2024 год подарил нам воз и маленькую тележку отличных хорроров. Тут тебе и «Собиратель душ», и «Полночь с дьяволом», и «Я видел свечение телевизора», и Oddity со Stopmotion, спрятавшиеся за локализациями «Астрал. Медиум» и «Вуду. Шепот тьмы». И много чего еще. Казалось бы, непросто переплюнуть такой урожай. Однако вполне возможно, что 2025-й по части ужасов даже оставит своего предшественника позади. Не верите? Тогда наш хит-парад самых ожидаемых хорроров ближайшего будущего уже стучится в вашу дверь! Сразу предупреждаем, что сиквелы мы охватили по минимуму, поэтому «Пилы 11», «Заклятия 4» и «М3ГАН 2.0» вы не найдете (как и «Носферату» – его мы отдельно разобрали по полочкам). Зато встретите массу других занятных экспонатов на любой вкус.
Изначально в переосмысление классического сюжета об оборотне хотел заскочить Райан Гослинг, а в режиссеры метил Дерек Сиенфрэнс, доверивший ему топовые роли в драмах «Валентинка» и «Место под соснами». Но произошла рокировка, и постановкой занялся Ли Уоннелл, который запустил франшизу «Пила» на пару с Джеймсом Ваном, а сам снял третий «Астрал», «Апгрейд» и «Человека-невидимку» (тоже вариация на тему олдскульного хоррора от Universal).
Каст нового «Волка» возглавил Кристофер Эбботт, в последние годы как влитой вписавшийся в лихое авторское кино, а для этого фильма учивший волчий язык тела по видеороликам. Ведущая женская роль поручена Джулии Гарнер («Озарк»), которой очень идут короткие кудряшки. На первый взгляд все по старинке: рана, заражение, жуткие трансформации. Но источники вдохновения Уоннелла не самые банальные – пандемия COVID-19 с клаустрофобным ощущением (само)изоляции и «Муха» Дэвида Кроненберга, исчерпывающее произведение о том, как человеческое тело выходит из-под контроля. Вдобавок команда в рамках препродакшена смотрела и разбирала классику – «Нечто» с «Сиянием». А также, например, «Любовь» Михаэля Ханеке, мощную трагедию о том, как между близкими рвутся привычные связи.
В прокате с 17 января
Неутомимый Стивен Содерберг, который без передышки что-то снимает и продюсирует, представляет очередной эксперимент. Не просто хоррор о семье, заселившейся в стремный дом, а хоррор о семье, заселившейся в стремный дом, снятый от лица призрака. Что переворачивает историю с ног на голову и гарантирует принципиально иной эффект сопричастности. Настолько гнетущий, что слабые духом граждане на фестивале «Сандэнс» даже с сеансов сбегали – слишком уж дискомфортное зрелище, дескать.
За камерой стоял сам Содерберг, он же монтировал. В кадре – Люси Лью, Джулия Фокс из «Неограненных алмазов» и Крис Салливан, игравший Шокерфейса во вторых «Стражах Галактики». Над сценарием трудился опытнейший Дэвид Кепп («Тайное окно», «Парк Юрского периода»), друг Содерберга, написавший для него высокотехнологичный триллер «Кими». Первые зрители заявили, что Стивен давненько не был так убедителен. Кто-то, однако, сетовал на искусственность персонажей и чрезмерную запутанность сюжета, которую обрубает резкий финал. Выводы, как обычно, лучше делать самостоятельно, освежив предварительно «Паранормальное явление».
В российском прокате с 23 января
Сын Энтони Перкинса Осгуд, для своих просто Оз, и раньше снимал классные фильмы. Взять хотя бы тревожный дебют «Февраль» или визионерскую страшилку «Гретель и Гензель». Прошлогодний «Собиратель душ» закрепил его статус видного хоррормейкера, и вот на очереди «Обезьяна», рассказ о братьях-близнецах, которые обнаружили на чердаке игрушечного примата и размотали, сами того не желая, цепочку странных смертей.
В роли близнецов – Тео Джеймс, который наконец избавился от ярлыка «парня из «Дивергента» и недурно проявил себя в «Белом лотосе» и «Джентльменах». Еще публика сможет лицезреть Татьяну Маслани, она же Женщина-Халк, и Элайджу Вуда, не только заслуженного полурослика, но и звезду инди-хорроров. Ну а в основе «Обезьяны» – новелла Стивена Кинга сорокалетней давности, вошедшая в сборник «Команда скелетов» (вместе с небезызвестной повестью «Мгла»). В продюсерах – Джеймс Ван, за дистрибуцию отвечает компания Neon, занимавшаяся «Анорой», «Кукушкой», «Присутствием», «Собирателем душ» и «Титаном».
В российском прокате с 27 февраля
Молодая журналистка получает приглашение, от которого нельзя… Ну, вы поняли. Едет она, в общем, в уединенное местечко, где функционирует что-то вроде коммуны, созданной знаменитым в прошлом певцом. Однажды он неожиданно для всех испарился. А теперь объявился – с недобрыми, надо полагать, намерениями.
Играет певца Джон Малкович, который может сколько угодно сниматься в чепухе категории Ы: в нужный момент он всегда рад взять себя в руки и отжечь в приличном проекте. Таком, как этот свежачок A24, главная роль в котором досталась Айо Эдебири из «Медведя», а на бэк-вокале засветились Мюррэй Бартлетт из «Белого лотоса», Эмбер Митфандер из «Добычи» и замечательная Джульетт Льюис. По трейлеру напоминает микс «Кумира», «Прочь» и «Подай знак». Ну а поп-музыка – действительно тот еще культ.
В российском прокате с 13 марта
Эффектная вдова направляется на свиданку с незнакомцем, с которым переписывается несколько месяцев. Как вдруг получает анонимные угрозы с требованием, в частности, проверить камеры наблюдения в доме. А там – некий тип в маске, способный невинным деткам навредить. И предлагающий сыграть в игру: чтобы спасти домочадцев, вдовушка должна прикончить своего кавалера.
С каждым следующим фильмом, от «Скаутов против зомби» до «Счастливого нового дня смерти», Кристофер Лэндон повышал градус дикости, пока не уперся, собственно, в картину под названием «Дичь». А «Дроп» он предпочел седьмому «Крику» – и правильно сделал. Так что готовимся к твистам, манипуляциям и ловушкам в компании Меган Фэйхи (все тот же «Белый лотос») и Брэндона Скленара («1923»).
В прокате с 10 апреля
Внезапный заход на территорию хоррора со стороны Райана Куглера, который стартовал с социальной драмы «Станция «Фрутвейл», затем запустил серию «Крид» (продолжение «Рокки»), а после этого пришел к успеху и снял две части «Черной Пантеры». На чем явно подзаработал, но марвеловский конвейер – от лукавого, вот и переключился Куглер на проект менее амбициозный, но тем и манящий. В кадре – опять близнецы, Майкл Б. Джордан плюс Майкл Б. Джордан, которые возвращаются в родной городок и противостоят необъяснимому злу.
События разворачиваются в Новом Орлеане 1930-х, что сулит колоритнейшую южную готику, причем с солидным по хоррор-меркам бюджетом $90 млн. «Грешников» долго окутывали всевозможные слухи – одни писали что-то про вампиров, другие утверждали, что Куглер приплетет сюда аниме-элементы. Более четкие детали в прессу не просочились (и славно). В прочих ролях – многоопытный Делрой Линдо, симпатяга Хейли Стайнфелд и Джек О’Коннелл, в последнее время как-то завявший, а здесь взявший на себя обязанности негодяя.
В прокате с 18 апреля
Геймеры точно знакомы с survival’ом Until Dawn от студии Supermassive Games, который позволял вжиться в шкуру сразу нескольких персонажей, чьим жизням угрожали темные силы. Интерактивная игра, где требовалось проживать взаимосвязанные сюжетные линии и регулярно делать непростой выбор, сама по себе вышла максимально кинематографичной. А тут еще и полноценная экранизация подоспела, по трейлеру вроде смахивающая на типичный подростковый слэшер (хоть и с петлей времени), но, надеемся, припрятавшая в рукаве козырек-другой. Иначе зачем это все.
Режиссер – Дэвид Ф. Сандберг, который возвращается к хоррорам после дилогии «Шазам!». В списке актеров – чудесная кудряшка Одесса Эзайон, лучшее, что было в последнем «Восставшем из ада», и специалист широкого профиля Петер Стормаре. К сценарию руку приложил Гари Доберман, известный по «Проклятию Аннабель» и «Оно». А оператор Максим Александр – выходец из «французского экстрима», поработавший на «Кровавой жатве», «Зеркалах» и «У холмов есть глаза». Господа, короче, толковые собрались. Заслуживающие доверия.
В прокате с 25 апреля
В зарубежный прокат «Компаньон» ворвался недавно, но целевую аудиторию уже покорил. Главная героиня (Софи Тэтчер из «Еретика») – андроид, запрограммированный для удовлетворения прихотей романтического характера. Но сама она об этом не догадывается, пока владелец (Джек Куэйд из «Пацанов») не привозит ее на посиделки с корешами. Где вскрывается нелицеприятная истина и начинается кровавая банька.
Дрю Хэнкок, фанат «Крепкого орешка», снимавший ролики для Converse и Tenacious D, с этим фильмом дебютировал в режиссуре. А продюсерскую поддержку ему оказал Зак Креггер, чей «Варвар» несколько лет назад здорово завирусился. Кажется, и «Компаньона» в течение 2025-го мы будем периодически вспоминать, благо и противостояние человека с AI надолго (навсегда?) останется актуальным конфликтом. Причем не только в кино.
В российском прокате с 5 июня
Дэнни Бойл и Алекс Гарленд снова вместе – грядет долгожданное возвращение в уютный мирок старого доброго ультранасилия, где толпы живых мертвецов распахивают перед всеми желающими теплые дружеские объятия. Гарантированный хит летнего сезона с лучшим трейлером последних месяцев и массой узнаваемых лиц: вызов зомбакам бросают Аарон Тейлор-Джонсон, Рэйф Файнс и Джоди Комер, а в отдельной роли (не зомбака) сверкнет Киллиан Мерфи. Правда, вроде как не в этом фильме, а в продолжении: вторая часть с подзаголовком «Костяной храм» выйдет в 2026-м.
Бойл пообещал представить необычный взгляд на знакомый сеттинг и взаимодействие персонажей. С момента вспышки вируса прошло много лет, не дней и недель, как прежде. Поэтому авторы нагнетают атмосферу чистого постапокалипсиса, где выжившие выстроили новые социальные связи и сформировали особые законы существования в экстремальных условиях. А еще «28 лет спустя» целиком снят на iPhone 15 Pro Max.
В прокате с 18 июня
Гильермо дель Торо наконец дорвался до проекта мечты. В 6 лет он посмотрел «Франкенштейна» 1931 года, и тот его знатно перепахал, навеяв в процессе нетривиальные религиозные ассоциации (чудище Бориса Карлоффа показалось ребенку Мессией). Идея собственного прочтения романа Мэри Шелли не отпускала Гильермо, причем однажды он заявил, что идеальный способ экранизировать его – снять мини-сериал эпизода эдак на четыре. Но в итоге все вылилось в полный метр для того же Netflix, что принял дель-торовского «Пиноккио» и альманах «Кабинет редкостей».
В этой версии монстра играет Джейкоб Элорди, который постепенно избавляется от клейма токсичного плейбоя из «Эйфории». В его создателя превращается Оскар Айзек, а компанию им составляют Миа Гот, Кристоф Вальц, Ларс Миккельсен и другие уважаемые артисты. На съемках в Шотландии дель Торо жил в отеле XIX века, в номере, из которого в панике выселился кто-то из продюсеров – из-за загадочных электрических и физических явлений. Режиссер вообще славится тем, что выбирает для размещения локации с паранормальной активностью. А те, в свою очередь, на новые свершения его вдохновляют.
Один «Франкенштейн» – уже неплохо, а два «Франкенштейна» – просто шикарно. Вторая полнометражка Мэгги Джилленхол (после отменной «Незнакомой дочери») станет оммажем книжке Шелли и фильму «Невеста Франкенштейна», который многие почитают даже больше великого оригинала. Время и место действия – 1930-е, Чикаго, где добрый доктор создает спутницу для своего первого творения. Ведущие роли разделили Кристиан Бэйл и Джесси Бакли, снимавшаяся у Чарли Кауфмана («Думаю, как все закончить»), Алекса Гарленда («Род мужской») и той же Джилленхол в той же «Дочери». Брат Мэгги, кстати, на экране тоже появится.
А сама «Невеста» окажется мюзиклом с песнями и плясками, как положено. В оригинале она и называется соответствующе: The Bride! Именно так, с восклицательным знаком, в духе Oklahoma! и Baby It’s You! А колдует над музыкой Джонни Гринвуд из Radiohead, который давно превратился в потрясающего кинокомпозитора – постоянного соратника Пола Томаса Андерсона.
В прокате с 26 сентября
Соскучились по прелестному городку, в котором с бесцветных небес сыпется пепел, из-под брошенных машин выползают скользкие твари, а за углом подстерегает Пирамидоголовый? Конечно, соскучились. Ну так трепещите: Кристоф Ган, автор «Сайлент Хилла» 2006 года, подготовил новую главу жуткой эпопеи по мотивам игры Silent Hill 2 (ее ремейк геймеры со слабыми нервами проходили с включенным светом).
На сей раз в потусторонний мир отправляется Джеймс Сандерленд (Джереми Ирвин), намеренный отыскать покойную жену. Там его поджидают заковыристые головоломки и ужасы, летящие на крыльях ночи. Игра предполагала пачку концовок разной степени мрачности, поэтому возможный финал фильма окутан тем же туманом, что и безлюдные улочки чертовски негостеприимного места.
Женщина из уединенного сельского края слетает с катушечек, борясь с депрессией. Такова маленькая, да удаленькая завязка свежей картины Линн Рэмси, пятикратной каннской лауреатки («Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было»). Количество звезд на квадратный метр зашкаливает: в центре – Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон, на втором плане – Ник Нолти, Сисси Спейсек и Лакит Стэнфилд, в продюсерах – Мартин Скорсезе.
А в основе – одноименный роман Арианы Харвич, про который писали, что он «режет, точно скальпель», вызывая при этом кинематографические параллели с лентами Дэвида Линча, Джона Форда и Джона Кассаветиса. Отличный подарок тем, кто ждет Паттинсона в «Микки 17» и мечтает о лучшей версии Лоуренс, чьи последние работы («Мост через озеро», «Без обид»), мягко говоря, удручали.
«Глаза-сердечки». Казалось бы, ничего революционного: маньяк кромсает в капусту сладкие парочки в День всех влюбленных. Но до чего же хороша его маска с прорезями в виде сердец. Да и режиссер Джош Рубен («Оборотни внутри») свое дело туго знает.
«Корни». Нет, это не байопик отечественного поп-бенда. Такое кино в хоррор-формате мы бы глянули с радостью, но сейчас перед нами колоритный жутик с оригинальным заголовком Fréwaka (от ирландского fréamhacha – корни), героиня которого устраивается сиделкой к пожилой даме и сталкивается со сверхъестественным. На выходе получаем угрюмый фолк с отсылками к национальной мифологии.
«Ритуал». Не путать с походной дичью Дэвида Брукнера: новый «Ритуал» – история двух экзорцистов, которые стараются вытащить девушку из дьявольской передряги. События реальны: одержимость Эммы Смит стала одним из известнейших подобных случаев в XX веке, так что создатели могли воспользоваться любопытными материалами. Бесов гоняют Дэн Стивенс и Аль Пачино.
Him. Спорт-хоррор (да, есть и такие) про квотербека с лицом Марлона Уайанса, который тренирует многообещающего игрока помоложе. Звучит как стереотипный зачин сотни шаблонных драм, но производством занимается компания Джордана Пила, что автоматически придает интригу любому сюжету. А сценарий Зака Экерса и Скипа Бронки успел пошуметь в «черном списке» лучших неопубликованных текстов.
«Женщина во дворе». С энергичных триллеров («Ручная кладь» зимой прогремела на Netflix) Жауме Кольет-Серра перешел на ужастики. И под крылом Blumhouse соорудил страшилку о тетке в черной накидке, которая внезапно нарисовывается на лужайке возле дома героев и сидит там практически без движения, воплощая нечто зловещее и непостижимое. Лаконичный ролик с криповым детским стишком запускать перед сном не рекомендуется.
«Моди» можно назвать долгостроем – экранизировать пьесу Денниса МакИнтайра, посвященную трем дням из жизни Амедео Модильяни, еще в конце 1970-х…
Из космической тюрьмы сбегает группа особо опасных преступников. Угнав звездолет, они скрываются в неизвестном направлении. В погоню за ними устремляются…
Сегодня могло бы исполниться 85 лет великому британскому актеру, лауреату премий «Золотой глобус» и BAFTA Джону Херту. Он запомнился зрителям…
На фестивале «Кустендорф» в Сербии Эмир Кустурица заявил, что Юра Борисов сыграет в его новом фильме, черной комедии под названием…
Пол Ньюман не просто так считается символом золотой эры Голливуда – актер снялся во множестве прекрасных классических лент, за которые…
Театр Олега Табакова выпустит спектакль «Позывной Тишина» об участниках СВО. Премьерные показы пройдут 22 и 23 февраля на Другой сцене…