Ровно 20 лет назад, 23 декабря 1992 года, в прокат вышел «Запах женщины». Эта драма про путешествие своенравного ветерана и благородного студента в Нью-Йорк прославила Криса О’Доннелла и принесла Аль Пачино долгожданного «Оскара». Рассказываем о том, как создавалась картина и почему она стала культовой.
Все началось в 1969 году, когда итальянский писатель и журналист Джованни Арпино написал свой 8-й роман – «Тьма и мед». Это книга об искалеченном отставном капитане Фаусто, который отправляется через всю Италию, чтобы навестить друга-сослуживца. В провожатые ему дают юного курсанта Чиччо. Фаусто не расстается с бутылкой, он высокомерен, язвителен и груб, Чиччо, напротив, внимателен и добр. Со временем курсант понимает, что жестокий нрав капитана – это попытка скрыть отчаяние и чувство собственной неполноценности.
Книга у Арпино получилась мрачная, а в конце – и вовсе трагическая: тут и отвергнутая назло любовь, и неудачная попытка самоубийства, и тюрьма. В 1974 году экранизировать «Тьму и мед» взялся мастер «комедий по-итальянски» Дино Ризи. Вместе со сценаристом Руджеро Маккари он переписал сюжет, изменив настроение и концовку. Тогда же появилось каноническое название «Запах женщины».
Ризи и Маккари избавились от мрачности и добавили изрядную долю юмора, не потеряв при этом драму. «Запах женщины» 1974 года – смешная и одновременно трогательная история о сломленном человеке с выдающимися актерскими работами. За роль Фаусто Витторио Гассман получил приз Каннского фестиваля, а сам фильм заработал две номинации на «Оскара» – «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Американскую версию «Запаха женщины» написал сценарист Бо Голдмэн. К тому моменту у него уже было два «Оскара» – за культовую экранизацию «Пролетая над гнездом кукушки» и за трагикомедию «Мелвин и Говард». При написании сценария Голдмэн опирался не столько на итальянский фильм, сколько на свою жизнь. В юности он тоже учился в элитной школе среди богатых привилегированных детей, которые считали себя аристократами. Отсюда сюжетная линия с учебой главного героя, студента Чарли (Крис О’Доннелл). Подполковник Слэйд (Аль Пачино) – гибрид трех реальных людей, которых знал Голдмэн: его разорившегося брата-миллионера, который продолжал жить не по средствам, его армейского командира, который делал, что хотел, и его отца.
Голдмэн обманывает зрительские ожидания и пишет историю взросления наоборот. Мы ждем, что прожженный вояка Слэйд будет учить наивного Чарли жизни, но вместо этого Чарли учит отчаявшегося подполковника не сдаваться и жить дальше. Сам Чарли остается таким же, каким и был: он благороден, честен и добр. Да, он должен принять непростое решение, но еще в середине фильма он говорит подполковнику: «Есть вещи, которые ты просто не можешь сделать». Услышав это, Слэйд понимает, что мир не безнадежен. Финальная речь подполковника, которая разоблачает карьеризм, эгоистичность и малодушие высших классов, вдохновлена поступком простого парня из Орегона, который не продался и не стал сдавать своих одноклассников.
Подполковник Слэйд – гремучая смесь противоречий. За роскошным фасадом самоуверенности, остроумия, внешнего лоска и идеального вкуса скрывается настоящий подонок. И это не кокетство: уже к середине фильма к Слэйду испытываешь не уважение, а жалость. Когда-то его считали героем: он ветеран войны во Вьетнаме, его мундир пестрит наградами. Но Чарли видит, что эти почести не оправдывают Слэйда: он нелюдимый, жестокий, развращенный властью алкоголик, который ненавидит людей. Подполковник маскирует сексизм под галантные манеры, отпускает расистские шутки и думает, что все можно купить.
Как и в итальянской версии, за бравадой Слэйда скрывается травма. Он не справился с гордыней, запил после нескольких карьерных неудач и чуть было не подорвал сослуживцев. Никто не пострадал, но сам Слэйд потерял зрение. С тех пор он не может себя простить: отсюда его гнев и ненависть ко всему, что движется. Ко всему, кроме женщин. Стоит Слэйду почувствовать запах женщины, как он преображается: становится вежлив, остроумен, заботлив, благороден. Рядом с женщиной этот человек оказывается тем, кем мог бы быть, если бы не армия – идеальной версией себя. Эти внезапные переходы от злости к милосердию, от грубости к утонченности, от оптимизма к разочарованию заставляют нас следить за Слэйдом не отрываясь. И во многом это заслуга Аль Пачино.
К началу 1990-х Пачино снялся у Копполы, Де Пальмы и Сидни Люмета, сыграл Майкла Корлеоне и Тони Монтану, заработал 6 номинаций, но так и не получил ни одного «Оскара». Зато в год выхода «Запаха женщины» Пачино заслужил сразу две номинации на премию: как лучший актер за роль Слэйда и как лучший актер второго плана – за роль продавца недвижимости в «Гленгарри Глен Росс», экранизации пьесы Дэвида Мэмета.
В том году у Пачино были серьезные конкуренты: за главный актерский приз боролся Клинт Иствуд с «Непрощенным», у которого было целых девять номинаций, Роберт Дауни-младший, сыгравший Чаплина в одноименном байопике, Дензел Вашингтон, перевоплотившийся в Малкольма Икса в фильме Спайка Ли, и Стивен Ри (провокационный триллер «Жестокая игра»). Но академики наградили Аль Пачино. Актер наконец-то получил статуэтку спустя 20 лет после первой номинации.
Часто артистов награждают по совокупности заслуг, но это был не тот случай. Подполковник Слэйд в исполнении Пачино буквально захватывает экран. От его мужественности не спрятаться, его харизма и сарказм бьют наповал. Но самое главное – то, как Пачино переходит от воодушевления к отчаянию. В его игре столько боли и надрыва, что режиссеру не нужно показывать на экране его вьетнамское прошлое – зрителю и так все понятно. Ну и гениальное «Hoo-ah!», которое Пачино позаимствовал у своего военного инструктора.
Для 22-летнего О’Доннелла «Запах женщины» не был дебютом, но именно роль благородного студента Чарли сделала его звездой. Тогда, В 1992-м, параллельно с «Запахом женщины» снималась драма «Школьные узы», и там тоже фигурировал престижный колледж, золотая молодежь и моральная дилемма. Когда стало известно, что продюсеры ищут молодого актера в партнеры Аль Пачино, на пробы пришел весь состав «Школьных уз» – Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Брендан Фрейзер, Крис О’Доннелл. Тогда они были молоды и их еще никто не знал. О’Доннелл единственный из всех прочитал сценарий, но все равно очень нервничал. Волнение ему помогло – по сюжету его персонаж тоже испытывает благоговейный страх перед Слэйдом. У О’Доннелла получился идеальный Чарли: невинный, но не глупый, заботливый, но не заискивающий, сомневающийся, но благородный.
За роль Чарли в «Запахе женщины» О’Доннелл получил номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Молодого актера заметили, и в 1995-м он попал в высший эшелон – сыграл Робина в «Бэтмене навсегда» Джоэля Шумахера. О’Доннелл работал на площадке с Вэлом Килмером, Томми Ли Джонсом, Джимом Керри, Николь Кидман. Казалось, карьера идет в гору, но потом случился «Бэтмен и Робин» (1997) – один из худших супергеройских фильмов. У О’Доннелла была еще пара приличных картин, но потом начались сериалы, из которых актер не вылезает до сих пор.
Еще один актер, чью карьеру запустил «Запах женщины» – король второго плана Филип Сеймур Хоффман. Здесь у него совсем небольшая роль, но точное попадание в образ обаятельного пройдохи помогает ему с легкостью «красть» сцены у Криса О’Доннелла. Хоффман играет Джорджа, высокомерного студента-богатея, который не упускает возможности самоутвердиться за счет Чарли, но в итоге оказывается с ним в одной лодке. Конечно же, Джордж окажется трусливым и слабохарактерным, как и многие персонажи Хоффмана – такие роли и принесли ему славу.
Увидев Хоффмана в «Запахе женщины», начинающий режиссер Пол Томас Андерсон был потрясен. Специально для актера Андерсон написал роль в своем полнометражном дебюте – криминальной драме «Роковая восьмерка». Дальше были «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Мастер» – современная классика, раскрывшая талант Хоффмана в полную силу.
Первоначальная версия фильма длилась 160 минут – слишком долго, чтобы рассчитывать на коммерческий успех. Руководство Universal требовало сократить картину: тогда кинотеатры смогут поставить больше сеансов в день, что принесет больше денег и сделает картину заметнее накануне «Оскара». Но авторы были против. Тогда студия начала устраивать тестовые показы, демонстрируя разным группам зрителей все более и более короткие версии фильма. Вопреки ожиданиям, больше всего публике понравилась самая длинная.
Авторы считают, что дело в предыстории подполковника Слэйда. В более коротких версиях зрители меньше узнавали о персонаже, и ему становилось сложнее сопереживать: противоречивый Слэйд казался просто мерзавцем с садистскими наклонностями. В итоге студия учла мнение зрителей и выпустила в прокат 156-минутную версию. Правда, для телевидения и самолетов фильм все же перемонтировали и сократили, а режиссер Мартин Брест отрекся от этой версии.
«Запах женщины» вышел в прокат 23 декабря 1992 года и отлично себя показал: при бюджете в $31 млн картина заработала $134 млн. Сборам не помешали ни длительность фильма, ни сложная тема. «Запах женщины» получил четыре номинации на «Оскара»: статуэтка досталась только Аль Пачино, зато для сценариста Бо Голдмэна это была уже третья номинация в карьере. Из четырех «Золотых глобусов» картина получила три: отметили и сам фильм, и Пачино, и Голдмэна – только О’Доннелл остался без наград.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…