Рассказываем, как отечественные мультипликаторы популяризовали былинный эпос.
Все началось с письма. Однажды студент Максим Свешников создал сценарий о приключениях русского богатыря Алеши Поповича, переделанных на современный лад. Отрывком из своего творения энтузиаст решил поделиться с петербургской студией «Мельница». Его нестандартный подход к русскому фольклору очень понравился руководителям: Свешникову предложили работу в молодой компании, которая практически сразу запустила в производство мультфильм по мотивам сценария студента. Именно с этого момента началась история самой успешной анимационной франшизы в России.
Сейчас трудно найти человека, который не знаком со студией «Мельница» и ее творчеством. Но и она когда-то была темной лошадкой: в конце 1990-х путь компании только начинался, и стартовал он с мультфильма «Приключения в Изумрудном городе». Аниматоры успели сделать четыре серии из 26 запланированных, прежде чем с ними прекратили сотрудничество. «Мельница» получала поддержку от «НТВ-Кино», но на заре нулевых у компании сменился собственник, и о продолжении истории Долли и ее друзей пришлось забыть.
Основатели анимационной студии – Сергей Сельянов, Александр Боярский и Константин Бронзит – не отчаялись: в 2003 году они выпустили мультфильм «Карлик Нос». Лента не окупилась в прокате, однако привлекла внимание к авторам. «Карлика» оценили как в России, так и за рубежом, где он получил несколько наград в области детской анимации. В это время до аниматоров дошло письмо Свешникова, и после его приезда в Питер обновленная команда приступила к работе над богатырским дебютом – «Алешей Поповичем и Тугарином Змеем».
«Мельница» явно вдохновлялась «Шреком», который перевернул подход к созданию анимации. Мультипликаторы по всему миру начали объединять знаменитые сказки, мифы и легенды с современными трендами, однако не всегда этот симбиоз выходил удачным. Нашим аниматором удалось применить формулу успеха «Шрека» к русскому фольклору и мастерски расставить те самые крючки из гэгов, отсылок к поп-культуре и черного юмора, которые цепляли и ребятишек, и более зрелую аудиторию. Даже конь Юлий, полюбившийся многим зрителям, – это отечественная версия неумолкающего Осла, отправившегося на поиски приключений с зеленым великаном.
Работа над «Алешей Поповичем» шла быстро, и уже через год после выхода мультфильма «Карлик Нос» студия выпустила новую анимационную ленту. Современный взгляд на русские сказки, колоритные персонажи, удачные штуки, Сергей Маковецкий, великолепно исполнивший роль князя Киевского, приятная рисовка – российский зритель просто не мог не влюбиться в богатыря и его друзей.
Правда, «Мельница» продолжала трудиться в убыток: при бюджете $4 млн «Алеша Попович» заработал в прокате чуть более $1,7 млн. Наша аудитория пока не была массово приучена к походам в кино, и авторы мультфильма это понимали. Вскоре после проката они выпустили богатырский дебют на VHS. Только тогда студия смогла отбить производственные затраты, а об анимационном Алеше Поповиче заговорила вся страна.
Аниматоры поняли, что мультипликационные былины при правильном подходе могут оказаться золотой жилой. Несмотря на отсутствие громких финансовых успехов, они запустили в производство следующую историю – о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. «Мельница» не стала изобретать велосипед, ведь фольклорная машина работала как надо: если получилось в первый раз, то выйдет и во второй. Просто нужно учесть ошибки предыдущей ленты и расширить лор франшизы (англ. lore – базовая информация, на основе которой строится сюжет).
Так, помимо второго богатыря и Змея Горыныча, авторы ввели в сюжет Бабу-Ягу и вернули на экраны персонажа Маковецкого. Князь Киевский теперь выступал связующим звеном между фильмами франшизы, как в будущем создатели киновселенной Marvel сделают с Ником Фьюри, роль которого исполнил Сэмюэл Л. Джексон.
«Добрыня Никитич» показал себя в прокате гораздо лучше «Алеши Поповича», но все равно провалился: мультфильм заработал $3,6 млн, хотя его бюджет составил $4,5 млн. «Мельница» продолжала верить в успех своего начинания: даже если анимационные богатыри не встретятся на широком экране, то каждый из них хотя бы получит по собственной картине. На том и порешили – в 2007 году в кинотеатрах появляется «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», и… впервые в истории студии ее творение окупается! При затратах в $2 млн мультфильм собрал почти $10,5 млн, а это означало, что выход анимационного проекта про совместное приключение трех богатырей оставался лишь вопросом времени.
Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец объединились на экране в 2010 году. В качестве антагониста мультфильма создатели выбрали Шамаханскую царицу, тем самым продолжив отходить от чисто былинных историй в сторону сказок. Поклонникам франшизы такой подход пришелся по душе – кассовые сборы спин-оффа составили свыше $20 млн. Для «Мельницы» это был небывалый успех, и богатырская серия спустя шесть лет после рождения наконец-то в полной мере раскрыла свой потенциал.
На волне ее популярности по мотивам мультфильмов выходили видеоигры, разнообразный мерчендайз, памятные монеты и даже новеллизации, которые дети и их родители сметали с полок магазинов. Подрастающее поколение теперь следило за приключениями не только Железного человека и Бэтмена, но и русских богатырей, которые для массы мальчишек и девчонок превратились из персонажей фольклора в отечественный аналог зарубежных супергероев.
«Мельница» сумела превратить былинный эпос Древней Руси в успешный бренд, и теперь каждые пару лет в кинотеатрах выходит очередная история о приключениях трех богатырей. Однако конвейерный подход к созданию продукта всегда связан с определенными рисками, и если авторы больше не могут предложить ничего оригинального, то и спрос начинает падать.
Уже в середине 2010-х сборы новых спин-оффов и оценки зрителей наглядно продемонстрировали, что аудитория устала от некогда популярных персонажей. Самоповторы, недостаток креатива, снижение общей планки качества – совокупность этих факторов и оказалась причиной потери интереса публики к анимационной франшизе. Последний на данный момент командный мультфильм, «Три богатыря и Конь на троне», смог заработать в прокате $7 млн.
Петербургская студия начала вновь посвящать персонажам франшизы сольные ленты – в 2020 году на экраны вышел «Конь Юлий и Большие скачки». Но даже самый харизматичный герой вселенной не добился грандиозных успехов, заработав около $4,9 млн. Однако вряд ли эти цифры смущают «Мельницу», ибо богатыри и компания, несмотря на снижение кассовых сборов, в любом случае приносят прибыль. Это неудивительно, поскольку все мультфильмы цикла выходят в новогодние праздники, и для некоторых российских семей поход в кино стал доброй традицией.
Так или иначе, у аниматоров все еще большие планы на богатырей. В ближайшем будущем нас ждет не только несколько новых мультфильмов об их приключениях, но и продолжение в виде 6-серийного мультсериала. Будет интересно увидеть, изменится ли подход авторов к созданию историй о знаменитых героях и сможет ли новый формат реанимировать медленно увядающую киновселенную. Которая, тем не менее, по-прежнему остается самой успешной российской анимационной франшизой.
Комментарии