В центре внимания – драма о выживании, хоррор о няне и несколько очень разных историй о взрослении.
Фестиваль независимого кино «Сандэнс», который в этом году проходил в онлайн-формате, завершился 30 января. Главные призы смотра получили драматическая история выживания «Утама» и фильм ужасов о крушении американской мечты «Няня». Однако в каждой программе есть свои лауреаты, выбор которых говорит о том, что пандемия как тема для рефлексии отходит на второй план.
Драматический конкурс (США)
- Гран-при жюри – «Няня» (Nanny), реж. Никьяту Джусу
- Приз зрительских симпатий – драма Cha Cha Real Smooth, реж. Купер Рэфф
- Приз за режиссуру, сценарий и монтаж – Джэми Дэк, «Пальмы и линии электропередач» (Palm Trees And Power Lines)
- Специальный приз жюри за актерский состав – «892», реж. Эби Дамарис Корбин
- Специальный приз жюри: «Бескомпромиссное художественное видение» – Брэдли Руст Грэй, «Кровь» (Blood)
- Приз за работу сценариста имени Валдо Солта – Кристен Давила, «Скорая помощь» (Emergency)
Драматический конкурс (мир)
- Гран-при жюри – «Утама» (Utama), реж. Алехандро Лоайса Гризи
- Приз зрительских симпатий – «Девочки» (Girl Picture), реж. Алли Хаапасало
- Приз за режиссуру, сценарий и монтаж – Марина Горбач, «Клондайк» (Klondike)
- Специальный приз жюри за актерскую игру – Тереза Санчес, Dos Estaciones
- Специальный приз жюри: «Новаторский дух» – Мартика Рамирес Эскобар, «Леонор никогда не умрет» (Leonor Will Never Die)
Локальная драма всегда была основной темой «Сандэнса», но на этот раз личные переживания оказались в особом фокусе. Судя по всему, тема пандемии постепенно себя изживает: если в прошлом году в программу попали преапокалиптические фильмы вроде «Собака не перестанет лаять», «Розовое облако» и «Нам всем конец», то на этот раз в центре внимания оказались человеческие переживания в чистом виде.
Основные награды отошли истории о семье, которая пытается выжить в Боливии («Утама»), и хоррору «Няня» об иммигрантке, которая, устроившись на работу, теряет шанс привезти своего сына в Штаты. Остальные распределились равномерно между романтическими историями и сюжетами о личной борьбе.
Часть картин посвящена созреванию и трансформации главных героев, которые переживают романтическое чувство. Например, в Cha Cha Real Smooth беззаботный парень, влюбившись, наконец начинает всерьез думать о будущем. Драма «Кровь» исследует, может ли из боли потери вырасти новая любовь. Фильмы «Пальмы и линии электропередач» и «Девочки» с разных сторон раскрывают тему девичьего взросления. Ну а «Скорая помощь» рассказывает о двух товарищах, чья разудалая школьная вечеринка пошла не по плану.
Другая важная тема на «Сандэнсе» – личная борьба, с которой сталкиваются персонажи. В центре картины Dos Estaciones – история владелицы завода по производству текилы, которая делает все, чтобы спасти остатки национальной гордости. Герой фильма «892» идет на ограбление банка ради благополучия семьи, чем лишает себя самого шанса на хороший исход. А «Леонора никогда не умрет» рассказывает о сценаристке на пенсии, которая решает спасти свою семью от долгов и… случайно попадает в свой же сценарий.
На общем фоне выделяются три фильма, которые посвящены абортам. Два игровых проекта – «Событие» о беременности, которая меняет планы главной героини на жизнь, и байопик «Зовите Джейн» о подпольной организации, осуществляющей безопасные операции. Документалка «Джейн» (The Janes) – собственно, о ней же.
Ни одна из картин не была отмечена призом «Сандэнса», однако это не так важно: сам факт появления сразу трех историй на тему абортов говорит о том, что эта проблема не решена. Один из фильмов – «Зовите Джейн» – вошел в конкурсную программу Берлинале в этом году, а «Событие» наградили главным призом Венецианского кинофестиваля в 2021-м. По классике, «Сандэнс» задает тон, и мы наверняка еще не раз услышим о премьерах фестиваля и проблемах, которым они посвящены.
О других интересных премьерах «Сандэнса» мы писали здесь.
Комментарии