Может показаться, что имя Рубена Эстлунда прогремело на весь мир сравнительно недавно, когда его сатирический фильм-катастрофа «Треугольник печали» завоевал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», Vulcain Prize и премию французской ассоциации киноискусств. Но победы на Лазурном берегу случались у шведского режиссера и до прошлого года. В 2014-м Эстлунд взял на самом престижном международном фестивале приз жюри с фильмом «Форс-мажор», и на этой неделе он выходит в повторный российский прокат. По такому случаю подробно рассказываем о человеке, который получил свой первый приз на ММКФ, а затем покорил и другие мировые смотры.
В кинематограф Рубен Эстлунд пришел с небольшими фильмами про лыжников, которые он начал снимать в середине 1990-х в итальянских Альпах и в Канаде. Затем был университет в родном Гетеборге и не слишком извилистая дорога к славе. Его дебютный фильм «Гитара-монголоид» (2004) сразу же попал в основной конкурс 27-го ММКФ, где получил приз ФИПРЕССИ.
Кстати, в конкурсе скандинавов тогда было трое, и все удостоились признания: датчанин Томас Винтерберг («Дорогая Венди» по сценарию Ларса фон Триера) в итоге получил «Серебряного Cвятого Георгия» за режиссуру, а «Вечную мерзлоту» финна Аку Лоухимиеса отметили призом жюри.
Справедливости ради, смотреть «Гитару-монголоида» не слишком легко: события в кадре идут в реальном времени, а камера запечатлевает в основном бытовую жизнь горожан со всеми горестями и радостями. Фактически это предтеча мокьюментари – роли в полуторачасовом фильме исполняли обычные люди, а действие разворачивалось в городке Йотеборге.
В картине есть неприемлемые с точки зрения морали фрагменты, прекрасно отражающие реальность. При этом Эстлунд не замалчивает и проблемы тех, кого обычно стараются не замечать: в числе героев – мальчик с синдромом Дауна, который мастерски играет на гитаре, и пожилая дама с ОКР. Кроме того, в свободной форме изложения отлично просматривается связь с «Гуммо» (1997) – неслучайно дебют Хармони Корина швед включил в десятку своих самых любимых картин, наравне с «Идиотами» (1998) Ларса фон Триера.
Еще одно любопытное пересечение, связанное с Московским кинофестивалем, – недавнее упоминание режиссера Никитой Михалковым. В сугубо хвалебном ключе.
«Это трезвый взгляд на то, что происходит в мире. Он вдохновляет и рождает надежду», – кратко отрецензировал «Треугольник печали» Никита Сергеевич на пресс-конференции, приуроченной к открытию 45-го ММКФ.
Впрочем, это будет дальше. А в середине нулевых Эстлунд делает первые, но уже вполне уверенные шаги к мировой известности. «Автобиографическая сцена номер 6882» (2005) длиной в 9 минут осталась на задворках истории, как и Nattbad (2006), выпущенный в рамках кампании по борьбе с наркотиками. А вот полнометражный «Добровольно-принудительно» (2008) – другой альманах о жизни обычных людей – ни много ни мало выдвигался от Швеции на «Оскара».
Еще одна короткометражка Эстлунда, «Происшествие в банке» (2010), выиграла «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм на Берлинале и Гран-при на кинофестивале в Тампере. Это реконструкция реальных событий, произошедших в июне 2006 года, когда грабители ворвались в местный банк.
Несмотря на форс-мажорные обстоятельства, в картине сильна комедийная тональность. Незадачливые воришки заходят не в ту дверь, по дорогам разъезжают полуголые активисты, а свидетели спокойно рассуждают, не должны ли они вызвать полицию, и страдают от того, что на их телефонах плохой зум. А вот у Эстлунда с техникой все в порядке: изображение стилизовано под съемку с дорожной камеры. Фиксированной камерой, кстати, режиссер пользуется регулярно, захватывая таким образом как можно больше окружающего пространства.
Впервые Рубен Эстлунд приехал в Канны в 2011 году: он привез на Лазурный Берег криминальную драму «Игра», посвященную сложным вопросам мультикультурализма, мигрантов и терпимости. Это еще одна реконструкция реальных событий: в середине 2000-х банда чернокожих подростков совершила около 40 ограблений других детей посредством обмана, шантажа и запугивания. Постановщик воссоздал один день из жизни банды, наглядно показав, что насилие может принимать разные формы, особенно если резистентность к некоторым из них по каким-либо причинам отсутствует.
И если в первый раз Эстлунд остался без призов, последующие его визиты в Канны окупились с лихвой: за «Форс-мажор» (2014) он получил приз жюри программы «Особый взгляд», а «Квадрат» (2017) и «Треугольник печали» (2022) удостоились «Золотой пальмовой ветви».
Все три картины – сардоническое обличение западных привычек и настроений. Сатиру Рубена Эстлунда на людское эго и неолиберальные ценности называют жесточайшей: фактически именно он инициировал волну фильмов про богачей-придурков, которые ни с чем не могут справиться самостоятельно.
Их нерешительность – оставшись в зоне комфорта, увидеть, что лежит за ее пределами, – тонет в пучине ужаса, как внешнего, так и внутреннего. Сюжет «Форс-мажора» запускает лавина, которая вынуждает бизнесмена Томаса (Йоханнес Кюнке) спасаться бегством, бросив жену и детей. Он будет отпираться до последнего, однако позже найдет в себе силы сделать шаг в неизвестность. Не станет ли слишком поздно – большой вопрос.
В «Квадрате» куратор художественного музея Кристиан (Клас Банг) решает лично разыскать преступника, укравшего у него телефон, но при этом влипает в криминальную историю. Наконец, в «Треугольнике печали» уборщица Эбигейл, неожиданно вознесшаяся на вершину пищевой цепи, колеблется в момент выбора – между унизительным «знай свое место» и самым настоящим убийством за привилегии.
Вокруг тем временем творится сущее мракобесие: тепличные условия схлестываются с богато выписанной реальностью, градус абсурда стремится к бесконечности, эмоции выходят наружу вспышками насилия. Хваленая толерантность оказывается конструктом, причем крайне вредным для выживания.
Сложно сказать, отражает Эстлунд в своих фильмах реальность или формирует ее. Возможно, предсказывает: если 6 лет назад «Квадрат» смотрелся дикой антиутопией, сейчас он экспонирует не менее дикую реальность – во всяком случае, для европейцев. Неприспособленность сверхбогатых людей к обычной жизни, элитарность закрытых сообществ, красота как новая валюта, убожество современного искусства, которое не рождает ничего свежего… Эстлунд выстраивает свои сценарии, словно лабиринты, где каждый поворот – изобретательная возможность съязвить.
Критикуя капитализм, он идет от обратного – после премьеры «Треугольника печали» в Каннах газеты пестрели заголовками в стиле «Эстлунд о коммунизме» и «Рубен не ненавидит богачей». На современное искусство он набрасывается, доводя модные тенденции до состояния полной бессмыслицы. А главной движущей силой делает страх героя потерять лицо.
Персонажами чаще всего становятся мужчины, но кризис маскулинности режиссер использует как предлог для более глубокого исследования характеров. Томас из «Форс-мажора» бьется в истерике в том числе и потому, что не может выбраться из ямы жалости к себе. Не меньше страдает и его друг Матс (Кристофер Хивью) – мужественный и волевой, но при этом добрый и нежный, он близко к сердцу воспринимает слова подружки о том, что он тоже способен на подлость. Гипотетическая ситуация, проговоренная вслух, уязвляет эго и разрушает романтические отношения на корню.
Кристиан из «Квадрата» – совершенно оторванный от реальной жизни человек, привыкший пускать все на самотек и определенно достойный того, что сваливается на его голову. Иронично, что в его бедах виноват только он, – тот самый решительный шаг сыграл с ним злую шутку и обернулся долгоиграющими последствиями. В своем внеплановом расследовании герой все глубже вязнет в конфликтах – социальном, культурном, внутреннем, в конце концов. А мир вокруг продолжает трещать по швам.
Карл (Харрис Дикинсон) из «Треугольника печали» и вовсе оказывается в самых неблагоприятных условиях: зарплата меньше, чем у коллег женского пола, но гендерный этикет никто не отменял – изволь ухаживать за дамой красиво. Противоречие? Еще какое.
Еще одна характерная черта в фильмах Эстлунда – так называемая групповая динамика. Процессы взаимодействия в небольшом коллективе легче всего проследить в замкнутом пространстве, отсюда лыжный курорт и роскошный круизный лайнер. При этом раса, национальность и менталитет значения не имеют – Рубен сталкивает самых разных героев, которые могут даже не понимать друг друга из-за языкового барьера.
В новом фильме с витиеватым названием «Система развлечений не работает» он освоит и наднациональное пространство – персонажам предстоит пережить многочасовой перелет без гаджетов. Географические границы отпадают за ненадобностью, сбежать некуда, а режиссер еще и вдохновился антиутопией Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Другой вариант проследить отношения между людьми – исследовать уже устоявшийся коллектив с парой новичков. Родственников, коллег, соседей. Тех, кто может встретиться за одним столом и стать свидетелем очередной нелепой выходки со стороны кого-то из внутреннего круга.
Или из круга внешнего – посторонние часто нарушают привычный ход вещей. Они заметно отличаются от остальных: пока «цивилизованные» герои пытаются оправдать свое поведение научными терминами и подстроиться под требования общества, «дикари» поддаются инстинктам.
Не зря практически в каждом фильме Эстлунда находится пара минут для кричащих или рычащих полуобнаженных мужчин, выражающих таким образом свою первобытную силу. Пытающихся скрыться от социальных и культурных условностей. Что значит быть мужчиной? Как демонстрировать свое мужество окружающим? Что ж, явно не так.
Прыгать с моста, желая доказать, что ты не слабак, как это сделал персонаж из «Автобиографической сцены номер 6882», тоже не стоит. Кстати, даже в ранней ленте Эстлунда доведение до крайности работает: потребность в признании и утверждение лидерства здесь абсолютно деструктивны и противоречат не только здравому смыслу, но и инстинкту самосохранения.
Требования времени просвещенного и осознанного – быть героем, не показывать слабости, – запускают в персонажах непрекращающийся круговорот сомнений. А идеология уступает место давлению со стороны общества. Под которым люди ломаются, а Эстлунду остается лишь запечатлевать этот процесс на камеру. И сопровождать его классикой – музыкой Вивальди и Баха. Просто потому, что это вечная история.
Но попутно в объектив попадает и нечто другое – ловушки вроде алчности и пьянства, абсолютная незащищенность детей перед злом, инфантильность и равнодушие взрослых. Пазл, в который они сложены, как правило, отлично составлен – главное, разглядеть их за шутовским фасадом.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…