Большинство хороших мультфильмов не просто развлекают, но и несут в себе важную идею. А то и сразу несколько. Идеи эти зачастую оказываются банальны до зубовного скрежета: редкая современная анимация обходится без избитого «будь собой, и будь что будет». Но в истинных шедеврах кроется немало сложных и нужных тем, которые стоит обязательно обсудить с детьми. Ведь для них в первую очередь эти картины и создаются.
К 15-летию замечательного мультика «ВАЛЛ·И» мы и предлагаем вашему вниманию пятерку подобных лент из разных стран – в надежде на то, что они позволят вам завязать со своими чадами интересный и полезный диалог.
Через четыре года после знаменитого «Ежика в тумане» Юрий Борисович Норштейн выпустил самое, пожалуй, сложное и виртуозное свое произведение. Но именно в силу этой сложности и виртуозности «Сказку сказок» стоит посмотреть с детьми: кто знает, какие скрытые смыслы они здесь обнаружат? Открывает ее колыбельная про серенького волчка, за которой следует странная череда образов и сцен. Девочка прыгает через скакалку, что держит добродушный бык. Мужик разговаривает с котом. Гниют на автокладбище никому не нужные машины. Пары вальсируют под звуки танго «Утомленные солнцем». Бредут куда-то сквозь снег солдаты – или их призраки…
За этими и прочими явлениями наблюдает ошарашенный волчок, место которого, собственно, и предлагается занять зрителю. Юному – в том числе. Так с ходу и не скажешь, на какую беседу способна вывести «Сказка сказок». О киноязыке и Андрее Тарковском? Войне и мире? Мужчинах и женщинах? О том, что это за хитрая штука такая – человеческая память? Как бы то ни было, не надо недооценивать детей и пичкать их без конца «Тремя котами» и «Смешариками» (при всем уважении к «Трем котам» и «Смешарикам»). Дайте им шанс удивить себя. И открыть глаза на такие откровения, о которых вы, быть может, и сами не подозревали.
Меланхоличная, но жизнеутверждающая лента о маленьком роботе-уборщике с опустевшей Земли – хит славной эпохи Pixar Animation Studios, когда ее творения реально переписывали историю анимации, а не топтались на заезженном материале (пламенный привет «Баззу Лайтеру» с «Элементарно»). Если кто вдруг забыл, напоминаем, что в далеком-далеком будущем наша многострадальная планета стала окончательно непригодна для жизни. Всему виной – затопившие ее тонны неперерабатываемых отходов. Человечество спешно ретировалось куда-то в космос, а подчищать за людьми остались роботы серии ВАЛЛ·И. Один из которых – тоже своего рода одушевленное создание.
На свете существует немало мультиков с экологической повесткой. Но редкие картины доносят злободневные идеи с такой убедительностью, как работа дважды оскароносного Эндрю Стэнтона. Забота о Земле начинается с ухода за своим крошечным уголком – комнатой, квартирой, садом. Если дети упорно продолжают мусорить, выкидывают на улицу пластиковые бутылки и занимаются прочими антиобщественными делами, познакомьте их с ВАЛЛ·И. Они с исследовательским роботом ЕВОЙ помогут доходчиво объяснить, почему судьба Земли в буквальном смысле в руках каждого из нас.
Какие произведения Хаяо Миядзаки в первую очередь приходят вам на ум, если завести разговор о его творчестве? «Ходячий замок». «Унесенные призраками». «Мой сосед Тоторо». «Принцесса Мононоке». Японский кудесник снял столько замечательных картин, что рядом с общепризнанной и всемирно известной классикой теряются шедевры менее очевидные. Например, прелестная «Рыбка Поньо на утесе», где пятилетний Сосукэ знакомится с девочкой-рыбешкой Поньо (настоящее имя – Брунгильда) и своей преданностью помогает ей превратиться в человека вопреки козням колдуна Фудзимото.
Миядзаки часто снимал мультфильмы о дружбе представителей разных миров. И эта вариация на тему «Русалочки» учит находить общий язык с теми, кто на первый взгляд разительно отличается от тебя. В каждой социальной группе есть аутсайдеры, которые чем-нибудь да выделяются на фоне большинства. Нередко они становятся изгоями и таят обиду на весь род человеческий, хотя их всего-то нужно подбодрить вниманием и ласковым словом. Мама Сосукэ учит не судить людей (и русалок) по внешности, и лучшего совета для ребенка и пожелать нельзя. Твори добро, бро, и да воздастся тебе сторицей.
Ирландец Томм Мур – признанный гений современной анимации, а эта пронзительная фольклорная баллада – его драгоценнейшая жемчужина. События «Песни моря» разворачиваются на закате XX века. Мальчик Бен и девочка Сирша растут на крошечном острове с маяком. Воспитывают ребят папа Конор и добродушный лохматый пес Ку. Их мама Бронах происходила из рода шелки – мифических подводных людей-тюленей. Когда пробил час, она отдалась холодным морским волнам. Но прошли годы, и Конор с Беном осознали: немая Сирша – тоже девчушка необычная. Ей, как и матери, присущ редкий волшебный дар. Но неподалеку притаились злые силы, пытающиеся ей навредить.
Семью, как говорится, не выбирают. Однако многие дети часто заглядываются на сверстников, завидуют им, интересуются, почему, скажем, у Ивановых вот так дела обстоят, а у нас – совершенно иначе. Юный Бен был откровенно паршивым братом. И не ценил ни сестренкину хрупкость, ни навязчивую бабушкину заботу. Именно поэтому так впечатляет его эволюция из незрелого подростка в маленького мужчину, готового пожертвовать жизнью ради спасения ближнего.
«Песнь моря» не просто учит терпимее относиться к домочадцам, какими бы эксцентричными они ни были. Мультик Мура напоминает о святости и нерушимости семейных уз – прописная, возможно, но все равно важная истина, которую ребенку следует усвоить с малолетства. А потом и до «Форсажа» дело дойдет.
Последний по хронологии (но отнюдь не по значимости) мультфильм в нашей подборке – прошлогодний шедевр Гильермо дель Торо, принесший ему третьего в карьере «Оскара». И первого – за анимационную работу. Всем бы так в непривычном жанре дебютировать! Диснеевского «Пиноккио» будущий автор «Лабиринта Фавна» посмотрел еще в детстве и не на шутку испугался. Возможно, поэтому деревянную куклу из его ленты окутывает мрачное облако страха: Пиноккио регулярно попадает в жутковатый загробный мир, где кролики играют в покер, а Смерть с голосом Тильды Суинтон стращает его скорой кончиной.
Если в руках Роберта Земекиса новая версия сказки Карло Коллоди превратилась в примитивный гимн инклюзивности, то под крылом дель Торо она обернулась философским размышлением о конце жизненного пути, которого рано или поздно никому не избежать. В определенном возрасте дети начинают задавать неудобные вопросы: почему люди куда-то исчезают и не возвращаются? Что это вообще значит – умереть? Неужели и вы, мама с папой, тоже однажды уйдете?
Вполне естественно, если из-за подобных мыслей ребенок будет ощущать страх. Но ошеломляющий своей красотой «Пиноккио Гильермо дель Торо» утешает неоспоримой мудростью: жить нужно здесь и сейчас. А за встречи с теми, кого вам посчастливилось полюбить, стоит испытывать лишь благодарность – когда бы ни пришлось с ними расстаться.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…