Быть работником кино, должно быть, очень приятно, потому что этим прекрасным людям рады везде. За счастье видеть их у себя в гостях местные власти не скупятся на всевозможные льготы и субсидии. Подобные программы действуют более чем в 40 странах мира. Продюсерам остается лишь изучить все предложения и выбрать самые выгодные условия. Доходит до того, что киношникам компенсируют до трети средств, потраченных на производство. А в республике Фиджи – и вовсе до 75%. Эти отчисления называются рибейтами.
Напрашивается вопрос: неужели правительства не могут найти лучшего применения для денег налогоплательщиков? На самом деле рибейты – не благотворительность и не разбазаривание бюджета: визит съемочной группы экономически выгоден для региона, и приезжие в любом случае тратят в разы больше, чем потом получают от властей. А главное, постановка масштабного фильма создает рабочие места, дефицит которых – проблема практически всеобщая.
Нередко налоговые возвраты продюсеры получают при условии, что съемочная группа будет на 80% состоять из местных специалистов. Наконец, участие в кинопроизводстве доморощенных талантов повышает их квалификацию, что ведет к созданию более качественной инфраструктуры в этих краях. В будущем это привлечет туда еще больше проектов и повысит всеобщее благосостояние. Но и это еще не все!
Когда законченный шедевр, снятый в какой-нибудь дыре мира, доходит до экранов, восхищенные зрители пакуют чемоданы, дабы увидеть легендарные места воочию. То есть таким образом повышается туристическая привлекательность региона. После «Властелина колец» Питера Джексона турпоток в Новую Зеландию с 2000 по 2004 год вырос на 40%. А фанаты «Игры престолов» так ломились в Северную Ирландию, что только в 2018-м привезли в ее экономику более $61 млн.
Неудивительно, что многие хотят прыгать по зеленым лугам, воображая себя хоббитами. Однако разве может просмотр какого-нибудь безнадежно мрачного лауреата «Кинотавра» вызвать у зрителя хоть малейший порыв, кроме покупки билета на другой конец света? Оказывается, да! Во всяком случае, после выхода «Левиафана» Андрея Звягинцева туристы хлынули в поселок Териберка в Мурманской области поглазеть на скелет кита, что позволило построить там 4 новые гостиницы.
«Согласно исследованию Tourism Competitive Intelligence, 40 млн туристов выбирают для посещения страны, которые стали главными местами съемок популярных фильмов, – уверил вице-президент Общероссийского союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. – Более 10% туристов отмечают, что именно кинокартины становятся значительным фактором при выборе маршрутов путешествий».
Так, сериал «Желтый глаз тигра» стимулировал турпоток в Калининградскую область.
«Фильм сработал на 100% как реклама. После этого сериала поездками в Калининград заинтересовалось большое количество туристов, и именно сериал стал поводом для путешествия, это подтвердили и многие отельеры», – поделился радостью министр культуры и туризма области Андрей Ермак.
Давайте разберемся, как киноиндустрия вообще додумалась до этой системы. Распределением средств и прочими организационными вопросами занимаются специальные кинокомиссии, которые появились задолго до самих рибейтов.
Первые подобные конторы образовались в США и Канаде еще в 1940-е. В те времена они решали довольно прозаические задачи – служили посредниками между городскими службами и кинематографистами, помогая последним получать разрешения на съемки. Впоследствии спектр их услуг расширился: комиссии предоставляли съемочным группам информацию о подходящих местных локациях, технических возможностях, рабочей силе и даже – где лучше остановиться на ночлег или вкусно поужинать.
Поскольку приезд кинобригад сулил развитие региону, то вскоре между комиссиями наметилась суровая конкуренция. В 1975 году была создана Мировая ассоциация кинокомиссий AFCI, чтобы управлять всеми. В 2004-м она обзавелась европейским (EUFCN) и азиатским (AFCNET) подразделениями.
В какой-то момент просто удобного сервиса стало недостаточно, чтобы завлечь кинематографистов, и в ход пошли так называемые «фискальные стимулы». В 1990-е в США киноиндустрия озаботилась тем, что многие проекты предпочитают снимать американские угодья в более дешевых краях. Например, в Канаде, которая с 1997-го стала мотивировать киношников дополнительными льготами.
The Monitor Group провели исследование, согласно которому, например, в 1998 году американская экономика недосчиталась $10,3 млрд из-за таких «беглецов». В результате различные штаты принялись наперебой предлагать заманчивые денежные условия, чтобы праздник кино пришел именно к ним. Остальные страны последовали их примеру.
Есть несколько основных разновидностей стимулов. С денежными возвратами (cash rebate), или рибейтами, все предельно понятно: продюсеры получают обратно часть средств, потраченных ими на съемки в конкретном регионе. Однако есть и более заковыристые схемы. Например, в США кинематографистам нередко даруют вычеты с подоходного налога (tax credits).
Нюанс в том, что производственные конторы обычно и так не платят налогов. По сути, им дают своего рода токены, которые можно, например, перепродать другим компаниям, местным налоговым резидентам. Также в ход идут гранты, бесплатные съемки на гособъектах и тому подобные приятные бонусы.
По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (единственный центр сбора и распространения информации по аудиовизуальной индустрии в Европе, в работе обсерватории участвуют 36 стран, в число которых входит и Россия, – КР), более половины фильмов не чурается фискального стимулирования. Доля этой разновидности финансирования в европейском кино достигает 10% и чуть более чем наполовину состоит из рибейтов.
Неужели рибейты действительно гарантируют всем причастным лишь радужные перспективы? Не вполне. Прежде всего, субсидии и льготы могут предоставляться на условиях, граничащих с цензурой. Власти часто хотят видеть патриотические картины, которые раскрывают регион в самом непогрешимом свете. Это так называемый «культурный тест». В 2009 году тогдашний губернатор Нью-Джерси Крис Кристи счел, что сериал «Пляж» нелестно показывает его вотчину, и оставил его без обещанных налоговых вычетов. Для кинематографистов такие сюрпризы – настоящий нож в спину.
К тому же обычно устанавливается минимальный порог трат, позволяющий претендовать на рибейты. Бывает, что денег на всех элементарно не хватает. Как и наемной силы: один блокбастер может нанять всех дееспособных граждан в один присест, оставив остальные постановки с носом. К слову, с ростом рабочих мест все тоже неочевидно. Их, конечно, становится больше, но ненадолго, ведь съемочный период картины не вечен.
А чтобы случился всплеск в туризме, фильм должен выстрелить в прокате и демонстрировать действительно самобытные пейзажи. И такая удача мало кому выпадает.
Наконец, местные жители иногда начинают свирепеть, если им кажется, что их кровные бюджетные средства транжирятся мимо них. Например, Мичиган долго и с особой щедростью закидывал кинематографистов деньгами, возмещая до 42% трат, чем, в частности, активно пользовались продюсеры «Трансформеров». Однако в 2015-м штат свернул свою программу рибейтов, посчитав отдачу недостаточной. Его примеру последовали еще с десяток штатов.
Бизнес-аналитик Роберт Марич считает, что налоговые вычеты – дело тонкое. То их упраздняют, то снова вводят: «Это еще зависит от того, готовы ли избиратели мириться с субсидированием и понижением налогов для определенной индустрии, когда это означает, по сути, повышение налогов для всех остальных».
По крайней мере, в среде кинематографистов мало кто сомневается, что рибейты – это вещь первой необходимости.
«Не могу представить, чтобы я делал фильм без субсидирования. Я даже не знаю, каково это», – откровенничает продюсер малобюджетного кино Аниш Савджани.
Иногда сценаристам приходится менять место действия в сюжете на ту точку земного шара, где кинематографистов ждут наиболее соблазнительные предложения.
К 2016 году решили выяснить, что в рибейтах хорошего, и в России. В результате льготные условия для кинопроизводства были созданы в 10 регионах – в Московской, Калининградской, Ульяновской, Новгородской и других областях. Программу инициировали Агентство стратегических инициатив и Ассоциация продюсеров кино и телевидения.
Каждый регион самостоятельно устанавливал процент, который ему не жалко возместить из своего бюджета с помощью специальной кинокомиссии (как правило, это 20%, но бывает и 40%, а в Пермском крае и вовсе до 50%). В 2021 году регионы уже были готовы отдать на рибейты до 200 млн рублей. В некоторых областях программа, правда, так толком и не заработала из-за дефицита бюджета – так, например, произошло в Республике Карелия.
Своего рода рибейтом можно считать грант правительства Москвы за создание и популяризацию образа столицы на большом экране, который вручается уже несколько лет. В этом году существенные постсубсидии получили 8 картин. Так, продюсерам фильма «На острие» досталось 9 млн рублей, «Доктора Лизы» и «Команды мечты» – 6 млн, а «Кометы Галлея», «Хандры», «Красотки в ударе», «Человека из Подольска» и «Побочного эффекта» – 3 млн.
Теперь перед отечественной индустрией стоит задача привлечь на русские земли иностранные постановки. Сделать это непросто, поскольку государство не спешит раскошеливаться на существенные субсидии по примеру других стран (например, в Венгрии ежегодный бюджет на рибейты составляет $109 млн).
На пилотный период программы рибейтов в 2021 году выделено всего лишь 100 млн рублей. Это своего рода тест, который должен показать востребованность российского рибейта для зарубежных проектов. Заявки от них принимает Российский экспортный центр (РЭЦ), обещая возместить им до 30–40% затрат.
Запустить программу планировали раньше (и с сильным последующим наращиванием отчислений), но помешала эпидемия коронавируса и закрытие границ. Что любопытно, фактически субсидии будут получать российские партнеры зарубежных съемочных групп, поскольку выплаты нерезидентам запрещены бюджетным кодексом.
«Те правила, которые сейчас действуют по программе рибейтов, не позволяют российским компаниям привезти в Россию ни один серьезный проект. Система, которая на сегодняшний день прописана, абсолютно нерабочая», – сетует генеральный продюсер кинокомпании Star Media Влад Ряшин.
Тем не менее, кое-кто уже клюнул на удочку отечественного рибейта. Индийскому шпионскому боевику под кодовым названием «Производство 70» компенсируют 46 млн рублей за съемки в Санкт-Петербурге. Время покажет, станет ли этот маленький шаг российской киноиндустрии большим шагом для мирового кино.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…