Кино

«Ван Хельсинг»: Как снимали лихой боевик, который принято считать плохим

1888 год. Охотнику на монстров Габриэлю Ван Хельсингу поручено отправиться в Трансильванию, уничтожить Дракулу и защитить последних представителей древней румынской семьи. Вместе с сообразительным монахом герой отправляется в опасное путешествие в Восточную Европу. Знакомому сюжету недавно исполнилось 20 лет, и «КиноРепортер» решил рассказать, как «Ван Хельсинг» снимался и почему вопреки всему сумел стать важным поп-культурным событием. 

Начало

«Ван Хельсинга» чаще всего вспоминают за яркие имена в касте – харизматичный Хью Джекман в роли охотника на монстров, прекрасная Кейт Бекинсейл, чья Анна могла постоять за себя и без мужской помощи, и неподражаемый Ричард Роксбург в образе Дракулы. Второстепенный состав тоже был запоминающимся – от невест-вампирш до перепуганного, но смекалистого монаха.

Однако в режиссерском кресле тоже оказался человек с именем. Речь о Стивене Соммерсе, сумевшем за несколько лет до «Ван Хельсинга» успешно перезапустить историю об ожившей мумии. А заодно и собственную карьеру. Из автора достаточно специфического кино (на его счету семейные экранизации Твена и Киплинга, а также нишевый ужастик про морских чудовищ), он быстро перебрался в высшую лигу. Судите сами: на первую «Мумию» студия выделила $80 млн, на сиквел – почти $100 млн, а на «Ван Хельсинга» – уже $160 млн.

Любопытный факт: изначально Стивен не собирался снимать очередной экшен – слишком уж он настрадался на предыдущих съемках (аналогичного мнения, кстати, придерживался Хью Джекман, уставший от когтей Росомахи). Но однажды он пересматривал «Франкенштейна» и поймал себя на мысли, что хотел бы сыграть на этом поле. Любопытный факт номер два: Соммерс боялся представлять проект студии, поскольку считал, что не сможет придумать идеальную историю с органичным сплетением судеб героев.

«Я знал, что они дадут мне денег, даже если я выдавлю из себя одно-единственное предложение. Но я хотел убедиться, что у меня получится написать эту историю. Все фильмы, которые я снял, я написал сам – для меня это был единственный способ стать режиссером», – говорит постановщик.

Мультивселенная монстров

Так что именно Стивену Соммерсу мы обязаны соседством самых разных экранных чудовищ. По сути, он создал свою мультивселенную монстров от Universal – за много лет до того, как боссы студии задумались об этом в качестве официальной стратегии. А любовь к оригинальным фильмам, оказавшим на режиссера неизгладимое впечатление в детстве (черно-белое начало «Ван Хельсинга» – явный оммаж классике), и фольклорным существам не помешала ему привнести свое видение.

Так сильнейший оборотень и могущественный вампир сошлись в смертельной схватке, методика доктора Франкешнтейна дала неожиданные плоды, а густую атмосферу готического хоррора разбавили головокружительные экшен-сцены и нотки кэмпа. Ну а мастер оккультизма Ван Хельсинг превратился в героя боевика. Режиссер, кстати, считает, что Габриэль – младший брат того самого Абрахама Ван Хельсинга из романа Брэма Стокера.

В итоге неуемная фантазия творца, подпитываемая финансовой поддержкой студии, превратила «Ван Хельсинга» в нечто вроде дорогостоящего фанфика. Соммерс этого и не скрывал: «Я читаю все книги, смотрю все фильмы и беру то, что мне нужно, что нравится и что запомнилось». Такой подход, правда, обернулся репутационным провалом. Критики разнесли в пух и прах картину, которая оказалась слишком авторской. Публика же, напротив, ее полюбила. И обеспечила ей практически культовый статус.

Кстати, немного конспирологии: в одном из выпусков комиксной серии «Что, если?» есть сцена жестокого сражения Росомахи и Дракулы. Первый принимает форму гигантского волка, а второй превращается в летучую мышь. Что не спасает его от поражения – Росомаха перегрызает оппоненту горло. Можно, казалось бы, подумать, что авторы комикса вдохновились «Ван Хельсингом» и тем фактом, что Джекман – бессменный исполнитель роли мутанта. Но парадокс заключается в том, что в печати этот неординарный выпуск появился в 1988 году.

Человеческое лицо

«Я не хотел снимать очередную «Мумию» с новыми монстрами. У «Ван Хельсинга» совсем другая тональность, – объяснял Соммерс журналистам на съемочной площадке. – Это другая история, и я подходил к ней так: монстров не бывает, есть люди с ужасными проблемами. У Ван Хельсинга проблемы, у Анны тоже. Человек-волк – развалина. Создание Франкенштейна оказалось в ужасной ситуации. Ну да, оно сделано из семи разных людей. Что не мешает и ему оставаться человеком».

При этом режиссер несколько лукавит: примерно такой же трюк он чуть ранее провернул в «Мумии». На премьере первой части мама Стивена наклонилась к нему и на ухо прошептала, что ей жаль Имхотепа. И это была именно та реакция, на которую постановщик рассчитывал:

«Люди радуются, когда Имхотепа побеждают, но в то же время они понимают его мотивы – то, что он хочет вернуть возлюбленную. Когда антагонисты не представляют собой одномерное зло, сразу задается иной масштаб».

Единственный выбор

«Как только вы представите студии сценарий, они найдут вам сотню человек, которые могут сыграть главную роль. Могут потенциально – потому что вам назовут все имена в возрасте от 18 до 55 лет, и неважно, какой человек расы, вероисповедания и так далее», – распинался в свое время Соммерс.

Его личный выбор в итоге ограничивался тремя людьми. Режиссер знал, что ищет «мужа, а не мальчика», и сосредоточил свое внимание на Юэне МакГрегоре, Вигго Мортенсене и Хью Джекмане. В пользу последнего сыграло два аргумента: во-первых, Юэн и Вигго уже играли головорезов. Во-вторых, вся индустрия отзывалась о Хью настолько положительно, что режиссер не смог устоять.

«Меня больше интересует, насколько хорош человек, чем насколько он великий актер. Некоторые обладают обоими качествами, как, например, Хью», – объяснял он позже.

Кейт Бекинсейл тоже попала на площадку без проб, хотя Соммерса изрядно заставило понервничать ее участие в «Другом мире», где речь тоже шла о вампирах. Именно этот проект, кстати, сильно облегчил ее жизнь в плане физической подготовки – актриса уже умела работать с тросами, владела оружием и вообще была в прекрасной форме.

Кевина О’Коннора Стивен изначально имел в виду, когда писал роль Игора. А вот остальных героев искали очень долго. В основном – в Европе, поскольку постановщик хотел найти актера, способного достоверно воспроизвести трансильванский акцент: «Я просто хотел придать происходящему изюминку, в конце концов это не документальный фильм и не чистая драма». Кстати, Хью Джекман тоже говорит с легким акцентом – голландским. Таким образом он отдает дань происхождению своего персонажа.

Гармония из хаоса

Творческие решения Соммерс искал повсюду. В какой-то момент он решил, что наблюдать за разговором Дракулы и его невест слишком скучно, и подвесил девушек вниз головой. Оборотня он заставил перерождаться, не обрастая шерстью, а сдирая с себя кожу. Для съемок вампирского бала загнал кучу народа в 400-летний собор, внутри которого было холоднее, чем на улице. Решил переизобрести давно устоявшиеся мифологические каноны. А еще намеренно отказался от чрезмерного использования компьютерной графики, хотя на руках у него были все карты.

«Я люблю смотреть, как сражаются два компьютерных существа, но это приносит мне удовольствие в течение нескольких секунд. Потом мне становится неинтересно, – объяснял Соммерс. – Вообще я делаю свою жизнь настолько невыносимой, насколько это возможно».

О хаосе на площадке, впрочем, речи не идет. Хью Джекман, например, отзывался о съемках в «Ван Хельсинге» с огромным пиететом:

«Стивен задает тон происходящему. Он начинает день в 7:30 с той же энергией, что и заканчивает в 7:30 – и никогда не уходит минутой позже. Это была пугающе легкая работа: не было истерик, не было технических проблем, все отделы работали на славу. На съемочной площадке так легко быть не может!»

А вот Бекинсейл сложности находили чаще. Во-первых, актрису раздражало, что на грим уходило по три часа каждый день. Во-вторых, съемки велись в достаточно мрачное время года, еще и в Праге. И это после Будапешта, где Кейт провела несколько месяцев, снимаясь в «Другом мире». К счастью, дружеская обстановка на площадке не дала ей скатиться в упадническое настроение. Да и высшие силы вмешались: в какой-то момент в Чехии установилась солнечная погода и на целую неделю съемки были остановлены. 

«Мы были в ужасе, потому что вампиры не могут летать на солнце. Это странный опыт, поскольку обычно съемки останавливают из-за непрекращающихся дождей, а не безоблачной погоды. Я думал, что с ума сойду», – сетовал режиссер.

Туманное будущее

«Ван Хельсинг» неплохо зарекомендовал себя в прокате, и, хотя прямого продолжения не последовало, спустя несколько лет студии начали задумываться о том, чтобы перезапустить проект. Судьбой героя интересовались Гильермо дель Торо (выбыл, чтобы поработать над «Хребтами безумия», но и там не срослось), Руперт Сандерс (его замысел помешал бы включению героя в «Темную вселенную») и Алекс Курцман (в итоге выпустил ребут «Мумии», чем похоронил все планы на дальнейшее развитие направления).

Но до грандиозного провала «Мумии» работа над «Ван Хельсингом» все же шла. За сценарий полнометражного фильма отвечали Эрик Хайссерер и Джон Спэйтс, которые планировали перенести действие в современность, сделать персонажа более приземленным, а еще «внушить публике идею о том, что не только суперлюди могут решить мировые проблемы». А вот избавляться от хоррор-элементов никто не собирался. «Когда ты единственный человек, окруженный кучей сверхъестественных существ, это должно сильно нервировать», – объяснял Хайссерер. На главную роль рассматривался Ченнинг Татум.

Наконец, в 2020-м было объявлено, что еще одной версией «Ван Хельсинга» занимается режиссер «Оверлорда» Джулиус Эйвери. Тогда Universal удалось покорить прокат с малобюджетным нишевым триллером «Человек-невидимка», и студия хотела развить успех. Однако, видимо, идея превратить историю охотника на нечисть в аскетичный хоррор провалилась – о проекте ничего не слышно уже несколько лет.

Конечно, существует одноименный сериал – с 2016-го по 2021 год вышло целых пять его сезонов – однако главной героиней там является наследница Абрахама Ван Хельсинга, а события разворачиваются в мире постапокалипсиса, что переводит проект в совершенно другую жанровую категорию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

1 час назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

3 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

7 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

9 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

12 часов назад