Загадки для хот-дога: Как Скуби-Ду стал главным говорящим псом в кино | КиноРепортер
КиноРепортер > Кино > Загадки для хот-дога: Как Скуби-Ду стал главным говорящим псом в кино

Загадки для хот-дога: Как Скуби-Ду стал главным говорящим псом в кино

19 мая 2020 /
Загадки для хот-дога: Как Скуби-Ду стал главным говорящим псом в кино

«КиноРепортер» — о прошлом, настоящем и будущем знаменитой собаки, чья слава не утихает более полувека.

В мае на американских цифровых площадках стал доступен «Скуби-Ду» — очередной мультфильм о приключениях, пожалуй, самого известного немецкого дога в истории кино. Впервые герой появился более полувека назад, но уходить с экранов он не намерен и продолжает пополнять ряды преданных фанатов с каждым своим появлением. «КиноРепортер» решил разобраться в секрете его популярности и рассказать о тернистом пути, который пришлось преодолеть псу и его команде за эти годы.

Рождение Скуби

Один из ранних концепт-артов сериала

В 1960-е самым громким производителем мультфильмов была студия Уильяма Ханны и Джозефа Барберы: прайм-тайм был буквально забит их сериалами. Однако большая их часть не устраивала родителей: «Космический призрак», «Геркулоиды», «Бердман и Галактическое трио» были жестокими и на фоне растущих волнений из-за войны во Вьетнаме казались все менее подходящими. Доходило до открытой конфронтации: кроме потока писем с угрозами в адрес компании и критики в СМИ, перед офисом Hanna-Barbera то и дело собирались пикеты бастующих родителей.

Исполнительный директор канала CBS Фред Сильверман искал способ сохранить аудиторию, при этом оставив довольными и родителей. Первой ласточкой стал сериал «Арчи», основанный на одноименном комиксе (сегодня героев можно увидеть в «Ривердэйле»). Шоу о подростковых трудностях и начинающей рок-группе неожиданно пришелся детям по вкусу, и Сильверман задумал новый, схожий концепт.

Он предложил Барбере идею «Мистической пятерки»: пятеро подростков-рокеров вместе с псом, играющим на банджо, должны были не только выступать с концертами, но и разгадывать тайны, связанные с различной нечистью вроде зомби, призраков и вампиров. Изначально героев звали Джефф, Майк, Келли, Линда и В.В., а псу дали кличку Слишком (Too Much). Поначалу Слишком был овчаркой, но довольно быстро породу сменили на немецкого дога.

Однако после проработки «Мистическая пятерка» не понравилась Сильверману, и сериал продолжил метаморфозы. Количество героев сократилось до четырех, от музыкальной концепции отказались, но пса оставили. Главный аниматор проекта Ивао Такамото взялся рисовать Слишком, но при этом не сильно опирался на образ дога: вместо горделивой осанки и примет породы его пес был сутулым, с кривыми лапами и двойным подбородком. Героев переименовали: оставшуюся четверку (без Майка) звали Дафна, Велма, Шэгги и Ронни (позднее он стал Фредом). Название также сменили на «Кто н-н-напуган?» (Who’s S-S-Scared?). Сильверман был очень доволен результатом, но президент CBS Фрэнк Стэнтон счел шоу слишком страшным для детской аудитории.

Это не остановило команду, и тогда Слишком стал Скуби-Ду — имя пришло из песни Фрэнка Синатры Strangers in the Night. В припеве Синатра поет doo-be-doo-be-doo, и это вдохновило Сильвермана на новую кличку. Сериал же переименовали в «Где ты, Скуби-Ду?». Настрой шоу также сменился: разгадка тайн, конечно, осталась на месте, но сериал приобрел яркий комедийный оттенок и сосредоточился на историях о Шэгги и Скуби. В таком виде мир и познакомился с Mystery Inc. в 1969 году.

Ранние годы

Первый сезон шоу включал в себя 17 серий, как и главный конкурент — мультсериал «Харди Бойз», вышедший в то же время на канале ABC. Братья-детективы не выдержали конкуренции со Скуби и закрылись после первого же сезона, а вот у детища Hanna-Barbera судьба сложилась иначе.

Характеры героев опирались на популярный в начале 1960-х ситком «Успех Доби Гиллис»: сценарист «Скуби-Ду» признавался, что все персонажи списаны со старого шоу вплоть до облика. Также нельзя не отметить влияние популярного радиосериала «Я люблю тайны», откуда и пришел детективный мотив шоу.

Каждый из пятерки героев обладал яркими чертами характера: Фред был лидером команды, Велма выступала аналитиком, Дафна чаще других оказывалась в опасности (и к тому же была довольно тщеславна), а Шэгги и Скуби были трусами, которых еда интересовала больше, чем тайны. Каждый эпизод строился по схожей формуле: фургон с героями приезжал в очередное место, в котором население жаловалось на появление монстра — зомби, вампира, призрака или иной нечисти. В процессе поиска улик они сталкивались с существом (чаще других находили монстров Шэгги и Скуби), что раз за разом завершалось погоней. В конце подростки понимали, что на деле никакого монстра нет — это лишь переодетый преступник. И разоблаченные злодеи всегда разочарованно восклицали: «Мне бы сошло это с рук, если бы не вмешательство этих надоедливых детей!» 

На волне успеха канал заказал и второй сезон из 8 эпизодов. Но теперь упор сделали на слэпстик-комедию, а погони стали сопровождаться характерной музыкой. И уже в 1972 году на смену привычным 25-минутным сериям пришли часовые эпизоды под общим названием «Новые фильмы о Скуби-Ду». В каждом эпизоде героям помогали приглашенные звезды. Среди них были, например, Три балбеса, Гарлемские путешественники и даже Бэтмен и Робин — последние появлялись неоднократно. В таком виде сериал просуществовал еще 2 года, но в 1976-м вместе с Сильверманом мигрировал к конкуренту, каналу ABC.

Последующие сериалы

Новый дом — новые правила, и «Скуби-Ду» претерпел немало изменений в эти годы. Сначала вернулся к более короткому формату, с которого начинал, но представил несколько новых персонажей. Самым активным стал племянник Скуби, Скрэппи-Ду, который смог подогреть интерес к несколько наскучившей франшизе. В 1980-е выходил сериал «Скуби-Ду и Скрэппи-Ду», серьезно изменивший привычную формулу: вместо получасовых детективных историй серии шли около 7 минут и были чисто комедийными, а из героев остались лишь Скуби, Скрэппи и Шэгги. Интересно, что злодеи все еще появлялись в шоу, но зачастую они и правда оказывались призраками или оборотнями.

В последующие годы Скуби с друзьями отправлялся на поиски самых страшных привидений в мире («13 призраков Скуби-Ду»), обзаводился новыми знакомыми (был, к примеру, Винсент Ван Гуль), а в 1988 году новый сериал «Щенок по имени Скуби-Ду» показал первые годы знакомства Скуби и тогда еще детей-героев оригинального шоу. На смену околореалистичному тону оригинала пришел стиль мультфильмов Тэкса Эйвери из Looney Tunes.

Скуби в XXI веке

В 1990-х героя ждало затишье: телеканалы в основном показывали старые сериалы, а новая жизнь пришла лишь в 1998 году, когда права на героев выкупила студия Cartoon Network. Помимо перевыпуска классических сериалов, CN также сняли четыре полнометражных мультфильма, а позже запустили шоу «Что новенького, Скуби-Ду?». Сериал вернулся к корням, отбросив все наработки 1980-х. Правда, на этот раз события были приближены к современности: на экране то и дело мелькали более современные технологии, хватало отсылок к современной культуре, а музыка была перезаписана, чтобы звучать посовременнее. В таком виде шоу продержалось 3 сезона. После этого Шэгги и Скуби вновь остались одни: в сериале «Шэгги и Скуби-Ду ключ найдут!». 

С 2010 года Скуби вернулся к своим корням: «Корпорация «Тайна» стала своеобразным перезапуском франшизы, и новый сериал никак не учитывает предыдущие. В остальном же все по-старому: герои путешествуют по стране и решают мистические загадки, то и дело сталкиваясь с «паранормальными» злодеями. Интересно, что этот сериал можно считать самым взрослым из всех: впервые здесь появились романтические отношения, а тон стал несколько мрачнее — вплоть до того, что некоторые из второстепенных персонажей умирают по-настоящему. В таком виде, пусть и с небольшими изменениями, сериал существует и до сих пор: в 2019-м, к примеру, запустился новый сериал «Скуби-Ду и угадай кто?», в котором в получасовых сериях герои встречают приглашенных звезд. В числе гостей — Джокер и Бэтмен, Шерлок Холмс, Ванда Сайкс, Крис Пол, Sia и другие. 

Секрет популярности

Полвека спустя после своего появления Скуби-Ду все еще способен заинтересовать зрителя. 19 телесериалов, около 40 полнометражных мультфильмов и два фильма, выходивших в начале 2000-х — что и говорить, интерес на удивление не ослабевает. Хотя казалось бы: The New York Times прямо называет Скуби-Ду «одним из самых простых и неоригинальных продуктов для подростков в Америке».  И по мнению Washington Post, посыл мультсериала довольно прост: «Дети должны принимать участие в происходящем, собаки добрые, жизнь прекрасна, а если что-то тебя пугает — нужно с этим столкнуться лицом к лицу». И все же трусливый и нелепый пес со своими друзьями сумел пережить таких мастодонтов, как Флинстоуны, медведь Йоги и Космический призрак.

Первоначальную популярность объяснить нетрудно — не в последнюю очередь сериалу помог запрос от родителей. К этому стоит добавить то, что Америка в то время переживала недоверие к президенту Ричарду Никсону и его политике в отношении Вьетнама. В обществе, среди подростков в особенности, главенствовала мысль «Никогда не доверяй тому, кто старше 30», и мультфильм являлся хорошей тому демонстрацией случайно ли или намеренно.

И даже внутри самой команды подчеркивалась ценность юности и беспечности: взрослый и мудрый Фред на пару с Дафной должны по идее решать все проблемы, но чаще всего оказываются в тупике. На помощь (причем в основном совершенно случайно) приходят Скуби и Шэгги, а также самая младшая в команде — Вельма.

Интересно и то, что говорят фанаты о четверке. Если о Фреде и Дафне только и ходят слухи, что они либо нынешняя, либо бывшая пара, то с оставшимися двумя дела обстоят куда интереснее. Так, например, фанаты уверены, что Вельма — лесбиянка (или хотя бы бисексуалка). Кстати, в полнометражных киноадаптациях с подачи сценариста Джеймса Ганна даже появилась сцена с поцелуем Вельмы и Дафны — правда, в финальный монтаж она не попала. Что касается Шэгги, тут все еще просто — он явно фанат расширяющих сознание веществ. Об этом говорит его заторможенность и постоянный голод. Заигрывать с такими темами в 1970-х — шаг смелый, а антиниксоновский посыл (слова «Мне бы сошло это с рук, если бы не вмешательство этих надоедливых детей!» легко мог произнести сам президент) срабатывал почти безотказно как проявление бунта. То, что нужно для подростков.

Нельзя не отметить и то, что основная формула с разоблачением оказывает своеобразный терапевтический эффект. Родителям нередко приходится объяснять, что монстры не живут в шкафу или под кроватью, а страшная тень за окном — всего лишь дерево. Мультфильм делает то же самое, так как очередной призрак в музее всегда оказывается простым вором.

И тем не менее все это работает не только в 1970-е, герои с годами меняются, но центральная тема остается. Не нужно видеть внутренние устои группы как контркультурные обществу, и формула эта работает одинаково удачно среди общительных детей и стеснительных аутсайдеров. Что важнее, это еще и неплохо отражает известный конфликт отцов и детей. Фред, Дафна, Вельма и Шэгги за полвека стали архетипичными героями, своеобразным отражением подростков. 

Все это делает Скуби и его друзей по-настоящему вневременными героями, которых смотрит не без удовольствия каждое новое поколение. И по всей видимости, будут смотреть и дальше: вряд ли трусливый пес исчезнет с радаров в ближайшие годы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: