Пандемию коронавируса, расколовшую нашу жизнь на «до» и «после», официально объявили 11 марта 2020 года. Чрезвычайной ситуацией вспышку COVID-19 назвали в январе. В декабре 2019-го ее впервые зафиксировали. Но еще раньше, в апреле, на ММКФ состоялась премьера фильма «Эпидемия. Вонгозеро» по роману Яны Вагнер, из которого позднее вырос одноименный сериал (первые эпизоды вышли в ноябре). И пророческая сила этого произведения поражает до сих пор. Оно предсказало сам факт появления ковида и блестяще отразило тревожную атмосферу тотальной неразберихи, где привычные связи между людьми разрушаются, и общество оказывается на грани хаоса.
В апреле 2022-го, когда, казалось бы, пандемия ослабила свои тиски, Шанхай накрыл новый локдаун. Крупнейшая вспышка вируса отправила на изоляцию 25 млн жителей. Город столкнулся с угрозой гуманитарной катастрофы. И одновременно с этим вернулась «Эпидемия»: 21 апреля на сервисе Premier появились первые серии второго сезона. Чего от него стоит ждать? И почему предыдущий сезон примечателен не только тем, что идеально попал в нерв нашего горячего времени? Читайте в нашем материале.
В тексте присутствуют спойлеры.
Для тех, кто все пропустил или забыл, вкратце рассказываем, о чем поведали сценарист Роман Кантор и режиссер Павел Костомаров в первом сезоне «Эпидемии». Сергей (Кирилл Кяро) жил не тужил в красивом доме с женой Аней (Виктория Исакова) и ее сыном Мишей (Эльдар Калимулин). Беда пришла внезапно: Россию захлестнул смертельно опасный вирус. Среди основных симптомов – быстрое поражение легких, обесцвечивание радужной оболочки глаз, кашель с кровью. Инфекция передается через рукопожатие, воздушно-капельным путем и прочими способами. Зараженные сгорают за 3–4 дня.
Пока с телеэкранов заявляют, что все под контролем, заболевание распространяется стремительными темпами. Нарастает напряжение. Закрываются аэропорты. Вводится комендантский час. Москва оказывается в изоляции до особого распоряжения. Иллюзию порядка поддерживают суровые мужчины в спецодежде с автоматами наперевес. В реальности же они творят страшный произвол, от которого герои пытаются сбежать. Сергея сопровождают отец (Юрий Кузнецов), бывшая супруга (Марьяна Спивак) с сыном (Савелий Кудряшов), приятель Леня (Александр Робак), его дочь (Виктория Агалакова) и беременная жена (Наталья Земцова).
8 эпизодов первого сезона – это апокалиптическое роуд-муви с обилием побочных сюжетных линий и центральной, самой важной: герои направляются в Карелию, где на острове посреди Вонгозера папа Сергея организовал временное пристанище. Попутно они отбиваются от озверевших силовиков и мародеров, сталкиваются с некогда мирными гражданами, готовыми перерезать им глотку за банку тушенки, и встречают неожиданных союзников вроде медсестры Ольги (Анна Михалкова) и доброго доктора Паши (Александр Яценко) с иммунитетом к вирусу.
В процессе они ссорятся, мирятся, молодые влюбляются, взрослые разбираются в своих чувствах, время от времени кто-то хватается за автомат… И все так или иначе понимают, что в любой ситуации «нужно людьми оставаться», как сказала мудрая Аня. Пусть это и кажется задачей не из легких.
Наделав немало шуму в России, «Эпидемия» стала заметным явлением и на Западе. Стриминговый сервис Netflix приобрел права на показ сериала за $1,5 млн – рекордная на тот момент сумма для отечественных проектов. Его перевели на 12 языков. В 59 странах он вошел в десятку популярнейших шоу стриминга. Вдобавок «Эпидемии» щедро отсыпал комплиментов Стивен Кинг, отметивший, что здесь свирепствует чума, все пьют водку, оператор (Давид Хайзников) постарался на славу, да и вообще – настоящий спагетти-вестерн получился. Только зимний и холодный.
Стартует сериал вполне себе в духе «Выжившего» – бородатый мужик в мехах ползает по снегу и истекает кровью. В целом же в «Эпидемии» комфортно уживаются сразу несколько жанров. В рамках общего survival’а нашлось место и любовным историям, и семейным драмам, и превосходным экшен-сценам. Например, в серии с упомянутой Анной Михалковой, героиня которой собирает народное ополчение для сопротивления силовикам. То есть каждый зритель найдет для себя отдушину. Обнаженка имеется. Романтика присутствует. Юмор тоже включается. А порой и вовсе начинается чуть ли не хоррор – со скримерами и горами трупов.
Хлеба и зрелищ, стало быть, в «Эпидемии» в избытке. На артистов приятно смотреть, да и герои адекватно эволюционируют. С пафосного бизнесмена Лени мигом слетает апломб, едва он понимает, что от старухи с косой не откупиться пачкой наличных. Его дочь Полина, взбалмошная оторва, учится прощению и состраданию. А в робком Мише пробуждается истинное мужество. И в этом, пожалуй, главное достоинство сериала: перед нами не просто эффектный и все еще актуальный триллер, но и набор пронзительных историй об обычных людях, таких, как мы с вами.
Обычных людях в необычных (но ничуть не фантастических) обстоятельствах. Взвинченных, напуганных, рассерженных мужчинах, женщинах и детях на грани нервного срыва. И каждый из них может оказаться настоящим героем или законченной тварью – однозначных грешников и святых в «Эпидемии» не найти. Во всех персонажах кроется источник яркого света. Но в потемках их душ клубится непроницаемая мгла.
Отнюдь. Несовершенств в «Эпидемии» тоже хватает, пусть критичными их и не назвать. С одной стороны, создателей легко понять: героев много, драматизм должен зашкаливать, и связать воедино все причинно-следственные спайки непросто. С другой стороны – даже в контексте столь сложной ситуации отдельные сюжетные решения выглядят полной нелепицей.
Когда ваша машина упорно не хочет заводиться, а сами вы находитесь in the middle of nowhere, последнее, чего можно ожидать, – как из-под земли появившийся священник-автомеханик. Который и автомобиль починит, и на путь истинный наставит. Да и Кирилл Кяро в интервью «КиноРепортеру» признавался, что к своему герою у него накопился ряд претензий. Он, дескать, порой был явно глупее, чем сам Кирилл, и его действия не всегда поддавались логическому объяснению. Хотя кто из нас не вел себя странно, окончательно и бесповоротно выпав из зоны комфорта?
Вдобавок зло здесь не персонифицировано. В первой серии вроде бы объявился антагонист, безжалостный силовик-мародер, намеренный отомстить героям за смерть товарища (того застрелили в целях самообороны). Но в финале эпизода его линия оборвалась, а нового Главного Злодея, кого-нибудь типа Нигана из «Ходячих мертвецов» или кровососа Клима из «Вампиров средней полосы», так и не появилось. Да, происходящее по-прежнему пугающе реалистично. Но почему бы не возложить ответственность за зверские каверзы на плечи колоритного, постоянно действующего негодяя?
А еще… откуда под занавес восьмой серии (в Карелии!) взялись китайцы? Что ж, именно этот вопрос и подводит нас к прогнозам на второй сезон.
Начнем с того, что сезон №2 уже не имеет ничего общего с книгами Яны Вагнер – будь то «Вонгозеро» или его сиквел «Живые люди». Сценарий создавался специально для сериала. По словам Романа Кантора, история зажила своей жизнью, и судьба экранных героев должна была быть иной, чем будущее персонажей из книги. Он работал над сюжетом вместе с постановщиком Дмитрием Тюриным («Триггер», «Магомаев»), сменившим в режиссерском кресле Павла Костомарова. И первая серия сразу радует посвежевшим подходом к знакомому материалу. Пока Сергей со товарищи проезжали блокпост, авторы решили на нем задержаться. И показать, что силовики – отнюдь не такая безликая пугающая масса, как мы могли подумать.
В третьей трилогии «Звездных войн» подобным образом приобрел узнаваемое лицо штурмовик Финн в исполнении Джона Бойеги. А одного из силовиков в «Эпидемии» сыграл Юра Борисов, персонажу которого, Жене, ничто человеческое не чуждо. Он с удовольствием набирает в легкие свежий морозный воздух да верхушками сосен любуется. И семья у него где-то есть. Только не знает он, что произошло с близкими в его отсутствие. Когда его сослуживцы хотят расстрелять очередную группу потенциальных зараженных, он поднимает бунт. Потом сбегает. И в итоге, окоченевший от холода, падает на пороге домика в лесу.
Там притаились компания других новичков «Эпидемии», парней и девушек, коротающих время за самокрутками и крепкими напитками. В их числе – фотограф, тату-мастер, социолог и художница. Верховодит ими наглый блондин Тарас (Никита Еленев), любитель шуб эксцентричной расцветки. Сериал «Топи» от его внимания явно не ускользнул. Но на воплощение вселенского зла этот избалованный мажор явно не тянет. Зато параллельно мы узнаем о существовании некоего генерала, отдающего силовикам приказы. Правда, детали его участия в событиях пока не раскрыты.
Встреча новых и старых героев происходит в конце первой серии. Все заросли бородой – с визита на Вонгозеро прошел не один месяц. Сергея терзают вьетнамские флэшбэки, отсылающие к интригующему клиффхэнгеру, которым завершился предыдущий сезон. Произошла трагедия. Нужно как-то существовать дальше. Раньше у персонажей была конкретная цель – добраться до убежища. Сейчас цель иная, более абстрактная. Просто выжить. Что люди и делают – в присутствии отрядов вооруженных сил Китайской Народной Республики. Которые выглядят весьма угрожающе, хотя по радио можно услышать, что они вроде бы миротворцы.
Дальнейшее неясно. Как неясно и место, отведенное в сюжете… язычникам. Да-да, самым настоящим. Ничего хорошего наверняка ждать не приходится, но кто знает? Пока же на дворе весна. Юра Борисов поет «Бошетунмай» под укулеле. «Эпидемия» окончательно обрела независимость от первоисточника и задышала полной грудью. Саспенса по-прежнему предостаточно. Никуда не делся и юмор, что порой находит отражение в забавных сюрреалистических эпизодах. Но главное – сериал продолжает говорить о важных, нетленных ценностях, которые даже во время апокалипсиса нельзя игнорировать.
«Оказавшись вне цивилизации, человек должен очиститься, – говорит Дмитрий Тюрин. – Освободиться от вещизма, искусственных смыслов, ложных целей, к которым мы часто стремимся. И начать ценить какие-то простые вещи. Пережив суровую зиму, наши герои и проходят эту трансформацию».
Первые две серии второго сезона «Эпидемии» уже доступны на Premier. Выход третьего эпизода запланирован на 28 апреля. Финальная, 8 серия появится 2 июня.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…