На ММКФ показали российский, французский и казахский фильмы про подростков, помогающие лучше понять жизнь.
В 2023-м на ММКФ появилась новая программа «Трудный возраст». Точнее, она видоизменилась: если в прошлом году режиссеры со всего мира рассказывали, что после 60, 70 и 80 лет жизнь не заканчивается, то теперь акцент делается на начале жизненного пути.
Да и в других секциях смотра можно найти удивительное кино про подростков – в «Русских премьерах», например, этой непростой теме посвящено сразу несколько картин (включая «Край надломленной луны», лауреата «Серебряного Святого Георгия», и «Голову-жестянку»). «КиноРепортер» собрал три фильма, герои которых впервые влюбляются, сталкиваются с обидами и разочарованиями, да и вообще познают мир вокруг себя.
«Ада»
«Русские премьеры»
Ада (Маша Кожуханцева) живет в крошечном городке вместе с мамой (Ольга Озаллапиня). Отца у девочки нет, но никакого беспокойства по этому поводу она не испытывает: мама с самого рождения окружила ее достаточной заботой. Любовью и светом пронизан и мир вокруг – его зритель видит глазами главной героини, которая и помыслить не может ни о чем плохом. О девочке заботится каждый встречный, коты и собаки от нее не отлипают, а тревоги мигом забываются, как это бывает только в детстве.
Ада взрослеет, проходя разные обряды инициации, – от первой любви до первого акта вандализма. Но даже к нему она приступает с чистым сердцем и самыми добрыми намерениями. Из-за подобного отношения к юным героям трогательная история обретает вневременные масштабы, тем более что их детство протекает практически без интернета. Сказывается также близость к природе: на улице проходит не только физкультура, но и биология, а в салки по доброй традиции играют на заброшках. Ну и круг общения здесь предельно тесен – в городке все друг о друге все знают, но вопреки этому верят в лучшие качества ближнего.
Сценарная легкость (ни одного лишнего слова!) в «Аде» сочетается с великолепной операторской работой: в кадре дышит золотая осень, в которую хочется мгновенно запрятаться. Даже если зарядит холодный дождь, переждать непогоду можно в уютном доме – за чашкой ароматного чая и теплой беседой. В общем, медитация и сеанс психотерапии (и немного панк-рока) в одном флаконе. Как вино из одуванчиков, только еще лучше.
«Комната чудес»
«Трудный возраст»
«Комната чудес» – тот пример европейского кино, которое возрождает и в своих героях, и в зрителях любовь к жизни. Правда, для Тельмы это путешествие к познанию самой себя начинается с трагедии: ее 12-летнего сына Луи сбивает машина. Мальчик впадает в кому. Спустя полгода улучшений нет. Но после того как безутешная мать, уставшая скрывать отчаяние за маской спокойного оптимизма, находит его дневник, ей кажется, что она отыскала лучшее в мире лекарство. В разрисованную тетрадку Луи записывал свои желания: от простых действий, вроде помириться с подружкой и побить школьного хулигана, до задачек посложнее.
В итоге Тельма облетит полмира – чтобы засталкерить знаменитого японца в Токио, поплавать с китами у побережья Португалии и навестить отца Луи в горах Шотландии. А еще познакомиться с друзьями сына и даже прокатиться с горы на скейтборде. Маршрут выходит довольно запутанным, хотя метафоры и символы в картине Лизы Азуэлос подаются в лоб. Вот Тельма ругается на наследника, разбрасывающего вещи. А вот он попал в больницу, но кроссовки стоят на своем месте, разрывая зрителям сердце. А вот второстепенный герой появился в кадре, чтобы изречь что-то без обиняков и тут же исчезнуть.
Это не первый проект на ММКФ, где героини оберегают своих детей от их отцов, – и заканчивается это, как правило, плохо. Но «плохо» – отправная точка: в «Комнате чудес» мир полон добрых людей, споры завершаются примирениями, социальная справедливость торжествует, и даже козла-начальника получается поставить на место. Все это сопровождается бодрыми треками, суетливыми юморными перепалками и фантастическими кадрами, вроде парящих под потолком палаты китов. Конечно, говорят в ленте и про потери – но опять же в контексте объединяющем и транслирующем максимальную поддержку.
Наконец, может показаться, что ребенок здесь – лишь повод побеседовать о взрослых, как это было в аргентинском конкурсном фильме «Путь к успеху». Но структура – весь сюжет базируется на детском дневнике с сокровенными желаниями – отлично раскрывает и внутренний мир Луи: не зря упоминаются генетическая связь между матерью и ребенком и общее ощущение счастья. От которого даже мелочи вроде разговора по телефону с включенным фоновым экраном не отвлекают.
«Горный лук»
«Трудный возраст»
Джабай и Сания живут в глуши: год назад их родители решили уехать из города и переместиться поближе к природе. Ближе теперь некуда – они вчетвером теснятся в маленькой юрте, спят на открытом воздухе и никак не могут достроить стену нового дома. А еще пропадают в степях, где собирают горный лук на продажу. С героями зритель знакомится в тот момент, когда такое положение окончательно перестает устраивать маму: она требует у мужа развод и начинает встречаться с Витей – рокерского вида дальнобойщиком.
Когда Джабай случайно замечает их вместе, он сперва пытается развидеть это, а затем решает во чтобы то ни стало вернуть отцу мужскую силу. Все вокруг говорят, что с этим неплохо справляется золотая виагра: за ней нужно ехать в Китай. Задачка на пару часов, но взрослым – причастным и не очень – такая выходка будет стоить кучи нервов.
При максимально простом сюжете это размеренное казахское кино с элементами роуд-муви – местность герои пересекают то на груженной канистрами тарантайке, то на огромной фуре – очень симпатично снято. «Горный лук» удивляет яркими цветами в стиле Уэса Андерсона, необычными ракурсами и персонажами, которых сложно назвать приятными. Мама ведет себя как типичный абьюзер – понятное дело, не от хорошей жизни. Младшая сестренка чересчур упряма. А отец морально и физически сломался: сорванная спина встает в один ряд с постоянно рушащейся каменной стенкой, которую он пытается залепить кизяками вместо цемента.
А еще здесь все намеренно упрощено – сюжет, юмор, метафоры. Детское мироощущение работает примерно так же: любые слова воспринимаются буквально. Особенно те, в которые заложено сразу множество смыслов. Определение «мужчина», например, относится и к полу, и к периоду пубертата, и к способности постоять за себя, и к чужим ожиданиям. С которыми, как известно, тоже надо уметь справляться.
Комментарии