимание в первую очередь на то, что премированная в Каннах режиссура Юткевича довольно бесхитростна. В отличие от того же Уэллса, который практически пересобрал трагедию Шекспира по-своему — нуарно. Однако и тут есть свои жемчужины. Это и картины природы, и долгий бессловесный пролог, представляющий прошлое Отелло куда более ярким и осязаемым, чем несколько скупых строк у Шекспира, и, наконец, главный маленький шедевр — изобретательная и емкая сцена, в которой Яго видит отражение по-дружески любезничающих Кассио и Дездемоны в начищенной до блеска гарде своего меча.

Смотреть фильм ↓ 

С 12 по 23 мая на Лазурном Берегу должен был проходить главный смотр в мире кино. В эти дни «КиноРепортер» рассказывает о каннских призерах, которых можно легально и бесплатно посмотреть в интернете. 

Читать также: Канны онлайн: Как Феникс стал Стэйтемом в «Тебя никогда здесь не было»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: