Кино

Как искусственный интеллект меняет кино

От кустарного порно до революционного прорыва в производстве большого кино – таков путь, который за 5 лет проделала технология deepfake. Причем, чтобы почувствовать себя героем любимого фильма, ныне достаточно установить приложение на смартфон. И это лишь часть того, на что способны нейросети. Искусственный интеллект уже учится копировать голоса и самостоятельно писать сценарии. Куда это нас приведет – к вечной цифровой жизни или безработному будущему?

Время подмен

Кадр из сериала «ПМЖейсон» (2022)

В конце 2017 года портал Reddit заполонили фейковые ролики откровенного содержания с голливудскими актрисами в главных ролях. Дипфейки, как их в дальнейшем стали называть, вышли из-под виртуальной кисти нейросети, которая неидеально, но все же впечатляюще заменяла мордашки порнозвезд на лица Галь Гадот, Дейзи Ридли и Скарлетт Йоханссон. 

И пока эротоманы в экстазе обсуждали, секс кого из актрис они еще мечтали бы увидеть, нашлись те, кто увидел в дипфейках огромный потенциал. Причем, как это ни иронично, для киноиндустрии. И прогнозы оказались верными – порно-подделки положили начало нейросетевому буму, продолжающемуся по сей день. 

Цифровое бессмертие

В 2015 году немало шума вокруг седьмой части «Форсажа» было из-за того, что часть сцен с Полом Уокером, трагически погибшим во время съемок фильма, была смоделирована на компьютере. Лицо актера на себя примерили дублеры, в качестве которых выступили его родные братья. Тогда ни о каком deepfake еще и речи не шло, специалисты по CGI писали технологическую матрицу с нуля, так что не удивительно, что бюджет проекта вырос до колоссальных $250 млн.

Но это был лишь первый шаг в сторону «кинонекромантии». В космической саге «Изгой-один: Звездные войны. Истории» (2016) появился персонаж Питера Кушинга, который умер еще в 1994-м. Чтобы воссоздать на экране его лицо, использовали один из старых гипсовых слепков лица англичанина, сделанных для самых первых «Звездных войн» 1977 года.

В этом смысле с Кэрри Фишер, порадовавшей фанатов своим посмертным появлением в фильме «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (2019) было куда проще: за основу просто взяли старые отснятые материалы с актрисой.

Владислав Галкин в сериале «Диверсант. Идеальный штурм» (2022)

Однако применяемые киностудиями технологии все же далеки от идеала, и часто итоговый результат докручивают энтузиасты. Так YouTube-блогер Shamook прославился тем, что его работы по замене лиц (в том числе с Фишер и Кушингом) выглядят качественнее, чем то, что все мы видели в кино. Неудивительно, что на него обратила внимание студия Lucalfilm и предложила работу в своем подразделении Industrial Light & Magic (ILM), занимающемся визуальными эффектами.

Технологию deepfake применяют и в отечественном кино. Например, год назад горячо обсуждался новый сезон популярного сериала «Диверсанты», в котором с помощью deepfake воскресили Владислава Галкина. На создание цифрового портрета актера ушло целых 4 месяца.

Торговля лицом

Потенциал технологии не ограничивается возвратом на экраны ушедших звезд. В 2021 году Брюс Уиллис удаленно «снялся» в рекламе российского мобильного оператора, для чего были обработаны 34 тысячи фотографий актера. Аналитики считают, что за свои услуги он получил до $2 млн. Для сравнения, за съемки в «Неудержимых 3», где Уиллису надо было присутствовать на площадке в течение 4 дней, актеру предлагали $3 млн, но он отказался.

Ящик Пандоры открыт, и то, что диджитал-копии знаменитостей – золотая жила, очевидно. Согласно исследованию Verified Market Research, в 2022-м рынок цифровых двойников достиг отметки в $48,5 млрд, и к 2030 году он должен увеличиться практически в 3 раза – до $134,4 млрд. 

Спрос на технологию с годами будет только расти, ведь преимуществ у цифровых двойников и правда много. Не нужно платить огромные гонорары звездам за каждую роль: достаточно нанять человека с похожими антропометрическими данными и наложить на него цифровое лицо. Стоит ждать рождения новой профессии – deepfake-артиста, выглядящего как звезда, двигающегося как звезда, говорящего как… Вот тут может возникнуть проблема, которую могут решить все те же нейросети.

Голос прогресса

В одном из эпизодов 2-го сезона сериала «Мандалорец» появился молодой Люк Скайуокер в исполнении 70-летнего Марка Хэмилла. Многие эпизоды были сняты с участием дублера, хотя актер присутствовал на площадке, и студия вновь прибегла к технологии омоложения. И на этом магия кино не закончилась.

Хэмилл не озвучивал Люка – за него это сделала программа синтеза речи, которую разработала компания Respeecher. Звукорежиссеры обратились к архивным материалам времен первой трилогии, загрузили их в нейросеть, и та, изучив данные, смогла полностью синтезировать голос молодого Скайуокера. 

Другой известный пример – Вэл Килмер. Из-за рака гортани актер потерял голос, и чтобы его вернуть, звезде «Схватки» и «Бэтмена навсегда» пришлось обратиться к помощи искусственного интеллекта. Компания Sonantic, специализирующаяся на синтезе речи, обработала несколько часов архивных видеозаписей актера, и смоделированный на их основе ИИ-голос привел Килмера в полнейший восторг.

Синтез речи на основе нейросетей может сыграть и куда более существенную роль в киноиндустрии и лишить работы актеров озвучивания. Так, российская исследовательская лаборатория Mind Simulation оттачивает технологию синтеза речи SteosVoice, которая может не только копировать чужой голос, но и переносить его на другие языки.

В перспективе зрители смогут услышать, как зарубежные звезды говорят на русском собственным голосом без малейшего акцента. И тогда нужда в дубляже просто отпадет.

Вечное перо

Кадр из фильма «Я, робот» (2007)

Однако сегодня ИИ-технологии работают не только в связке с актерами. В прошлом году в программу фестиваля Short Shorts Film Festival & Asia вошел короткометражный фильм «Мальчик пророс». Сценарий к 26-минутной ленте написал ИИ-бот «Фурукото», и ее режиссер Юко Ватанабэ признавался, что, к его удивлению, текст выглядел так, будто его написал человек.

В России тоже выйдет проект, вышедший из-под виртуального пера искусственного интеллекта, – СТС и Skillbox готовят сериал по сценарию нейросети. Разработчики «скормили» ей более 300 тысяч слов и несколько телешоу, чтобы она могла выдать приемлемый для ТВ текст. Сценарий будет правиться редакторами, но основная часть останется за нейросетью.

Говоря о нейросетях и ИИ-ботах, нельзя не упомянуть ChatGPT, релиз которого в конце прошлого года изменил вектор развития технологической промышленности. Даже при коротких запросах он нередко выдает длинный, осмысленный и четко структурированный текст, и немало представителей кинодиндустрии уже заинтересовались возможностями революционной разработки.

Франклин Леонард, основатель и генеральный директор сценарной платформы The Black List, уверен, что сценаристам пока не стоит волноваться за свои рабочие места. Но у таких технологий, как ChatGPT, есть потенциал перевернуть работу на кинорынке.

Закон и порядок

Кадр из сериала Deep Fake Neighbour Wars (2023)

Главная тема, которая останется актуальной на протяжении следующего десятка лет, – как юридически регулировать deepfake и прочие ИИ-поделки. В США deepfake регулируют точечно – на уровне штатов. Так во Флориде дипфейк-порно, сделанное без согласия человека, теперь приравнивается к киберпреступлению, и жертва может получить с обидчика до $10 тыс. Китай взялся за deepfake гораздо решительнее. С января этого года, если у подобного ролика нет маркировки, отсутствует разрешение субъекта или он сам по себе несет вред национальным интересам, то ИИ-видео окажется вне закона.

В России отдельной законодательной статьи, связанной с дипфейками, пока нет, но ролики попадают в сферу авторского права. В случае возникновения конфликта свои претензии могут предъявить создатели оригинального контента.

Однако все это касается случаев с рядовыми гражданами. В ситуации со знаменитостями все гораздо сложнее, и пока правовых норм нет, каждый сам вынужден отстаивать свои интересы. Как, например, Киану Ривз, у которого в контрактах уже многие годы есть обязательный пункт, запрещающий любое цифровое манипулирование его образом без письменного разрешения. 

И все же технологический прогресс неотвратим. Все указывает на то, что нейросетям под силу стать не только незаменимым помощником, но и цифровым аналогом бессмертия. А это, как известно, главная мечта человечества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Сто лет тому вперед» собрал в прокате миллиард рублей

У российских миллиардников очередное пополнение. На этот раз шестое по счету. Фантастическая лента «Сто лет тому вперед» собрала в прокате…

7 часов назад

Энди Серкис снимет нового «Властелина колец»

Warner Bros. работает над новым фильмом по «Властелину колец». Лента получит подзаголовок «Охота на Голлума», а срежиссирует ее Энди Серкис.…

8 часов назад

«Семь черных бумаг»: Про страшные сказки и не менее страшную реальность

В российский прокат выходит нетипичная военная драма «Семь черных бумаг», которую в конце апреля показали в одной из конкурсных программ…

9 часов назад

Рейтинг доверия россиян: Михалков, Хабенский и Машков – в первой десятке

Исследовательский холдинг РОМИР традиционно представил рейтинг инфлюенсеров, демонстрирующий уровень доверия россиян к публичным персонам. Лидером списка по-прежнему остается телеведущий Владимир…

14 часов назад

Изабелль Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля

Французская актриса Изабель Юппер станет президентом жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля. Об этом организаторы киносмотра сообщили на официальном сайте. По…

15 часов назад

Вдохновение к жизни: Шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф…

16 часов назад