Культура

Как прошел «Золотой орел»

Вручение премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России прошло в 19-й раз, но, без сомнений, никогда не было таким волнительным. И конечно, не из-за состава номинантов, а из-за ситуации, в которой все происходило 22 января 2021 года.

Положение все еще «военное» — на проходной Мосфильма попросили поправить маску, чтобы она закрывала нос. Потом двое дюжих молодых людей измерили температуру, которую еще раз проверяли перед лестницей на второй этаж, где находится легендарный 1-й павильон — бессменное место действа. Там же выдавали пакетики с «первой помощью» — черная маска, черные латексные перчатки.

Звезды, конечно, снимали маски, чтобы попозировать фотографам, но в остальном мы никогда еще не чувствовали себя настолько единым, но безликим целым. Лишь смелые наряды отдельных дам иногда приковывали внимание и выбивались из общей массы неузнанных людей, от которых остались лишь глаза. Благо, у наших актрис они эффектные.

На удивление, тех, кто жаждал попасть на вручение главной кинонаграды страны, было больше, чем вмещает в себя огромный павильон: приглашения на проходной Мосфильма, как и во все годы, клянчили киноманы. Но по правилам Роскомнадзора пригласили ограниченное количество гостей. Увы, многие артисты не смогли прийти, даже номинанты — и тоже из-за коронавирусных ограничений. Но успех уже то, что церемонию не отменили, и все же провели знаковый для всей индустрии кинопраздник.

Никита Сергевич, в отличие от открытия и закрытия ММКФ, присутствовал на церемонии и маску не снимал даже в зале.

Поэтому и атмосфера была особо позитивной и дружественной. Кинематографисты радовались встрече коллег и друзей, которых и без того редко видят из-за работы, а тут еще карантин, но основной собравшей всех причиной стала, безусловно, интрига — кто и за что получит увесистую и такую вожделенную статуэтку.

Всего Экспертный совет рекомендовал для голосования в 23-х номинациях 57 полнометражных игровых фильмов, 21 неигровой фильм, 32 короткометражных фильма, 16 мини-сериалов и 11 сериалов, 37 анимационных фильмов, а также 23 игровых зарубежных фильма, выходивших в российском прокате.

В номинации «Лучший фильм» соревновались пять картин — «Блокадный дневник», «Дорогие товарищи!», «Лед 2», «Союз спасения» и «Стрельцов». Рекордсменом по количеству номинаций стало воссоздание декабристского восстания 1825 года «Союз спасения» — у него их было 14. История легендарного советского футболиста Эдуарда Стрельцова претендовала на 10. У черно-белой экранизации дневников блокадников — 6. Историческая драма о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 года «Дорогие товарищи!» присутствовала в 5 категориях, а блокбастер «Лед 2» — в 4-х.

Но, по опыту, лидерство по количеству номинаций совершенно не гарантирует победу в основной, так что интригу удалось сохранить для всех до самого конца. Даже знатоки и эксперты признавали, что наибольшие шансы у «Блокадного дневника» Андрея Зайцева и «Дорогих товарищей!» Андрея Кончаловского, но кто победит, не брался сказать никто.

В итоге, Кончаловский, который вполне мог побороться за призы сразу с двумя картинами (в конце 2019-го у него вышел не попавший по дате выхода в прокат в отборку шедевральный «Грех») получил приз за режиссуру, который стал единственным у картины, а триумфатором вечера стал Зайцев, удостоенный не только статуэтки за «Лучший фильм», но и за «Лучший сценарий», а Ольга Озоллапиня, сыгравшая в его тяжелейшей, но такой важной картине (которая победила до этого на ММКФ) главную роль, стала обладательницей приза за «Лучшую женскую роль в кино».

Впрочем, по количеству наград победителем гонки остался «Союз спасения»: фильм обошел конкурентов ровно в половине своих изначальных номинаций — в 7-ми. Он получил статуэтки за «Лучшую мужскую роль второго плана», «Лучшую операторскую работу», «Лучшую работу звукорежиссера», «Лучшую работу художника-постановщика», «Лучшую работу художника по костюмам», «Лучшую работу художника по гриму и пластическим эффектам» и «Лучшие визуальные эффекты».

Александр Домогаров со сцены признался, что обошел перед началом церемонии красную дорожку, так как в свою победу не верил, но уж со статуэткой за «Лучшую мужскую роль второго плана» в фильме «Союз спасения» попозировать себе в удовольствии не отказал.

Кстати, еще одной интригой вечера были две актерские номинации Максима Матвеева — как раз за «Союз спасения» и сериал «Триггер». Все искренне радовались, что подобное возможно не только с Александром Петровым (он проделывал это два года подряд, а в этот раз ограничился лишь номинацией за «Стрельцова»). Максим, который, увы, не присутствовал на церемонии, в результате победил в телевизионной номинации, как и сам сериал, а в полнометражной его обошел Юра Борисов, сыгравший в «Калашникове». Не скроем, отрадно, что все трое в разные годы становились лауреатами нашего «События года».

Атмосфера в зале царила тоже на удивление легкая и праздничная, вот, что значит, соскучились все по мероприятиям. Выходившие на сцену для объявления лауреатов звезды ненатужно шутили, зал смеялся и рукоплескал, победители выдавали оригинальные речи, а слез радости было как-то особенно много. В этом смысле всех умыла Ольга Озоллапиня, которая, не переставая плакать, разразилась длинным рассказом о том, как долго добивалась этой роли и как мучительно тяжело было сниматься, а в конце поблагодарила Никиту Михалкова, у которого она училась в Академии кинематографического и театрального искусства, за то, что он «заставил ее полюбить себя». Увлажнились глаза у многих и когда на сцену вышла получать приз за роль в телесериале «Дипломат» 82-летняя Светлана Немоляева. Ей зал аплодировал стоя.

Мы поговорили после церемонии с Андреем Зайцевым, которого знаем не первый год — в 2015-м он получил наш приз «Событие года» в категории «Открытие года» за свой фильм «14+» (мать главного героя там, кстати, играла Озоллапиня), — и он искренне признался, что не ожидал столько наград.

Завершившаяся традиционным дождем из золотого серпантина церемония оставила после себя ощущение праздника. Большого праздника кино. Которым, собственно, всегда была и остается. Но именно ушедший год дал возможность по-новому взглянуть и на значение премии, и на важность встреч, и на само кино, которое вдохновляет нас в трудные времена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад