На примере известных проектов рассказываем, почему кастинг не менее важен, чем сценарий или музыка.
Никогда не знаешь, какой молодой артист станет следующей кинозвездой. Однако предугадать подобный исход все же можно. В этом и заключается работа кастинг-директоров. «КиноРепортер» вспоминает картины, ставшие карьерным трамплином сразу для нескольких артистов.
«Изгои» (1983)
Для Фрэнсиса Форда Копполы 1980-е выдались особо продуктивными. Режиссер выпустил девять картин, практически по одной в год за целое десятилетие. Самой известной его лентой того периода можно назвать подростковую драму «Изгои». Действие разворачивается в 1960-е в небольшом городке, где за место под солнцем борются две уличные банды. У Копполы получилась необычная и неоднозначная экранизация одноименного романа, которую точно нельзя ругать за кастинг.
«Изгои» выделяются не столько сюжетом, сколько грамотно подобранным актерским составом. Практически каждый ведущий артист в свое время оказался в зените славы. Фильм запустил карьеры Мэтта Дилона, Патрика Суэйзи, Дайан Лэйн, Тома Круза (в тот же год он появится в кинотеатрах с «Рискованным бизнесом»), Роба Лоу (его дебют) и Эмилио Эстевеса. Двух последних, к слову, позже включили в так называемую Brat Pack, группу молодых звезд, которые вместе снимались в драмах взросления.
За кастинг «Изгоев» отвечала довольно известная в кинокругах Джэнет Хиршенсон. Помимо Копполы она часто работала с Роном Ховардом, Джоном Хьюзом (вечная благодарность за Кевина МакКаллистера) и Крисом Коламбусом (спасибо за идеальный каст «Гарри Поттера»).
«Под кайфом и в смятении» (1993)
«Под кайфом и в смятении» – один из тех фильмов, с которыми чаще всего связывают имя Ричарда Линклейтера. В основу этой подростковой комедии легли его собственные воспоминания о школьных годах. Изначально задуманная как сладкая история с ложкой дегтя, со временем комедия стала позиционироваться как гимн подростков, тусующихся от заката до рассвета в компании сверстников и пивных кег. И заслуженно завоевала как преданных фанатов, так и культовый статус.
Разумеется, актерский ансамбль сыграл в этом немаловажную роль. На экране засветилась целая плеяда артистов. Зрители могут увидеть совсем юных Бена Аффлека, Адама Голдберга, Миллу Йовович (она же успела сняться в «Возвращении в Голубую лагуну») и непривычно усато-волосатого Мэттью МакКонахи. Для последнего участие в проекте стало особо знаковым событием. Персонаж МакКонахи очень полюбился зрителям, а его фирменная фраза «Alright, alright, alright» быстро ушла в народ. Даже сам актер не раз ее эксплуатировал. Например, во время получения «Оскара».
В поиске актеров помогал кастинг-директор Дон Филлипс. Прежде он работал над криминальной драмой «Собачий полдень» с Аль Пачино, триллером «Пророчество» и «Игрой» Дэвида Финчера.
«Черный ястреб» (2001)
В девяностые и нулевые военные фильмы оставались одним из излюбленных жанров кинематографистов, среди которых был и Ридли Скотт. После неоднозначной драмы «Солдат Джейн» режиссер вернулся к милитаристской тематике с «Черным ястребом» (в других переводах «Падение «Черного ястреба»), основанным на реальных событиях. Сюжет ленты рассказывал об одном из эпизодов гражданской войны в Сомали, известном как «Сражение в Могадишо». Во время проведения операции по захвату важных целей американские военные теряют в уличных боях два вертолета. Рейнджеры и подразделение «Дельта» получают приказ любой ценой организовать эвакуацию раненых.
Одно из главных преимуществ военного жанра – впечатляющий ансамбль актеров. Вспомним «Взвод» Оливера Стоуна или «Спасение рядового Райана» Стивена Спилберга. Не стал исключением и «Черный ястреб», где в главных ролях блистали уже известные массовому зрителю Юэн МакГрегор, Сэм Шепард и Том Сайзмор. Однако молодых талантов и будущих звезд Голливуда все же было больше. Компанию набирающему популярность Джошу Хартнетту составили Эрик Бана (успел засветиться в драме «Взгляд изнутри»), Том Харди и Орландо Блум (в тот же год на широкие экраны вышел «Властелин колец»).
Режиссером «Черного ястреба» по работе с актерами была Бонни Тиммерманн, у которой в резюме уже имелось несколько удачных кастинговых решений. Она ответственна за главный дуэт «Полиции Майами: Отдел нравов», героев-бурильщиков из «Армагеддона» и сногсшибательных сотрудниц «Бара «Гадкий Койот».
«Дрянные девчонки» (2004)
«Дрянные девчонки» – один из флагманов подростковых комедий нулевых. Типичная школьная история о королевах бала, первой влюбленности и культе популярности. Фильм рассказывает о 16-летней Кейди (Линдси Лохан), которая только вернулась с семьей из Африки и теперь готовится к первому дню в новой школе. Девушка попадает под влияние местной «королевы улья» Реджины и через некоторое время из прилежной ученицы и верной подруги превращается в худшую копию ее идола.
Вскоре после премьеры Лохан закрепила за собой статус успешной молодой звезды и it-girl нулевых. При этом «Дрянные девчонки» послужили творческим трамплином и для других актрис. Роль Реджины стала прорывной для Рэйчел МакАдамс, у которой в том же году вышел культовый «Дневник памяти». Ее сюжетным подругам повезло не меньше – на Аманду Сайфред и Лиззи Каплан, прежде лишь мелькавших на экране, посыпались предложения как на телевидении, так в большом кино.
За кастинг «Дрянных девчонок» отвечал в том числе Гэйл Левин. До подростковой комедии он открыл миру талант Леонардо ДиКаприо в драме «Что гложет Гилберта Грейпа», а также нашел блистательных артистов для «Джерри Магуайера» и «Как отделаться от парня за 10 дней».
«Сорокалетний девственник» (2005)
Джадд Апатоу с детства обожал комедию. В школе он вел юмористическую передачу на радио, а после поступления в университет начал выходить на сцену как стендап-комик. Апатоу по образованию сценарист, в 1990-х он написал сценарии для «Толстопузов», «Кабельщика» и сериала «Хулиганы и ботаны». Набравшись опыта, мужчина решил попробовать силы в режиссуре – его первой полнометражной работой стал знаменитый «Сорокалетний девственник».
Мало того, что комедия запустила карьеру 43-летнего Стива Карелла и изменила ход производства сериала «Офис», так еще и познакомила зрителей с целой россыпью актерских дарований. Вместе с Кареллом и Полом Раддом в фильме сыграли Сет Роген, Кэт Деннингс, Джона Хилл (за пару лет до «SuperПерцев») и Элизабет Бэнкс. Последнюю вскоре после премьеры ленты пригласили в «Клинику», где ее персонаж фигурировал на протяжении трех сезонов.
Кастингом «Сорокалетнего девственника» занималась легендарная
Элисон Джонс. За свою карьеру она приложила руку к упомянутым «Офису» и «SuperПерцам», а также к истории взросления «Леди Берд», ромком-боевику «Скотт Пилигрим против всех», прошлогодней «Барби» и многим другим известным проектам.
«Однажды в… Голливуде» (2017)
Квентин Тарантино известен трепетным отношением к каждому элементу своих работ, будь то реквизит или кастинговые решения. Режиссер также старается сотрудничать с одной и той же командой на всех проектах. Поэтому если кто-то приглянулся ему как мастер своего дела, будьте уверены, что этот специалист вновь поработает с маэстро. Так случилось и с Викторией Томас, чей совместный творческий путь с Тарантино начался с «Джанго освобожденного».
Самым значимым ее вкладом в карьеры юных дарований стал «Однажды в… Голливуде». Прорывная роль культиста Тэкса подсветила Остина Батлера, которого сейчас называют одним из самых многообещающих актеров. Майя Хоук, дочь Умы Турман и Итана Хоука, по сути запустила свою карьеру с фильмом Тарантино (но не стоит забывать и об «Очень странных делах»). Сидни Суини также блеснула талантом за пару месяцев до выхода «Эйфории». А Майки Мэдисон позже и вовсе исполнила главную роль в «Аноре» Шона Бэйкера, получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в этом году.
Комментарии