Рекорды отечественного проката, Barbenheimer и голливудская забастовка.
Звезды сошлись
Современные технологии позволяют показать на экране все что угодно с невероятной реалистичностью. Но все же есть что-то завораживающее, когда ты видишь кадры, действительно снятые на земной орбите. И потому первый подобный игровой фильм – огромное событие, а то, что это сделали российские кинематографисты, – повод для гордости.
Первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт, а теперь и первое игровое кино в космосе: гегемония России за пределами стратосферы сохраняется, что не только приятно, но и очень важно. И конечно, нельзя не отметить, что усилия не пропали даром: драма «Вызов» окупилась, собрав в национальном прокате 2,14 млрд рублей, а ее создатели – режиссер Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и продюсер Константин Эрнст – получили Государственную премию в области литературы и искусства.
Новая планка
Год еще не закончился, но уже можно смело утверждать, что 2023-й ознаменует новый рекорд суммарных сборов отечественного кино в национальном прокате. Ранее наибольшим достижением были 12 млрд рублей – столько собрало российское кино в 2022-м. Под занавес 2023-го в общей кассе нашего кино – 11,4 млрд, и в том, что планка в 12 млрд будет пройдена, сомневаться не приходится: все еще хорошо собирает «По щучьему велению», а впереди «Елки 10», «Три богатыря и Пуп Земли» и еще два десятка картин.
Правда, достижение было бы невозможно без «Чебурашки»: его сборы 6,8 млрд составляют больше половины от общей кассы. Однако это далеко не единственный кассовый хит 2023 года. Помимо него и сказки про говорящую щуку, зрители активно смотрели фильмы «Вызов», «Праведник», «Баба Яга спасает мир», «Поехавшая», «Повелитель ветра» и другие.
Взрывная история
Словечко Barbenheimer – без сомнений, одно из главных, чем запомнится уходящий год. Промокампания, объединившая два таких максимально разных, но выходящих одновременно фильма, как «Барби» и «Оппенгеймер», стала во многом уникальной и наверняка войдет в учебники по маркетингу. В плюс работало все, начиная от самой идеи столь невероятного микса и заканчивая скандалами вроде претензий жителей Японии, которые прекрасно помнят о бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, и, мягко говоря, не оценили веселые постеры с ядерным взрывом.
И конечно, лучшее подтверждение достижений в продвижении картин даже не то, что комедия Греты Гервиг стала самым кассовым фильмом в мировом прокате, а то, что драма Кристофера Нолана, посвященная создателю ядерной бомбы (очевидно, не такое яркое зрелище, как, например, «Рокетмен» про Элтона Джона), со своими $949 млн – теперь самый кассовый байопик в истории.
Надо уметь договариваться!
2 мая объявила забастовку Гильдия сценаристов США, что, по сути, остановило подготовку всех фильмов и телешоу в стране – практически все авторы, работающие в индустрии, являются членами этого профсоюза. Гильдия требовала от Альянса продюсеров кино и телевидения пересмотра ряда ключевых условий взаимодействия, но получила отказ. 14 июля к коллегам присоединилась Гильдия киноактеров, у которой были похожие требования все к тому же альянсу.
Демарш окончательно поставил на стоп производство каких-либо проектов, что привело к миллиардным убыткам и сдвигу на значительно более поздние сроки всех запланированных на ближайший год премьер. Сценаристы свернули забастовку 27 сентября. Актерам удалось достичь предварительной договоренности с продюсерами лишь 8 ноября. Размер катастрофы, которую повлек за собой многомесячный простой, еще предстоит оценить.
Что-то пошло не так
Помимо колоссальных убытков, которые понесли из-за забастовок студии, крайне болезненным ударом для них стала целая серия кассовых провалов крупнобюджетных блокбастеров. Первым стал в мае «Форсаж 10», который едва смог отбить свой производственный бюджет $340 млн, но не затраты на продвижение. Куда печальнее результаты у картин «Индиана Джонс и Колесо судьбы», «Флэш» и «Особняк с привидениями»: все три имели огромный бюджет ($295, $200 и $150 млн соответственно) и не смогли вернуть даже эти затраты.
В прокатных неудачах виноваты сразу несколько факторов: и завышенные бюджеты, и маркетинговые просчеты, и изменение запросов аудитории. Однако, какими бы частными ни были эти примеры, колокол зазвонил по всем мейджорам, и по результатам года политика распределения средств наверняка будет пересмотрена.
Открытка из Лас-Вегаса
Пока технологическим стандартом являются фильмы разрешением 4К, и даже контента в 8К почти нет, Даррен Аронофски стал первым режиссером, снявшим кино в… 18К! Четкость такого изображения даже вообразить трудно. Да и увидеть почти невозможно: оборудования, способного воспроизводить такую картинку, нет нигде. Кроме разве что «Сферы» – расположенного посреди Лас-Вегаса громадного купола высотой свыше 100 метров.
Именно там и демонстрируется творение Аронофски – картина «Открытка с Земли», которая представляет собой уникальное произведение на стыке научной фантастики и документально-видового кино, рассказывающее историю нашей планеты за 50 минут. Причем помимо запредельной четкости изображения зрителей там ждут голографические и даже погодные эффекты. Так что это реально тот случай, когда дома смотреть – не то.
Комментарии