Разбираем судьбу героя и пробуем понять, почему именно Дружелюбный сосед стал всеобщим любимцем.
4 июля в прокат выходит «Человек-паук: Вдали от дома» — очередная часть приключений Питера Паркера, более известного как Человек-паук. Это далеко не первое воплощение героя на экране: Дружелюбный сосед показался еще в 1967 году и с тех пор прочно закрепился в современной культуре не только в виде комиксов. «КиноРепортер» в честь выхода нового приключения всеми любимого героя вспоминает историю персонажа и рассказывает, чем именно он так важен.
Большая ответственность
Человек-паук — детище Стэна Ли и Стива Дитко, одних из главных «отцов» героев Marvel. Появление этого персонажа в Amazing Fantasy #15 (1962 год) стало своего рода сюрпризом: впервые вчерашний ребенок оказался не помощником состоявшегося и взрослого супергероя, а получил собственные приключения, что, само собой, привлекло подростковую аудиторию. Не менее важно и то, что Питер Паркер, скрывающийся под маской, был прост и понятен каждому: у него были проблемы в школе, он никак не мог начать встречаться с девушкой и в целом был «как все». Это сильно отличало его от привычных героев: у Бэтмена главной личностью был Брюс Уэйн, миллионер, а у Кларка Кента и вовсе именно Супермен являлся настоящим лицом.
Стэн Ли за год до этого представил необычную команду, Фантастическую четверку, главным отличием которой от привычных героев стала их человечность (подробнее об этом мы писали ранее). С Человеком-пауком он решил пойти дальше:
«Мартин [Гудман, издатель Marvel и начальник Стэна Ли – прим. ред.] сказал мне три вещи, которые я никогда не забуду. Он сказал, что люди ненавидят пауков, поэтому называть героя «Человеком-пауком» не стоит. Затем я сказал ему, что хочу сделать героя подростком, а Мартин ответил — подросток не может быть героем, только сайд-киком. Потом я сказал, что мой герой не должен быть популярным у девушек, красивым или сильным — он будет простым, тощим и высоким школьником. Мартин сразу спросил меня, понимаю ли я вообще, кто такой герой?», — рассказывал Стэн Ли о создании Паркера.
Читатель впервые столкнулся с Питером еще до того, как он стал героем: обычный подросток, не по годам умный, постоянно сталкивался с издевками и насмешками. Единственными близкими для Питера людьми были его тетя и дядя. Жизнь юноши кардинально меняется после того, как на школьной экскурсии его кусает радиоактивный паук: он обнаруживает, что обзавелся невероятной силой, выносливостью, может лазать по стенам и обладает «паучьим чутьем». Все это он начинает использовать не на благо общества, а для собственного обогащения, участвуя в различных развлекательных шоу. Пресытившись насмешками, Паркер решает помогать только себе и своим близким, что в итоге сыграет с ним злую шутку: упущенный им грабитель убьет дядю Бена. Последними словами человека, заменившего Питеру отца, стало ныне знаменитое выражение: «С великой силой приходит великая ответственность». Таким образом, Паркер становится героем поневоле, на собственной шкуре поняв, насколько важна полученная им сила.
Еще одной немаловажной деталью было то, что персонаж задумывался как взрослеющий вместе с читателями: если в первых выпусках Паркер был школьником, то со временем он поступал в университет, играл свадьбу, становился фрилансером, а позже и вовсе занимал пост главы собственной корпорации. Но главным в историях было то, что Паркер продолжал оставаться человеком несмотря на все сверхспособности.
Каждый из нас — паук
Во всех историях о Пауке было главное — его хрупкость и незащищенность: да, у него имеется суперсила, но даже она не являются гарантом защиты близких и его самого в повседневной жизни. И именно Питер Паркер стал проводником идеи, что герои остаются людьми: Дружелюбный сосед переживал из-за неудач в школе и прыщей. Тони Старк, более известный как Железный человек, в 1970-х сражался с алкоголизмом. Брюс Баннер, ставший Халком, боролся с подавленным гневом, так как в детстве над ним часто издевались в школе. После этого даже Супермен получил порцию личных страхов: впервые за свое долгое существование Человек из стали задался вопросом, кого на самом деле любит Лоис Лейн — Кларка Кента или Супермена?
Джо Кесада, шеф-редактор Marvel Comics, в свое время точно отметил:
«После Человека-паука все поняли, что формула Стэна Ли работает: чтобы герой в костюме стал правдоподобнее, его альтер эго должно быть таким же интересным, как и героическая личность — если не интереснее. Нужно показывать человеческую сторону героя. Нельзя делать так, чтобы герой в костюме раз за разом побеждал».
Да, читатели нередко обращаются к комиксам, отвлекаясь от действительности, но полностью избегать реальный мир тоже не стоит. Новому поколению куда интереснее читать не про фантастических героев в сияющих доспехах, а про более человечных, обычных людей. Еще одной деталью, говорящей о реализме, является и место действия: вместо выдуманных Метрополиса и Готэма, Питер живет в Нью-Йорке и сталкивается с теми же проблемами, что и любой житель города. Человек-паук стал героем, который первым столкнулся с последствиями трагедии 11 сентября. Он мужал, и школьные проблемы сменялись взрослыми: оплата ренты, поиски работы, сложности в отношениях, свадьба и развод — всем, через что проходят многие люди.
Именно апелляция к знакомым чувствам сделала с комиксами то, чего никогда не было раньше: в 60-х дети, заканчивающие школу и уходящие в колледж, продолжали читать истории о Паучке. А тот и не думал сбавлять обороты: несмотря на принятый комикс-код, в 1971 выходят выпуски без заветной плашки. Причиной стало обращение к теме наркозависимости, ранее запрещенной в комиксах: Стэн Ли по просьбе Департамента здоровья включил яркий анти-наркотический посыл в одну из сюжетных линий о Спайдермене. Позже это приведет к пересмотру отдельных пунктов комикс-кода. А уже в 1973 году Паркер не успевает спасти Гвен Стейси (точнее, его попытка спасти девушку вызывает т. н. хлыстовую травму, что и приводит к смерти) и терпит поражение от рук Зеленого Гоблина.
Дружелюбный сосед
Человек-паук понравился всем не столько своими силами, сколько действительно свежим подходом, который смог изменить индустрию. К привычным героическим приключениям добавилась мелодрама и повседневность, что и сделало его одним из самых узнаваемых героев. Для Marvel он стал своего рода символом: когда компания впервые входила на биржевой рынок, в Wall Street Journal писали о том, что «Человек-паук пришел на Уолл-стрит». Это самый продаваемый комикс в мире, а также одна из самых прибыльных франшиз, чьи доходы сравнимы с киновселенной Marvel. Комикс даже успел стать предметом изучения в университетах: кадры из фильмов, как оказалось, можно использовать для лечения арахнофобии, а сами комиксы помогают информировать детей и их родителей о жестоком обращении с детьми.
До экранов Паркер добирался недолго: полноценный фильм, ставший пилотной серией для шоу, вышел уже в 1977 году (роль стенолаза исполнил Николас Хэммонд). Тем не менее, кинотеатральный релиз Паучок получил только в 2002 после долгого производственного ада, в котором герой провел около десяти лет. Картина Сэма Рейми с Тоби Магуайром доказала, что фильмы по комиксам могут быть успешными, заработав более 100 миллионов долларов только за первый уикенд. Вышедшие двумя годами раньше «Люди Икс» старательно избегали своего комикс-наследия; «Человек-паук» Сэма Рейми использовал его на полную. Фильм не боялся быть глупым или смешным, ударяясь в реализм; но при этом и не было перебарщивания, как в случае с «Бэтменом и Робином» Джоэла Шумахера. Без «Человека-паука» супергероика могла бы лишиться юмора: выходившие в середине нулевых «Люди Икс» и «Бэтмен: Начало» старательно вытравливали все веселое из кинокомиксов, делая их более реалистичными. Человек-паук себе такого позволить не мог: по своей натуре это герой куда более жизнерадостный, не теряющий присутствия духа даже в тех ситуациях, когда весь мир готов тебя сломить. После этого кинопауков было еще двое: в 2012 роль Паркера исполнил Эндрю Гарфилд, а в 2016 появился герой, который влился в ряды героев киновселенной Marvel — Том Холланд. Словно этого мало, в 2018 миру явился и Майлз Моралес — темнокожий подросток с силами Спайдермена, живущий в другом измерении. «Человек-паук: Через вселенные» представил миру совершенно новый взгляд на анимацию, показав доселе неизвестные приемы. Мультфильм получил не только «Оскар» как лучший анимационный фильм 2018 года, но и стал самым высокооцененным фильмом во всей франшизе о стенолазе. А еще у Спайди есть свой Бродвейский мюзикл — роскошь, которой до него не удостоился никто из супергероев.
https://youtu.be/RBHpv0yuUGo
Человек-паук стал поистине народным героем: в то время, как другие юноши в трико менялись со временем, становясь сложнее и интереснее, он умудрялся оставаться собой — простым парнем, очень похожим на нас с вами, но обладающим большой силой. С которой, само собой, пришла и большая ответственность.
Комментарии