Кино

Играем в Грету Тунберг на улицах Парижа: Рецензия на фильм «Этот новый мир»

Луи Гаррель как режиссер еще не нашел свой стиль, и его последняя работа, похожая на эксперимент, об этом явно напоминает. Однако это не просто еще один фильм: эффект Греты, судя по всему, докатился и до игрового французского кино, где теперь «ходят, болтают» об экоактивизме. Разбираемся, что такое «Этот новый мир» и кому стоит его увидеть.

Короткий синопсис короткого фильма (всего 67 минут) вводит нас в парижское семейство: 13-летний ребенок заявляет родителям, что собрался в Африку на экологическую миссию. Все детали – в тайне, потому что так решило сообщество из нескольких сотен детей. Основной посыл: «Вы, взрослые, ничего для нашего здорового будущего не делаете, а мы будем». И ладно бы оставить все в духе «чем бы дитя ни тешилось», так нет же, юный Жозеф распродал кучу ценных вещей, чтобы принять участие в глобальной экологической инициативе.

Камера движется так, будто мы заглянули в гости к Гаррелю домой, а там – длинные коридоры, большие окна и семейный хаос. Оттого создается ощущение, что это просто домашняя запись, которая вдруг запечатлела один из самых важных моментов в истории семейства. Вот только при взгляде на опустевший шкаф Марианны (Летиция Каста), где прежде размещались винтажные вещи, платье Dior и, судя по ее воплям, крутая кожаная куртка, испытываешь справедливое возмущение: да как этот пацан, который ни копейки не заработал, посмел распоряжаться вещами, которые ему не принадлежат?

Но насколько на самом деле справедливо это возмущение? Перепотребление (вещевой массмаркет – один из грязнейших видов производства) уже давно стало глобальной проблемой, и мальчишка просто об этом напомнил. Несознательно даже. Вещи-то он продал ради важного проекта: он и его друзья собираются спасти планету, начиная с Чада и Судана. А какие-то вещи – да разве важно? Нам всем жить в этом мире, который вскоре может превратиться в одну большую свалку.

Отец (сам Гаррель) тоже психует: в его шкатулке с коллекционными часами было штук пять. А теперь – одни. Кошмар! «Эти показывают то же время», – философски замечает отрок. И ведь не поспоришь. Жозеф занялся продажей домашнего антиквариата четыре месяца назад, а родители даже не заметили. Но ладно увлеченное накопительство вещей – это один вопрос. Другой – поездка в Африку. И в какой-то момент подача сюжета вообще перестает иметь значение, потому что «тут о важном говорят».

История до определенной поры раскручивается, позволяя взглянуть на более или менее адекватную реакцию родителей: они не наказывают ребенка, не смеются над его взглядами и не отвергают его желание что-либо изменить. Но, конечно, все, чем занимаются главные герои, – это «ходят и болтают». Болтают, по классике, в любом положении: сидя за столом, лежа на диване, по дороге в магазин – и темы нам знакомы: от взросления и экологии до проблемы отцов-детей и кризиса среднего возраста.

В семействе из фильма можно узнать себя или ближайших друзей, в мальчишке – постзумерское поколение, которое много думает о будущем и мало думает о сексе. Имеет место даже вполне адекватное и вместе с тем пугающее заявление Жозефа в адрес подружки: «У нас нет времени на ревность, ты же знаешь, мы скоро умрем». Но так как у картины довольно странный формат – старт из ниоткуда, завершение нелогичное, да и в целом ощущение, что это один из эпизодов реалити-шоу «удиви родителей» – в какой-то момент вообще перестаешь чему-либо удивляться.

Да, есть что-то неестественное, когда дети более сознательны, чем взрослые, и порой кажется, что подростки на экране просто притворяются, что заняты серьезным делом. Однако они действительно хотят действовать: Гаррель не тратит время на сомнения и переговоры, его персонажи сразу погружаются в тему, и он предлагает хотя бы попытаться всерьез отнестись к этим детям. Которые готовы собственным детством пожертвовать, потому что у следующего поколения детства может просто не случиться, как и рождения.

А поездка в Африку может дать старт «исправлению» погрешностей современного мира. Но если слоганы юных соратников Греты Тунберг уже не удивляют, потому что почти уложились в сознании современного общества как норма, то реакция старшего поколения вполне может обернуться катастрофой…

И тогда «Этот новый мир» Гарреля служит как инструкция. Потому что крики родителей сменяются реальной поддержкой. Даже при условии, что дети ее не просят и она им не нужна. «Они спасают свой мир – не наш», – отмечает Марианна. И тогда на первый план выходит образ идеальной матери в исполнении очаровательной Летиции Каста: она готова и в Африку полететь, если потребуется.

И все-таки, как так вышло, что современный французский кинематографист высказывается на тему экологии? Делает он это в своем стиле, с заходом через семью и чувственные отношения старшего поколения (Гаррель и Каста женаты и вместе отлично смотрятся в кадре), которое будто жило в другом мире до тех пор, пока сын не повзрослел. Тогда-то пришлось взрослеть и им тоже. Но сама идея – она идет не изнутри, а извне, это реакция на аналогичные сюжету фильма события, только из реального мира. Да-да, это все Грета Тунберг.

Можно сказать, что это запоздалая (но все еще одна из первых) реакция на поразительное поведение юной шведской активистки. Ведь дети не говорят и даже не думают о климате, дети остаются детьми, так? Документальный фильм уже снят: «Я Грета» (2020) рассказывает в первую очередь о девочке, которая хочет изменить мир, и о том, как она, обходясь без самолета, отправилась из Швеции в США, чтобы просто выступить с речью. А вот игровых проектов о том, какие отношения современные дети выстраивают с планетой, пока еще мало – если не сказать, что нет совсем.

Новый мир очень даже неплох, когда ты не героиня сериала «И просто так», будто внезапно оказавшаяся в будущем. Тут «взрослые» идут на контакт с новым миром, с новой этикой и, самое главное, со своим сыном-подростком. И увидеть «Этот новый мир» надо именно тем, кто постарше, за 30, а то и больше, просто чтобы дать себе шанс, прислушаться наконец к тем, кто в силу возраста права голоса не имеет. Не имел…

Но при прочих равных это все еще чувственная картина, немного хаотичная, картина эмоции, а не действия – с прекрасной Летицией Каста и мечтами о прекрасном. И путь сам фильм будто сделан на коленке для домашнего просмотра, он обладает всеми прелестями французского кино и становится важным шагом с точки зрения культуры. Это попытка начать диалог, где с обеих сторон взрослые, вне зависимости от «паспортного» возраста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

11 минут назад

Театр Наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр Наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Годы…

2 часа назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

2 часа назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

4 часа назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

8 часов назад

Рубен Эстлунд купил самолет ради нового фильма с Киану Ривзом

Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…

22 часа назад